Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 2. Формула любви

Подобный подобного любит.
(Русская пословица)

              Местное супружество. Возможно, любви у животных нет. Среди многих птиц, в том числе живущих в пожизненном браке, самцы и самки совершенно не нуждаются друг в друге, они в самом буквальном смысле "не обращают внимания" друг на друга, если только им не приходится совместно заботиться о гнезде и птенцах.
       Самцы и самки зеленых ящериц занимают подходящий участок независимо друг от друга и обороняют его от представителей своего пола. Животные, кото-рые подобным образом оказываются в постоянном контакте, естественно, чаще спариваются друг с другом, чем с чужими партнерами, случайно попавшими в границы их владений. В случае высвобождения территории одним из партнеров в результате яростных схваток претендентов, следующие по силе самец или самка добывают себе жилище вместе с половым партнером.
       Любовь и границы социального поля. Любовь - это чувство, которое чаще всего вырастает из общения. Соответственно круг общения в значитель-ной мере определяет границы выбора объекта любви. Так иррациональное чув-ство оказывается в пределах влияния силового социального поля.
       Ошибочность представлений о любви цивилизованных философов связана с тем, что их спекуляции в этом вопросе касались исключительно любви пар: в силу этого они пришли к одному и тому же результату, каковым является эго-изм, неизбежное следствие ограниченности парной любви. Поэтому в размыш-лениях об освобождающих эффектах (любви) следует основываться на ее кол-лективном характере
       Любовь возникает в процессе непосредственного общения, которое чаще всего ограничено одним социальным полем - село, школа, работа, зона рекреа-ции. Поэтому любовь более вероятна в "своем кругу", чем между представите-лями разных общностей. Когда же такое случается (например, неравный брак), то оказывается, что люди, принадлежащие в одной структуре к разным социо-культурным полям, в другой структуре имеют близкие позиции (например, вме-сте учатся или работают). При этом важны границы именно социального поля, а не физические расстояния. Люди, живущие неподалеку друг от друга, но раз-деленные значительным социальным расстоянием, имеют мало шансов ока-заться собеседниками, коллегами, отдыхать в одном месте.
       Любовь, влечение тесно связаны со вкусом, который не свободен от давле-ния силового поля социальной группы, социального слоя. В разных культурах, субкультурах господствуют свои особые представления о физической и духов-ной привлекательности, о достоинствах и недостатках. Поэтому гораздо больше вероятность, что понравится человек "своего круга" или вышестоящего.
       Дети, находясь в определенной социальной и психологической среде, фор-мируют "любовную карту", вырабатывая позитивные эмоции к одним чертам личности, внешности, отрицательные - к другим. По мере взросления эта бес-сознательная карта трансформируется в протообраз идеальной девушки (юно-ши). Этологический анализ дает представление о предпочтительности сексу-ального выбора у приматов и человека. Оказывается, максимально привлека-тельны партнеры, обладающие чертами сходства с теми, в чьем окружении они находились в раннем детстве (т.е. с родственниками первого порядка). Следом за ними стоят по привлекательности дальние родственники - троюродные бра-тья и сестры, дядья и племянники. Поэтому родственные браки имеют весьма древние корни. Таким образом, еще до того момента, когда человек влюбится, он конструирует набор черт, которыми должен обладать идеал.
       Аттракция - притяжение, стимулирующее тенденцию к объединению с объектом, обладающего особенностью, способствующей вовлечению человека в совместную с этим объектом активность. Вектор аттракции направлен от симпатии к любви.
       Процесс любви начинается со взгляда, касания руки, запахов, вызывающих состояние опьянения, румянца на щеках, учащенного дыхания, калейдоскопа разнообразных чувств и ощущений. В механизме аттракции ключевую роль иг-рают аттрактанты - химические вещества, привлекающие своим запахом и ши-роко используемые в парфюмерии. Выделяемые мозгом вещества являются природными амфетаминами. Их действие не вечно, организм постепенно выра-батывает терпимость к амфетаминам, и требуется все больше веществ, чтобы появилось особое чувство "влюбленности". Поэтому страстная романтическая любовь долго не живет:
       Через 2 - 3 года организм уже не может производить достаточное количест-во химических соединений, и это означает окончание страсти. Во многих слу-чаях это приводит к разрыву отношений. Пик разводов как раз приходится на супружеские пары, срок совместного проживания которых приблизился к от-метке четырех лет. И лишь рождение первенца, или второго ребенка, помогает продлить существование семьи.
       К чувству любви имеет отношение одно химическое вещество - окситоцин. Выделяемое мозгом, оно делает нервные окончания более чувствительными, и стимулирует мышечные сокращения. Именно окситоцин побуждает женщин и мужчин обниматься и усиливает удовлетворение от интимных контактов.
       Романтические чувства остаются довольно сильными и после первых лет совместной жизни. Это зависит от других химических компонентов - эндофи-нов. В отличие от амфетаминов эти вещества действуют успокаивающие, по своему химическому составу сходные с морфием. Именно они дают влюблен-ным чувство умиротворенности, спокойствия и безопасности. Поэтому утрата любимого человека на этом этапе приводит к глубокой депрессии, стрессу, чув-ству, которое определяется как потеря смысла жизни. Человек просто перестает получать свою ежедневную дозу наркотиков, выработка эндофинов прекраща-ется, а перестройка организма еще не произошла. Возникает ощущение, иден-тичное наркотической ломке со всеми вытекающими отсюда последствиями.
       Концепт любви. Любовь - состояние эйфории, вызванное иллюзией обрес-ти счастье в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Согласно закону совместимости врожденные качества в совместимых парах должны быть контрастны, тогда как приобретенные - подобны. Флегматики - универсальные партнеры, так как их устраивает любой темперамент кроме собственного.
       В благополучных супружеских парах все то, что партнеры получили в на-следство от своих родителей и более отдаленных предков, должно по возмож-ности дополняться. Ну, а то, что они приобрели на длинной дороге жизни (при-чем более всего - обретенное в процессе социализации), должно по возможно-сти быть подобным Видимо, именно поэтому "равные браки", т. е. супружеские союзы людей, не слишком различающихся своим происхождением, образом жизни и воспитания, являются более прочными, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов заведомо выше.
       Для любви необходимо "взаимное подобие" двух людей, когда они друг другу нравятся - по нраву, как по плечу, по сердцу или по силе (ср. присловье "Не по себе ломишь!"). Это подобие устанавливается, или вызывается, действи-ем. Осуществление этого действия, или, вернее, цикла действий, происходит по круговой модели, в которой адресантом и адресатом попеременно выступают оба участника, причем источником всего цикла действий оказывается неактив-ная сторона, который в середине цикла будет объектом любви. Любовь, таким образом, представляется как результат переменной инициативы, круговорота общения себя с другим.
       В круговороте любви индивидуальности образуют завершенное единство. Любовь следует рассматривать не как единение чуждых, но как воссоединение отчужденных. Отчуждение предполагает изначальное единство. Любовь обна-руживает величайшую силу там, где она побеждает величайшую разделенность, а величайшая разобщенность есть отъединенность личности от себя самой.
       Для объяснения того факта, что люди интересуются друг другом, стремятся к сексуальному, духовному и телесному единению, в диалоге "Пир" Платон об-ратился к мифу, согласно которому первоначально мужчина и женщина были едины, т. е. представляли собой одно существо (андрогина), и лишь позднее бо-ги, то ли за провинности людей, то ли из зависти разделили их на однополые существа. Эти половины могут быть как гетеро-, так и гомосексуальными. Этим и объясняется их взаимное стремление к духовному и телесному едине-нию, ибо лишь такое совокупление может временно восстановить утраченное единство - и то лишь в том случае, если одна половина найдет соответствую-щую ей, "свою" половину. Позже, в средние века, а особенно в период роман-тизма, эти взгляды нашли отражение в идее, будто человек может полюбить в жизни лишь одного человека. Это связано с концепцией Платона о том, что только одна единственная "половина" является истинным дополнением другого человека.
       Жизненный опыт, однако, противоречит этому, так как люди могут неодно-кратно переживать чувство любви в разных ее проявлениях. Первое состояние влюбленности наблюдается в возрасте около 2 лет, и с этого возраста до за-ключения первого брака многие переживают далеко не одно любовное увлече-ние, а "тысячи мелких любовей" (В.В. Маяковский). Последующее нелинейное развитие личности, ветвящаяся динамика возрастных кризисов трансформиру-ют "любовную карту" человека, формируя предрасположенность к другим по-тенциальным партнерам.
       Неодинаковая длительность любовных чувств у разных людей на фоне уве-личения общей продолжительности жизни влияет на статистику разводов (раньше было меньше разводов, но многие семьи разрушались из-за смерти од-ного из супругов): прожить вдвоем, не надоев друг другу, пятьдесят лет гораздо труднее, чем прожить 15 - 20 лет в большом семейном коллективе. Это способ-ствует появлению установки на возможную временность брачного союза, т. е. серийную моногамию. Индивид одновременно живет только с одной женой (мужем), но на протяжении жизненного пути у него может быть несколько та-ких союзов.


Источники и литература:
1. Аргедас Х.М. Любовь-Вселенная // Латиноамериканская повесть. М., 1989. Т. 1.
2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
3. Мангацца П. Любовь рода человеческого. М., 1999.
4. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изображение люб-ви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. М., 1993.
5. Философия любви. М., 1990.
6. Эрос и личность. М., 1989.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz