Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

2. Молодежные коммуны

 Опыт молодежных коммун наиболее пригоден, для того чтобы продемонстрировать роль молодежной сексуальной революции. Они были первым естественным выражением развития коллективной жизни молодежи. В молодости, осо­бенно в период полового созревания, все находится в дви­жении, психологические препятствия еще не приобрели вид жестких структур. Напротив, коммуна, руководимая людьми старшего возраста, с первых же шагов своего существования сталкивается с трудностями, вызванными закоснелостью возрастных психических реакций и привычек. Поэтому именно молодежные коммуны имели наилучшие перспекти­вы утвердиться, доказав тем самым полезность и прогрессив­ность коллективных форм жизни. Какие элементы прогрес­сивной революционной жизни утвердились в коммунах? Какие препятствия тормозили этот прогресс?

 В Советском Союзе очень рано поняли, что политическая организация молодежи и подъем ее жизненного уровня от­носятся к числу первоочередных задач. Но только одного этого было недостаточно. Бухарин попытался обобщить главную задачу в словах: "Молодежи нужна романтика". Сделать такой вывод пришлось под влиянием спада проле­тарского молодежного движения, который обозначился с началом периода нэпа, наступившего после гражданской войны. Тогда бурные события первых лет борьбы сменились менее романтическими годами трудной работы, направлен­ной на восстановление.

 "Мы должны обращаться не только к разуму, — говори­лось на V съезде комсомола. — Ведь прежде чем человек что-либо понимает, он должен чувствовать это. Для воспи­тания юношества должен быть использован весь романтиче­ский революционный материал —будьте подпольная работа до революции, гражданская война, ЧК, бои и революцион­ные подвиги рабочих и Красной Армии, технические откры­тия и экспедиции". Прежде всего, отмечалось в решениях съезда, необходимо создать литературу, в которой "в вооду­шевляющей форме" был бы показан социалистический иде­ал, возвеличивались бы борьба человека с природой, героизм рабочего класса и беззаветная преданность делу коммунизма. Таким образом, воодушевление молодежи предполагалось пробудить и поддерживать с помощью этических идеалов. Место буржуазных идеалов и представлений должны были занять революционные.

 Конкретно это означало, например, следующее. Моло­дежь буржуазного общества, охочая до сенсаций, с интересом читает детективные романы. Но ведь вполне возможно заме­нить криминальный роман с обычным содержанием детек­тивом революционной направленности, так чтобы речь шла не о преследовании преступника сыщиком, а например, о погоне сотрудника ГПУ за белогвардейским шпионом. И в том, и в другом случае юные читатели переживают одно и то же — ужас, страх, ощущения загнанности и напряженности. Результатом оказываются садистские фантазии, связанные с неудовлетворенным сексуальным возбуждением. Следова­тельно, формирование психических структур зависит не от содержания переживания, а от характера вегетативного воз­буждения, которым это переживание сопровождается.

 Страшная сказка воздействует на психику одинаково, идет ли в ней речь об Алибабе и сорока разбойниках или о казни белогвардейских шпионов. С точки зрения читателя, дело в ощущении ужаса, а не в том, будут ли обезглавлены сорок разбойников или сорок контрреволюционеров.

 Если революционное движение хотело лишь донести свои воззрения и сделать их притягательными, то было достаточно замены одного этического идеала другим. Но если оно, кроме того, хотело изменить структуру психологии людей, сделать их способными к самостоятельным мышле­нию и действию, короче говоря, выкорчевать психологию подданного, то ему надлежало подумать не только о том, чтобы консервативный Шерлок Холмс был бы просто изгнан Шерлоком Холмсом красным, а о том, чтобы революцион­ная романтика взяла верх над консервативной.

 В решении V съезда комсомола отмечается: "Демонстра­ции, факельные шествия, знамена, массовые концерты дол­жны в полном объеме использоваться для оказания могучего воздействия на молодежь". Это было необходимо, но это было только продолжение использования старых форм, с помощью которых обеспечивались воодушевление масс и идеологическое воздействие на них.

 В гитлеровской Германии с целью оказания сильного влияния на молодежь также успешно проводились демонст­рации, факельные шествия, церемонии освящения знамен и массовые концерты. Эти мероприятия, конечно же, рождали в душе молодого коричневорубашечника из "Гитлерюгенда" не меньшее воодушевление и чувство преданности, чем в душе комсомольца.

 Сопоставляя эти две организации и их методы работы в массах, следует отметить решающее значение того обстоя­тельства, что программа немецкой организации "Гитлерюгенд" включала в себя клятву о безусловном и некритиче­ском повиновении вечному фюреру, что эта организация не осмеливалась и подумать о том, чтобы по собственной воле "строить свою жизнь на основе собственных принципов". Тогда как задача комсомола, напротив, заключалась в том, чтобы создать новое бытие для всей трудящейся молодежи исходя из условий ее собственной жизни и на основе ее собственных потребностей, чтобы сделать молодежь готовой к действию и при этом наделенной по убеждению, а не в силу повиновения такими свойствами, как самостоятель­ность, антиавторитарная ориентация, трудолюбие, способ­ность испытывать сексуальное удовлетворение, самостоя­тельно принимать решения, критически мыслить. При этом молодежь должна была знать, что она борется не за "комму­нистический идеал", находящийся где-то еще далеко, а что эта коммунистическая цель представляет собой осуществление ее собственной самостоятельной жизни.

 Для авторитарного общества характерно, что молодежь не осознает действительной сущности собственной жизни и поэтому или ведет тупое убогое существование, или прояв­ляет слепую преданность. Революционная же молодежь, осознавая свои потребности, развивает на этой основе свойство, вызывающее наиболее длительное и мощное воодушев­ление. Это воодушевление, порождаемое жизнерадостно­стью. "Быть молодым" и "самостоятельным" означает и положительно относиться к сексуальности. Советскому го­сударству надо было выбирать, хочет ли оно опереться на аскетическую жертвенность или на жизнерадостность, озна­чающую положительное отношение к сексуальности. Широ­кие массы молодежи можно было завоевать на сторону Советской власти и добиться изменений в структуре их психологии в соответствии с социалистическими принципа­ми только с помощью идеологии, проникнутой жизнеутверждением.

 В 1925 г. в рядах Ленинского комсомола насчитывался 1 млн., в 1927 г. — 2 млн, в 1931 г. — 5 млн членов. В 1932 г. численность организации возросла почти до 6 млн человек. Следовательно, задача организационного охвата рабочей мо­лодежи оказалась успешно выполненной. Но была ли вся молодежь в соответствии с главной установкой II съезда РКСМ переструктурирована для обеспечения "собственной самостоятельности"] Ведь только около 15 % крестьянской молодежи были объединены в комсомоле и легче всего могли быть организованы. Изменение структуры характеров про­исходило у крестьянской молодежи по-иному, нежели у пролетарской, — ведь сексуально-политическая ситуация той и другой группы подрастающего поколения была совер­шенно различна.

 Вовлечение молодежи в организацию прямо связано со способностью последней понять свои материальные и сек­суальные потребности, сформулировать и выразить их и сделать все для их реализации. Новые формы жизни созда­ются только благодаря новому ее содержанию, а новое содер­жание должно быть облечено в новые формы.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz