Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 4. Куртуазная любовь

Легким достигновением обесценена
бывает любовь, трудным входит в цену.
(14-е правило Царя Любви)

              Куртуазная любовь - специфическая средневековая форма возвышенной чувственной внебрачной любви рыцаря к прекрасной даме. Куртуазный - изы-сканно вежливый, любезный. [Фр. courtois - учтивый, любезный, галантный, от ст. - фр. court - двор]. Игра в куртуазную любовь возникла при княжеских дво-рах феодальной Франции. Современники называли ее "утонченная любовь", французский историк Гастон Парис назвал этот тип отношений "куртуазным" ("придворным").
       Образ женщины в средневековье был образом некого морального монст-ра, сотканного из низменных желаний, уродливых черт характера, противоре-чивость и порочность женской натуры описывалась эпитетами "буря в доме", "ненасытное животное", "препятствие к исполнению обязанностей".
       В Своде канонического права средневекового североитальянского юриста Грациана женщина трактовалась как существо низшее и зависимое от мужчи-ны. Поскольку женщина не была создана по образу Бога, то считалась несамо-стоятельной, не обладавшей авторитетом и правоспособностью. Женщина не могла учить, выступать свидетелем в суде и гарантом в сделках, она не имела права заседать в суде. Общественная активность женщины ограничивалась вла-стью мужчины, которому она была обязана служить.
       Ее подчиненность мужу земному, плотскому рассматривалась лишь как элемент ее подчинения мужу небесному, духовному. Бог представлялся как собственник души и тела женщины, а муж являлся арендатором ее тела. Бог был единственным объектом духовной привязанности женщины в браке. Для плотского же брака было допустимо лишь чувство почтительной привязанности и удовольствия, но не любви. В День Страшного Суда достойным прощения считался брак, основанный на Верности, Плодовитости, Таинстве. В сексуаль-ной жизни требовались воздержание и бесстрастность.
       Культ Девы Марии. Феодальная революция XI в. способствовала укреп-лению таких хозяйственных ячеек, как "дом" и "замок", что привело к закреп-лению за женщиной функций "ведения дома", непосредственного распоряжения питанием семьи и обеспечением ее одеждой, воспитания малых детей, культа умерших предков, сохранения родовых реликвий. Параллельно с повышением статуса женщины в домохозяйственной сфере за ней закрепляются положи-тельные образы матери или страдающей девственницы. Таинство брака и культ Девы Марии становятся своеобразной охранной грамотой как для замужней женщины, так и для девственницы Христовой Невесты.
       Современница Столетней войны, одна из первых сторонниц женского рав-ноправия, участница Судов Любви и куртуазных прений, Кристина Пизанская в книге "О граде женском", рассуждая о сотворении женщины, доказывала: образ Бога запечатлен не в теле, а в душе человека, и "Бог сотворил совершенно оди-наковые, равно благие и благородные души для мужского и женского тела".
       Примером искреннего понимания супружеского долга служит история суп-ружеских отношений графа Балдуина VI Фландрского, будущего императора Латинской империи. Супруга графа Мария после брачной церемонии закрылась в монастыре, отказавшись от выполнения супружеских обязанностей, а Балду-ин, признавая выбор жены, сохранял ей супружескую верность.
       "Fine amor" - утонченная любовь. В центре ее находится замужняя жен-щина, дама. Неженатый мужчина, юноша, обращает на нее внимание и загора-ется желанием. Как правило, это была платоническая любовь между молодым неженатым рыцарем и женой его господина. Причина этих отношений - в брачных обычаях средневековья, когда семья женила только старшего сына, чтобы ограничить раздел земель. Остальные, предоставленные сами себе, оста-вались в своем большинстве холостыми. В XII в. благородное рыцарство со-стояло главным образом из "юношей", взрослых неженатых мужчин, чувство-вавших себя обездоленными и завидовавших мужьям. Они и становились по-клонниками знатных матрон.
       Достоин восхищения был тот, кто овладевал женщиной своего круга. Сим-волический подвиг, предел юношеских мечтаний, заключался в том, чтобы дерзко соблазнить жену брата, дядюшки или сеньора, нарушив самые строгие запреты и презрев величайшую опасность. Двор был тем местом, где процвета-ла охота за благородными женщинами. Куртуазная любовь была знаком пре-стижа в мужском обществе, демонстрировала умение изысканно завлекать женщин, подчеркивала принадлежность к миру избранных.
       Двор был школой, в которой мальчики с 7 лет проходили обучение при сеньоре их отца или дяди по материнской линии. Жена патрона, дама, делила с их господином ложе и помыслы, принимала участии в воспитании будущих рыцарей. Признанная покровительница живущих при дворе юношей, она в их глазах заменяла им мать, от которой они были оторваны почти детьми. Она была их доверенным лицом, наставляла и имела неоспоримое влияние. Вместе с супругом дама присутствовала на бесконечных турнирах, на которых мальчики стремились отличиться и завоевать внимание господина. Любовь юношей уст-ремлялась сначала к женщине, которая становилась тем самым посредницей между ними и сеньором.
       Вассальный кодекс любви. Любовь к женщине трактовалась как служба вассалу. Любовные отношения трактовались как вассальные: дама - госпожа, сеньор. Рыцарь подчеркивал свое подчинение Даме, служил ей, как вассал сво-ему сеньору.
       Дама - жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и, уже в силу этого, является его госпожой. Мужчина всячески подчеркивает свое подчинение. Он демонстрировал самоот-речение, преданность, самоотвержение в служении. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Женщина может при-нять или отклонить этот дар. Если она, позволив себе увлечься словами, при-нимает его, она более не свободна, так как ни один дар не может остаться без вознаграждения. Сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, поэтому избранница обязана, в конце концов, предаться тому, кто принес себя ей в дар.
       Однако дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают за ней, и если она будет замечена в нарушении правил поведения, ее объявят виновной и могут подвергнуть вме-сте с сообщником самому суровому наказанию.
       Когда рыцарь или трубадур объявлял себя вассалом какой-либо знатной дамы, об этом знала только она. Молчание и терпение: любовь - тайна, кото-рую следует всячески оберегать от завистников и подлых людей. Влюбленный должен благоговеть перед своей дамой, быть верен ей, куртуазен - вежлив по всем правилам ритуала, подавлять в себе вспышки гордости.
       Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения. Ритуал предписывал женщине уступить, но не сразу, а, шаг за шагом умножая дозволенные ласки, с тем, чтобы еще больше разжечь желание почитателя. Удовольствие заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольст-вием.
       Влюбленный рыцарь проходил несколько стадий: любовь "колеблющегося", любовь "умоляющего", любовь "услышанного", любовь "друга". На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме, заклю-чить ее в объятия. Но все это - при условии преданности, верности своей даме, готовности выполнить все ее желания.
       У первых поколений трубадуров и труверов была возможной плотская на-града - "спать рядом", то в последующем - поцелуй, улыбка, подаренная пер-чатка. Поэту не нужно ничего - лишь бы дама разрешила ему служить ей, вос-певать ее, охранять ее честь. Избранная дама с течением времени, у последую-щих поколений, начинает восприниматься как бесплотное существо, превраща-ется в женщину-ангела. В той же мере и вассал-любовник теряет свою энергию, его служение становится религиозным подвигом, который не всякому под силу. Поддержка приходит от образа Святой Девы. Дева Мария рассматривалась как дама par excellence. Напряженная идеализация женщины стирает в ее образе конкретные черты и превращает ее в бесконечное светлое пятно, в котором те-ряются очертания любимого существа.


Источники и литература:
1. Андрей Капеллан. О любви // Жизнеописания трубадуров. М., 1993. С. 383 - 401.
2. Веселовский А. Женщины и старинные теории любви. М., 1990.
3. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Фран-ции XII в. // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. 1990. М., 1990. С. 90 - 96.
4. Кристина Пизанская. Книга о "Граде женском" // Пятнадцать радостей брака. М., 1991.
5. Прекрасная Дама: Из средневековой лирики. М., 1984.
6. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974.
7. Фридман Р.А. "Кодекс" и "законы" куртуазного служения Даме в любов-ной лирике трубадуров // Уч. зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. Вып. 2. М., 1966.
8. Шишмарев В.Ф. К истории любовных теорий романского Средневековья // Шишмарев В.Ф. Избранные статьи. Французская Источники и литера-тура. М.-Л., 1965.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz