Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 3. Парный брак и парная семья

Кого люблю, тому и дарю.
(Русская пословица)

              Парование. Отношения влюбленных пар санкционировались обществом. Они проистекали из взаимного влечения и носили чисто личный характер, по-этому они могли быть в любой момент прекращены по желанию любой из сто-рон. Даже длительное и прочное парование не ограничивало свободу индиви-дов: члены пары, продолжая сохранять свой брак одновременно могли вступать в половые отношения с другими лицами. Общность интересов пары ограничи-валась половыми отношениями. Партнеры никогда не ели вместе, у них не бы-ло никаких общих дел, они не имели обязанности помогать друг другу, не вели общего хозяйства.
       Парование и дарение. С появлением избыточного продукта, превышающе-го жизнеообеспечивающий продукт (достаточный для обеспечения физического существования людей), каждый взрослый член коллектива был связан, по крайней мере, с одним взрослым членом другого, принадлежавшим к противо-положному полу и был заинтересован в поддержании этой связи. В результате между людьми, образующими более или менее постоянную пару, начался об-мен пищей, а затем и другими продуктами труда.
       Когда мужчина и женщина, составлявшие пару, начали обмениваться дара-ми, их отношения перестали сводиться только к половым, перестали быть чис-то лич-ными. Пока мужчина и женщина обменивались дарами, они имели права и обязанности по отношению друг к другу в сфере полового общения. Парова-ние, подкрепляемое дарообменом, составляет парный брак. Дарение стабилизи-рует половые связи, пре-вращает пары из временных в постоянные.
       Заключение брака всегда в той или иной форме сопровождалось обменом материальных ценностей ме-жду сторонами. Самый наглядный пример - обмен обручальными кольцами. С возникновением индивидуального брака все по-ловые отношения между индивидами разделились на брачные и небрачные.
       Парная семья. В период действия производственных половых табу муж-чинам категорически запрещалось есть пищу, приготовленную женщинами. Этот запрет обычно сочетался запрещением готовить пищу на одном огне, жить в это время под одной крышей с женщинами. Мужская и женско-детская груп-пы одного коллектива стали жить раздельно, на известном расстоянии друг от друга, обособленные друг от друга и в быту. Они раздельно готовили пищу и раздельно питались.
       Естественным кормильцем ребенка являлась, как правило, мать. Вначале она вскармливала его своим молоком, затем брала на себя заботу об обеспече-нии его пищей. Само понятие матери возникло как понятие о кормильце. На-помним русскую пословицу: "Не та мать, что родила, а та, что вскормила".
       Если ребенок не мог самостоятельно взять пищу, мать брала и свою и его долю. Доля продукта, полученная матерью от обще-ства, была основным источ-ником доли ребенка или детей, если их было несколько. Женско-детская группа полу-чала больше, чем отдавала, ибо в ней в отличие от мужской были дети, ко-торые не только не принимали участия в производстве материальных благ, но и требовали заботы и внимания.
       Каждая взрослая женщина, имевшая детей, была иждивителем - центром минимальной иждивенческой группы. Каждая женщина-мать заинтересована в существовании постоянной экономической связи между ней и самое малое од-ним взрослым мужчиной, посредством которой она могла бы получать больше, чем сама давала. Общество было заинтересовано в присоединении к матрицен-трической иждивенческой группе в качестве иждивителя, кормильца, по мень-шей мере, одного взрослого мужчины. Но и каждый мужчина был объективно заинтересован том, чтобы находиться по возможности в более постоянной пе-рераспределительной связи по крайней мере с oдной взрослой женщиной.
       Реализация возможности означала возникно-вение иждивенческой ячейки, состоящей из мужа, жены и ее детей, т. е. парной семьи. Для появления парной семьи необходимо было превращение существовавшего между супругами даро-обмена в отношении неадекват-ного перераспределения продуктов. Когда муж начал давать жене больше продукта, чем получал от нее, он, тем самым превра-тился в кормильца ее детей, т. е. в их отца.
       При бродячем образе жизни коллективы, составлявшие дуально-родовую организацию, могли оказаться на значительном расстояний друг от друга. По-этому неизбежными были, с одной стороны, временное пространственное разъ-единение муж-ских и женских групп, принадлежавших к одному роду, с другой - столь же временное соединение мужских и женских групп, принадлежавших к разным родам. Последствием временного отрыва друг от друга мужской и женской групп одного рода и временного соединения мужской и женской групп, при-надлежавших к разным родам, было усиление экономи-ческой связи мужчины с женой и детьми жены и соответ-ственно ослабление экономических связей с сестрой и детьми сестры. Отрыв друг от друга мужских и женских групп, принадлежавших к одному роду, а тем самым и братьев от сестер и их детей привел к тому, что отношения между супругами, оста-ваясь по форме, а частично и по содержанию дарообменом постепенно превратились в отношения кормления между мужем и детьми его жены.
       Эгалитарность парного брака и семьи. Парный брак является союзом двух равных сторон. Наиболее наглядно экономическое равенство супругов проявляется в существовании раздельной собственности мужа и жены. Даже у папуасов Новой Гвинеи с их отцовским родом, патрилокальным браком, платой за жену, что вместе взятое обеспечивало главенство мужчин, муж имел свое имущество, а жена - свое. Муж без разрешения жены не имел права пользо-ваться принадлежащими ей вещами. Особенно ярко раздельность имущества супругов выступает в обществах с материнским родом. На острове Понапе (Ка-ролинские острова, Микронезия) муж и жена отдельно друг от друга возделы-вали поля и полностью распоряжались полученным с них урожаем. Раздельно владели и плодовыми деревьями. Каждый из них единолично распоряжался всеми выра-щенными плодами и фруктами до тех пор, пока они не поступали в непосредственное потребление членов се-мьи.
       Парный брак не всегда был союзом одного лишь муж-чины с одной лишь женщиной. Один мужчина мог быть связан точно такими же союзами не с од-ной женщиной, а с несколькими одно-временно, т. е иметь несколько жен, а од-на женщина могла состоять в таких отношениях с несколькими муж-чинами од-новременно, т. е. иметь несколько мужей. И мужчины и женщины могли одно-временно состоять не в одном, а в нескольких парных браках каж-дый парный брак, таким образом, совершенно не обяза-тельно представлял собой единобра-чие. Он не исключает и многоженства, ни многомужества.


Источники и литература:
Источники и литература: 1. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
2. Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов: от материн-ского рода к соседской общине. М., 1964.
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz