Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 4. Родья

Ження едет родня - отворяй ворота,
мужня родня - запирай ворота.
(Русская пословица)

              Взрослые женщины связаны с мужчинами своего и союзного рода. С муж-чинами своего рода женщин связывали отношения уравнитель-ного распределе-ния, с мужчинами союзного рода - от-ношения дарообмена. Это обстоятельство создавало как возможность присоединения к минимальным иждивен-ческим группам, возглавляемым женщинами, в качестве иждивителей мужчин своего рода, так и возможность присоединения к ним в том же качестве мужчин союз-ного рода. На первых порах возможность присоединения к минимальным иж-дивенческим группам, возглавляемым женщинами, мужчин их собственного рода была наиболее реальной.
       Самые тесные отношения существовали между людьми, выросшими в од-ной минимальной иждивенческой группе, т. е. братьями и сестрами, а также между ними и матерью. Становясь взрослыми, мужчины вступали в отношения неадекватного перераспределения продуктов не с кем иным, как с матерью, а затем и сестрами, становились иждивителями вначале младших братьев и сес-тер, затем и племянников.
       Все минимальные иждивенческие группы, возглавляемые сестрами, образо-вывали единую иждивенческую ячейку, в которую в качестве иждивителей по-мимо них самих входили братья. Эта ячейка, обеспечивающая содержание и воспитание детей, и есть родья. Мужчины от рождения до смерти оставались членами своей родьи и отдавали ей весь или почти весь свой труд. Связи между супругами сводились лишь к тому, что муж ночевал в жилище жены, принад-лежавшей к другой родье.
       Родья и брак. Родья была хорошо известна у наяров Малабарского по-бережья (Южная Индия). Большая родья у наяров делилась на 4 - 8 меньших, которые и являлись хозяйственными ячейками общества. Каждая такая группа состояла из братьев, сестер и детей сестер. Члены родьи совместно владели землей, инвен-тарем, жилищем и совместно производили. Во главе наярской ро-дьи стоял старший мужчина.
       Наярская родья имела наследственные связи с двумя-тремя соседними. Ка-ждые несколько лет родья устраивала церемонию, во время которой все девуш-ки, не достигшие зрелости, в возрасте от 7 до 12 лет в один и тот же день риту-ально выдавались замуж за мужчин родьи, наследственно связанной с данной. Центральным моментом церемонии было повязывание муж-чиной золотого ук-рашения вокруг шеи своей ритуальной невесты. После этого пара оставлялась наедине трое су-ток. Если девушка была близка к зрелости, то могли иметь ме-сто половые отношения. На четвертый день ри-туальный муж покидал дом и больше не имел никаких обязанностей по отношению к своей ритуальной жене. Она же и ее дети независимо от того, кто был их ре-альным отцом, были только обязаны соблюдать обряд очищения после его смерти.
       После церемонии девушка считалась взрослой женщиной и могла всту-пать в связи с мужчинами, принадлежащими к другим родьям. У женщины было не-сколько более или менее постоянных партнеров, которые могли прово-дить у нее ночь. Среди них мог находиться и ее ритуаль-ный муж, но он не имел ника-ких преимуществ перед остальными. Каждый такой партнер мог прийти в жи-лище родьи женщины только поздно вечером, после ужина, и должен был по-кинуть его рано утром, еще до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех ее партне-ров, которые могли прийти позднее. Партнеры женщины могли меняться: одни исчезали, другие появлялись. Кроме постоянных партнеров женщина была вольна всту-пать и в эпизодические связи с мужчинами.
       Чтобы оставаться постоянным партне-ром женщины, мужчина должен был нести по отношению к ней установленные обычаем обязанности. При завязыва-нии отношений существовало обыкновение дарить женщине кусок ткани такого размера, чтобы хва-тило на рубашку. Позднее он должен был делать ей не-большие подарки во время каждого из трех главных еже-годных праздников. Если партнер не делал подарков, то это было признаком прекращения отноше-ний. Когда женщина рожала, то один или несколько ее партнеров должны были признать свое отцовство путем оплаты услуг повивальной бабки.
       Но мужчина не нес по отношению к детям жены никаких обязанностей и не имел на них никаких прав. Он не жил с ними, не кормил их, не воспитывал их, не передавал и не имел права передавать им имущество. Весь свой труд он пол-ностью отдавал родье. Кормил и воспитывал он только детей сестер.
       Семья или родья? Когда мужчина у наяров начинает проявлять нежность к жене и детям, то окружающие ожидают, что его родственники най-мут колду-на с целью сжить его со света, из-за боязни того, что он будет тайком переда-вать жене и детям день-ги и вещи, которые по праву принадлежат только родье и ее членам, и никому больше.
       Мужчина является, с одной стороны, братом, с другой - мужем. Если он отдает свою долю, исключая необходимое для поддержания собственного су-ществования, племянникам, то ничего не остается детям жены. Если его доля поступает детям жены, то ничего не остается племянникам. Когда семья и ро-дья существуют бок о бок, все, что получает одна, теряет другая. Поэтому ро-дья и семья формировались в борьбе друг с другом.
       В отличие от семьи, которая всегда включала в свой состав помимо детей взрослого мужчи-ну и взрослую женщину, состав родьи не был столь оп-ределенным. Соотношение числа братьев и сестер могло быть различным, в т. ч. возможным было наличие одних только сестер без родных братьев или од-них только братьев без родных сестер. Все это затрудняло образование и функ-ционирование родьей и делало границы между ними расплывчатыми. Сущест-вование родьи предполагало широкое распространение адоптации, т. е. усынов-ления и удочере-ния.
       Родейные свя-зи долго сосуществовали с семейными. Мужчина отдавал часть продукта сест-рам, участвуя в содержании племянников. Покидая женско-детскую группу, мальчик оставлял и родную общи-ну, и родную семью. Вступая в мужскую группу своего рода, но чужой общины, он переходил на содержа-ние к братьям матери.
       На островах Тробриан существовала парная семья, которая была не только иждивенческой, но в определенной степени и хозяйственной единицей. Супруги совместно жили, совместно трудились на семейных огородах. Но значительную часть урожая с этих полей мужчина должен был отдавать мужу своей сестры. Становясь взрослыми, племянники переходили в деревню брата матери, где об-заводились семьей. После смерти дяди они наследовали все его основное иму-щество, прежде всего землю. У тробрианцев наблюдалось стремление богатых и влиятельных людей, в первую очередь вождей, обеспечить пере-ход хотя бы части имущества не к племянникам, а к сыновьям.
       Если после образования двух общин продолжал сохраняться бродячий об-раз жизни, то это способствовало дальнейшему укреплению экономи-ческих связей между мужчиной и его семьей и соответ-ственно все большему ослабле-нию его связей с сестрами и детьми сестер. Результатом было возникновение тен-денции к замене перехода мальчика в группу братьев матери, т. е в мужскую группу его материнского рода, переходом в группу отца, т. е. в мужскую группу своей родной общины. Если раньше мальчики из женско-детской группы переходили непосредственно в мужскую группу дядей, то теперь они начали переходить первоначально в мужскую группу отцов и лишь затем из нее в мужскую группу своего материнского рода. Дальнейшее развитие состояло в постепенном увеличении времени пребывания в мужской группе своей общины и завершилось оно то-гда, когда этот период стал охватывать всю жизнь муж-чины.
       Брачные классы. Замена перехода мальчиков в группу дядей переходом в группу отцов привела к возникновению однопоколенного брака. Раньше муж-ская группа каждой общины состояла из членов лишь одного материнского ро-да. Мужская группа общины 1 состояла только из членов рода А, а мужская группа общины 2 состояла только из членов рода Б. Теперь же они начали со-стоять из членов двух материнских родов, причем границами, отделяющими членов одного рода от дру-гого, стали границы между смежными поколениями. Муж-чины, принадлежащие к смежным поколениям (отцы и сыновья), принад-лежали к разным материнским родам; люди, отделенные друг от друга одним поколением (деды и внуки), принадлежали к одному и тому же роду. Это деле-ние в равной степени затронуло женщин, родившихся в данной общине. Те из них, что при-надлежали к смежным поколениям, тоже неизбежно стали отно-ситься к разным материнским родам.
       Группы 1А, 1Б, 2А и 2Б - брачные классы. Совокупность людей, родив-шихся в общине 1, состоит из групп 1А и 1Б. Половые отно-шения внутри этих групп исключены, ибо члены каждой из них принадлежат к одному материн-скому роду.
       С переходом мальчиков в мужскую группу своей общины брак стал патри-локальным. Их женами не могли стать женщины своей об-щины, ибо они при-надлежали к одному с ними материн-скому роду. Жены их могли прийти только из другой об-щины. Сестры этих мальчиков должны были уйти в качестве жен в другую общину. С оконча-тельным оформлением этой системы браки стали заклю-чаться только в пределах одного поколения, лишь между членами строго определенных брачных классов. В брак вступали люди, принадлежавшие к таким брачным клас-сам, которые относились одновременно и к разным общинам, и к разным родам. Иными словами, браки были возможны только между членами групп 1А и 2Б и членами групп 1Б и 2Б. В одном поколении вступали в браки члены групп 1А и 2Б, в другом - их дети, которые принадлежали к группам 1Б и 2А, в следующем - потомство предыдущих, принадлежавшее снова к группам 1А и 2Б.


Источники и литература:
1. Ольдерогге Д.А. Эпигамия. М., 1982.
2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz