Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

Коммуна Сорокина

 В ходе революционного переворота возникали социаль­ные конструкции, которые хотя и были весьма характерны для переходного времени, но не могут рассматриваться в виде зародышевых ячеек будущего коммунистического строя. Попробуем на примере ставшей знаменитой "коммуны Сорокина" понять, в чем заключается своеобразие таких организаций.

 Эта коммуна представляет собой образцовый пример организации, структурированной на началах авторитарной дисциплины, антифеминизма и гомосексуальных связей и не являющейся специфически коммунистической.

 Молодой рабочий Сорокин, работавший на паровой мель­нице на Северном Кавказе, прочитал в газетах об "Авто­строе" — строительстве самого большого автомобильного завода в Советском Союзе. У него возникло желание рабо­тать на этом строительстве. Во время учебы на технических курсах в соседнем городе Сорокин организовал из сокурсни­ков ударную бригаду. По окончании курсов все сорок два выпускника, заразившись энтузиазмом Сорокина, завербо­вались на "Автострой", куда и прибыли 18 мая 1930 г. Под руководством Сорокина двадцать два молодых рабочих со­здали трудовую коммуну. Каждый отдавал свой заработок в общую кассу, из которой финансировались все расходы. Никому из участников этой типично молодежной коммуны не было больше двадцати двух лет.

 Молодой энтузиазм, с которым коммунары принялись за работу, их честолюбие и неутомимость уже вскоре начали действовать на нервы другим рабочим. К ним придирался и директор, гоняя добровольцев по разным объектам строй­площадки, вместо того, чтобы, как они желали, использовать их всех вместе на одном участке. В конце концов Сорокину удалось добиться смещения директора.

 Его преемник относился к коммуне с большим понима­нием. Сразу же после назначения нового директора комму­нары попросили поставить их на особенно трудный участок, где план выполнялся только на 30 %. Надо было осушать болото. Из коммуны вышли четверо ее членов, в том числе единственная женщина, входившая в коллектив. Они не выдержали нагрузок. Оставшиеся же восемнадцать сплоти­лись в крепкую группу, для которой борьба была радостью. Они работали как одержимые. В коммуне установили желез­ную дисциплину. Коммунары решили даже изгонять из своих рядов каждого, кто отсутствовал на работе более двух часов. И действительно, один из проштрафившихся членов коммуны был безжалостно исключен, несмотря на то, что его любили все товарищи.

 Вскоре план был выполнен на 200 %. Слава коммуны Сорокина распространилась по всему заводу. Теперь комму­наров уже без просьбы систематически ставили на все труд­ные участки. Они повсюду увлекали рабочих за собой. Слу­чалось, что коммунары трудились по 20 часов в сутки. Эта напряженная деятельность крепко связывала их друг с дру­гом. Им удалось обзавестись двумя палатками, где коммуна­ры вместе жили и питались. Так трудовая коммуна превра­тилась в полную коммуну. Их пример оказал зажигательное воздействие. Когда Сорокин со своими товарищами прибыл на строительство, там было 68 ударных бригад, в которых трудился 1 691 ударник, коммуны же, кроме Сорокинской, не было ни одной. Через полгода существовало уже 253 ударные бригады и 7 коммун, а весной 1931 г. численность ударных бригад дошла до 339, ударников — до 7023, а коммун — до 13. Заслуги бригадира Сорокина были отмече­ны орденом Красного Знамени.

 Эти коммуны напоминают нам о коллективистских груп­пах в некоторых отделениях Союза красных фронтовиков в Германии (организация рабочей самообороны, руководимая компартией Германии и действовавшая в 1924 — 1933 гг. — Прим. пер.). Хотя исключение женщин не характеризует коммуну как образец будущих коммунистических коллекти­вов. Ее структура чужда психологической структуре среднего человека. Героические требования, которые коммунары предъявляли к себе и своим друзьям, несомненно, необхо­димы для трудной борьбы в переходное время, но они, безусловно, непригодны при выработке перспективных взглядов на процесс образования коммун. (Необходимо раз­личать коммуны, возникающие под действием крайней не­обходимости, как это бывало среди ударников, и такие, которые создаются на основе обычных жизненных потреб­ностей.)

 Развитию многих коммун в Советском Союзе был свой­ствен именно переходный характер. Совместный труд и совместно переносимые трудности становились краеуголь­ным камнем таких коллективов на заводе, в колхозе или армии. Ударники так же привыкали друг к другу, как это происходит с солдатами в окопах. Именно примитивность жизни затушевывала различие между элементами своеобра­зия.

 Трудовой коллектив становился коллективом в полном смысле этого слова, если к совместному труду прибавлялось и общее жилье. Но такой коллектив еще не является подлин­ной коммуной, так как в общую кассу вносится только часть индивидуального заработка. В некоторых коллективах все, независимо от величины заработка, делают одинаковый взнос "в общий котел". Есть и другие правила, согласно которым все члены коллектива платят минимальный взнос и сверх того определенные проценты со своих доходов.

 В "полных коммунах" дело обстоит по-другому. Комму­нары берут на себя обязательство отчислять в кассу коммуны весь свой заработок. Полная коммуна рассматривается как "высшая форма совместной жизни людей". Однако при создании таких полных коммун оказалось, что отсутствие внимания к вопросам структуры коллектива и личности привело к появлению авторитарных форм связи, характери­зующихся известной долей принуждения.

 В Государственной библиотеке в Москве сложилась пол­ная коммуна, в которой всем коммунарам предоставлялись одинаковые пальто, обувь и даже нижнее белье. Если кто-нибудь из коммунаров хотел носить собственное пальто и белье, это осуждалось как проявление "мещанства". Личной жизни не было вовсе. Было запрещено, например, поддер­живать более тесную дружбу с каким-либо одним из комму­наров. Любовь же считалась чем-то предосудительным. Если замечали, что девушка находила особое удовольствие от общения с одним коммунаром, их обоих клеймили на засе­дании как "разрушителей коммунистической этики". Про­существовав недолго, по свидетельству Менерта[23], коммуна распалась.

 Если коммуну одобряют в качестве "будущей формы семьи", будущей единицы общества, если есть намерение сохранять и поддерживать ее, то особенно важно вниматель­но проследить за ошибочными тенденциями в развитии таких коммун. Любая странность, противоречащая природе человека и его потребностям, любого рода авторитарное, моральное или этическое регулирование жизни должны ее разрушить. Основная проблема заключается в том, каким образом должна была бы развиваться коммуна, если бы она была основана на естественных, а не моральных условиях.

 В качестве примера того, как противоречие между струк­турой и формой существования может обостриться до гроте­ска, стоит привести коммуну Горной академии в Москве. Там было решено планировать не только расходы своих членов, но и их время. Был составлен график, по свидетель­ству Менерта, выглядевший следующим образом:

 

7.30

Подъем, одевание,

7.30-8.45

Завтрак, уборка

8.45-14.00

Лекции

14.00-15.30

Обед и отдых

15.30-21.00

Лекции и самостоятельная работа

21.00-21.30

Ужин

21.30-23.00

Отдых, чтение

23.00-24.00

Чтение газет

Всего:

24 часа 00 мин

 Коммуна завода АМО на основе длительных и тщатель­ных наблюдений подготовила даже следующий статистиче­ский материал о том, как каждый коммунар использует 24 часа (средние данные):

 

1. Работа на предприятии

6 ч 31 мин

2. Сон

7 ч 35 мин

3. Учеба

3 ч 1 мин

4. Принятие пищи

1 ч 24мин

5. Общественная работа

53 мин

6. Чтение

51 мин

7. Отдых (кино, клуб, театр, прогулка)

57 мин

8. Работа по дому

27 мин

9. Посещение гостей

25 мин

10. Личная гигиена

24 мин

11. Не установлено

1 ч 32 мин

12. Всего:

24 ч 00 мин

 Перед нами случай одержимости статистикой. Такие явления носят явно выраженный патологический характер, будучи симптомами невроза принуждения, возникающего в условиях "обязаловки", против чего должно было бунтовать все существо коммунара. Вывод, который следует сделать из такой ситуации, принадлежит не Менерту, вообще ставяще­му под вопрос возможность организации жизни на коллек­тивистских началах. Он заключается в следующем: придер­живаясь коллективистских форм жизни, необходимо найти путь, к которому структура психологии человека может при­способить эти формы.

 До тех пор пока мысли и чувства коммунаров противо­речат коллективу, общественная необходимость будет волей-неволей пытаться пробить себе дорогу с помощью совести и принуждения. Необходимо закрыть "ножницы" между пси­хологической структурой человека и формой существования, причем сделать это не с помощью принуждения, а естествен­ным образом.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz