Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 3. Половая любовь

Не любишь - горе, а влюбишься - вдвое.
(Русская пословица)

              Проблема любви. Современному человеку бывает некогда "любить". В ус-ловиях конкуренции, при жесточайшей борьбе за существование, при неизбеж-ной погоне за куском хлеба, за наживой или карьерой, не остается места для культа любви. Мужчина опасается большого любви, которая может отвлечь его от "главного" в жизни.
       Свободная любовная связь требует несравненно большей затраты времени и душевных сил, чем оформленный брак или беглые покупные ласки. Душев-ные притязания свободных возлюбленных друг к другу обычно выше, чем у ле-гальных супругов. Самостоятельная "холостая" женщина кладет на весы сча-стья при свободной любви не только свою душу, но и любимое дело, повыша-ется ее требовательность к мужчине: она взамен ждет щедрой расплаты, "богатейшего дара" - его души."
       Большая любовь" - редкий дар судьбы, выпадающий на долю немногих избранников, констатировала А. Коллонтай, первая в мире женщина-дипломат и женщина с богатым любовным прошлым. Миллионы людей никогда не зна-вали всесилия ее колдующих чар. Что делать этим обездоленным, обойденным? Обречь их на холодные супружеские объятия без Эроса? На пользование про-ституцией? Ставить перед ними, как это делает современное общество, жесто-кую дилемму: либо "большая любовь", либо "эротический голод"? Но рядом - целая гамма различных видов любовного общения полов.
       Школа любви. Чтобы "большая любовь" стала достоянием человека, необ-ходимо пройти трудную, облагораживающую душу "школу любви".
       Эпифюмия (вожделение) - любовь-влечение, желание чувственного удовле-творения.
       Эрос - стихийная и иррациональная любовь-страсть. Эрот выражает царя-щую в природе полярность и неопределимую тягу к ее преодолению. Всепо-глощающий Эрос с трагическим лицом требует полноты и безраздельности об-ладания. Перерастает в ревность, зависть и ненависть.
       Романтическая любовь - сильное возбуждение, нередко связанное с опас-ностью, смертью, страхом. Романтическая любовь непостоянна и нестабильна, так как: 1) в обыденных ситуациях причины возбуждения быстро исчезают; 2) связана с постоянным переживанием сильных эмоций, от которых быстро ус-тают; 3) ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой ре-альный человек становится фантомом. Семейные отношения, построенные на романтической любви, обычно распадаются.
       Людус - гедонистическая любовь-игра с изменами. "Игра-любовь" требует большой тонкости душевной, внимательной чуткости и психологической на-блюдательности. Люди, сошедшиеся исключительно на почве обоюдной сим-патии, ждущие друг от друга лишь улыбок жизни, не позволят безнаказанно терзать свои души, не пожелают мириться с небрежным отношением к своей личности, игнорировать свой внутренний мир. "Любовь-игра", требуя значи-тельно более осторожного, бережного, вдумчивого отношения друг к другу, по-степенно отучает людей от бездонного эгоизма. "Любовь-игра", не исходя из принципа "безраздельного" обладания, приучает людей давать лишь ту частицу своего "я", которая не обременяет другого, а помогает, наоборот, светлее нести жизнь. Сейчас мы все слишком склонны "после первого же поцелуя" посягать на всю личность другого и навязывать "целиком" свое сердце, когда на него еще совершенно нет "спроса".
       Филиа - любовь-дружба, обусловленная личным выбором и контролируе-мая сознанием. В эротической дружбе один из любовников покровительствует другому. Эта любовь предполагает известную простоту в отношениях с объек-том любви, граничащую с фамильярностью. Эротическая дружба учит людей противостоять бремени любовной страсти, способствует, как никакая другая форма любви, самосохранению индивидуума. Рамки эротической дружбы весь-ма растяжимы. Возможно, что люди, сошедшиеся на почве свободной симпа-тии, найдут друг друга. Когда партнеры используют друг друга для мазохист-ского подчинения или садистского господства, то это кажется дружбой высше-го рода. Иногда, родственные души, узнавая друг друга, оказываются перед своим зеркальным отражением. Скука.
       Прагма - любовь по расчету. Отбираемый кандидат оценивается с неверо-ятной тщательностью. Прагматический любовник часто обсуждает свой выбор с родителями или друзьями: "Кто мне больше подходит?". Любовь-тщеславие. Многие мужчины стремятся обладать модными женщинами как необходимым предметом роскоши.
       Агапэ - бескорыстная, жертвенная самоотдача (альтруистическая), с рас-творением любящего в заботе о любимом, вплоть до отказа от любви, если лю-бовник решает, что его партнеру будет лучше с другим. Основана на убежде-нии, а не на спонтанных чувствах. Агапэ любит в каждом и через каждого са-мое любовь. Термин "agape" у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера.
       Сторге - любовь, связанная с нерушимыми семейно-родовыми связями. Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между ро-дителями и детьми, мужем и женой, гражданами и отечеством. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности.
       Ритмика любви. В персидском трактате "Ветви персика" говорится, что влечение ума порождает уважение, влечение души порождает дружбу, влечение тела порождает желание. Слияние трех влечений порождает любовь.
       Любовь может быть без брака, и брак может существовать без любви. Брак с любовью - наиболее сложный тип брака, который сформировался в эпоху Возрождения. Наблюдается даже парадокс: любовь против брака. Во-первых, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одной любовью жив не будешь, да и реальный супруг - носитель уникального внут-реннего мира. Во-вторых, повседневные семейные заботы разрушают романти-ку любви, ведут к поиску любовного партнера вне брака. В-третьих, фетишиза-ция любви, желание любить и быть любимым ведет к частым промахам и ошибкам.
       Первая любовь приводит к браку в трети случаев. Влюбленность ("маленькая любовь") направлена на отдельные элементы личности (волосы, глаза, руки, фигуру, общественное положение) при возможном равнодушии или неприязни к человеку в целом. Частичная привлекательность вырастает в час-тичную любовь, которая продолжается недолго. Период некритического вос-приятия, эмоциональная блокада длится от 6 месяцев до 1,5 лет и в большей мере ей подвержены мужчины. При обычной влюбленности в семейной жизни любовь утрачивается.
       Французский писатель Стендаль выделял 7 периодов любви: 1. Восхище-ние. 2. Экзальтированное переживания чувства наслаждения от близости парт-нера. 3. Надежда. 4. Любовь родилась. 5. Убеждение, что вы любимы. 6. Появ-ляются сомнения. 7. Подтверждения любви. По словам Стендаля, влюбленный непрерывно блуждает между тремя мыслями: 1. В ней все совершенства. 2. Она меня любит. 3. Как добиться от нее величайшего доказательства любви, какое только возможно?
       Сохранение любви немыслимо без действий, в которых она проявлялась бы. Все эти действия должны вовремя замечаться тем, на кого они направлены, и положительно оцениваться. Это рефлексивность любви - направленность на другого и наслаждение его счастьем. Действенность любви состоит в упроче-нии эмоционально подкрепленного действия. Необходимо постоянно поддер-живать уверенность в надежности любви.
       В процессе развития любви действует закон интериоризации, который вы-ражается в своеобразном "свертывании" любви и уходе ее вглубь нашего соз-нания, или на его периферию, где она теплится, иногда вспыхивая.
       Закон ритма любовных отношений состоит в периодической смене положи-тельных и отрицательных фаз отношений, что провоцирует появление в семье ссор и размолвок.
       Культура любви. Любовь - чувство, выражающееся в бескорыстном и са-мозабвенном стремлении к своему объекту. Половая любовь это обобщающий тип всякой другой любви. В любви и посредством нее мы ищем увековечения, но мы увековечиваемся на земле лишь при условии, что умрем, отдадим свою жизнь другому. Поэтому любовь включает самоотверженность, самоотдачу и духовное взаимопроникновение. Это высшая форма человеческой близости, не-преодолимое желание жить одной жизнью, принося друг другу счастье и на-слаждение.
       Легендарный автор "Камасутра" Ватсьяяна (III в. н.э.) определял каму (же-лание, вожделение, любовь) как удовлетворение чувственных страстей, насла-ждение чувственной любовью. Кама включает наслаждение окружающими объектами посредством пяти органов чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния, под управлением разума и в согласии с душой. Кама - сознание удо-вольствия от связи между объектами и органами чувств. Чувственная любовь - это форма познания. Ее развитие осознается и контролируется партнерами, а неясное и непознаваемое должно быть в согласии с поведением. Поэтому до знакомства с камой необходимо овладеть 64 искусствами.
       Любовный этикет - совокупность норм и правил, нормирующих внешнее поведение участников половых отношений, способов и обхождения друг с дру-гом на разных стадиях развития интимности.
       Этикет ухаживания включает множество приемов. Привлечь внимание. Встреча и беседа. Дарение цветов и украшений. Сначала дарят мелочи, затем подарки становятся все более дорогими. Более активен, настойчив и решителен мужчина. Лучше сразу оставить женщину, которая на ухаживания отвечает же-стким отказом. Ласковый отказ означает, что женщина уступит любви. Мужчи-на должен быть мягким деликатным, осмотрительным. Женщина демонстриру-ет застенчивость, скромность, неприступность.
       В истории народов известны различные любовные игры.
       Валентины - обычай, распространенный в Англии, Бельгии и северной Франции и приуроченный ко дню св. Валентина (14 февр.), когда, по народно-му поверью, начинают спариваться птицы. В этот день или накануне молодой человек выбирает свою Валентину, девушку, которая ему нравится, а сам он на-зывается Валентином. Он шлет Валентине маленькие подарки, иногда, посту-чавшись в дверь, подбрасывает их, а сам убегает. Валентины считаются как бы помолвленными и приготовленными к будущей женитьбе друг на друге.
       Майский лен справлялся на 1 мая и заключался в том, что все парни округи выбирают какую-либо одну девушку своей госпожой и обязуются служить ей (один день 1 мая, одну неделю, месяц, а иногда и год). Также выбирался Май-ский король - какой-либо парень, и майская королева. Иногда девушку в услу-жение, в лен шутливо продавали с торгов, по принципу "кто больше даст". Эти торги часто производились под деревом или у костра, которые соответственно назывались "майское дерево" и майский костер". В слове "май" регенерировано древнее индоевропейское имя женского божества, богини весенней оплодотво-ренной земли.
       Предбрачное ухаживание выполняет три основных функции.
       1) Накопление совместных переживаний и впечатлений, создающее эмо-циональный потенциал последующей семейной жизни. Для того чтобы в труд-ные минуты супруги обращались к совместному светлому прошлому, период предбрачного ухаживания должен быть длительным и романтичным. 2) Узна-вание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Характерологиче-ские качества супругов, определяющие их совместимость, выявляются в повсе-дневных ситуациях, включающих знакомство домами, совместно переживае-мые трудности, демонстрацию обиходных семейных навыков. 3) Проектирова-ние семейной жизни: уклада семьи, распределение ролей, выбор места прожи-вания.
       Свадебное торжество венчает предбрачное ухаживание, но является лишь прелюдией семейного праздника, младенчества семьи. Чем пышнее свадьба, тем быстрее развод.


Источники и литература:
1. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
2. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изображение люб-ви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. М., 1993.
3. Философия любви. М., 1990.
4. Эптон Н. Любовь и испанцы. Челябинск, 2001.
7. Эптон Н. Любовь и французы. Челябинск, 2001.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz