Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 4. Брак и семья в еврейской традиции

Один отец может содержать десять сыновей,
десять сыновей не могут содержать одного отца
(Еврейская пословица)

              По учению каббалистов единственный канал, через который благодать Божия изливается на человечество - это брак. Человек, говорится в Зохаре, полностью заслуживает это имя лишь тогда, когда мужчина и женщина со-единены вместе. Благословение небес нисходит лишь туда, где есть такой со-юз, поскольку оно может низойти лишь на единое тело.
       Святость брака. Хотя христианство резко изменило отношение к семей-ной жизни в лучшую сторону, оно идеализирует несемейную жизнь. Апостол Павел считал брак уступкой человеческой слабости: "... хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каж-дая имей своего мужа... Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я" (т. е. неженаты). (Пер-вое послание к Коринфянам, 7:1-2, 6-7). Два столетия спустя один из наиболее значительных христианских теологов Ориген писал, что три жертвы приятны Богу: смерть мученика, добровольное безбрачие и воздержание от половых сношений со стороны тех, кто уж в браке.
       Согласно Талмуду, вопрос "Выполнил ли ты свой долг в отношении соз-дания семьи?" будет задан одним из первых в Судный день. Создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его Божественного предназначения. Тот, кто ещё не создал семью, не является в полном смысле человеком.
       Пока человек не вступил в брак, он считается как бы не до конца сотво-ренным, т. е. не раскрывшим все те потенциалы, которые заложены в нем с момента рождения, но могут найти свое выражение только в том случае, если он найдет соответствующую ему пару. Это относится не только к умению ра-ботать, заботиться о семье и раскрыть для себя все положительные спектры эмоционального мира, но и к обретению собственного достоинства, осозна-нию святости жизни и постижению высших аспектов Торы, уходящих корня-ми в ее мистические пласты. Самые абстрактные представления могут раз-виться только на основе семейных отношений, на умении проявлять любовь ежедневно в радостные и в тяжелые моменты жизни.
       Семья - одна из основных микрокосмических клеток Творения. Муж не-сет в себе начало справедливости: святость, авторитет, уважение, правду, не-терпимость к злу и греху. Жена являет собой милосердие: любовь, сострада-ние, гибкость способность прощать зло и грех. Семья объединяет эти начала в одно целое, олицетворяя единство и совершенство мироздания. Совершен-ствование личности невозможно вне семьи, в рамках которой человеческая сущность дополняется противоположным и противоречащим ей началом.
       Название брака в еврейской традиции необычно: кидушин ("освящение"). "Человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене", - гово-рит Тора. "Прилепиться" к своей паре - это обязанность мужчины, а не жен-щины. Женщина несет в себе колоссальный потенциал, который мужчина призван раскрыть. Ее духовные силы находят свое выражение через дости-жения мужчины. Поэтому мудрецы Талмуда говорят: "Если ты хочешь уз-нать, кто муж, - посмотри на жену". Они имеют в виду, что иногда истинные свойствамужчины трудно определить: никто не знает, является его поведение искренним или притворным, намерения чистыми или извращенными. В этом случае жена может стать разгадкой: ее характер и поведение помогут расшиф-ровать состояние души мужа, так как оно во многом зависит от потенциала, заложенного в его жене. Безбрачие отвратительно для иудаизма, и приравни-вается к такому тяжелому преступлению, как пролитие крови.
       Еврейская семья всегда была образцом для всех народов. Евреи всегда были известны как преданные родители и верные супруги. Для еврейского религиозного сознания семья является твердыней, сохраняющей структуру мироздания и противостоящей волнам энтропии.
       "И учи детей своих". Евреи провозгласили, что дети - величайшая само-стоятельная и непреходящая ценность. Исходя из заповеди, "плодитесь и размножайтесь" (Бытие, 1:28), мудрецы установили, что долг каждого еврея иметь как минимум двоих детей. Человек не может быть уважаемым равви-ном, не будучи женатым, и не может состоять членом еврейского Высшего суда, если у него нет детей. Мудрецы учили, что, глядя на детей, человек мо-жет научиться тому, как плохие поступки воспринимать с радостью. Детская смертность у евреев развитых стран в два раза ниже детской смертности сре-ди неевреев.
       Тацит назвал религиозным предрассудком общее для всех евреев правило не убивать детей. Для него было не только непонятным, но и смешным то, что "у них убийство любого ребенка считается преступлением". Просвещен-ные народы древности не были в состоянии понять, почему религия отводит центральное место детям, требует умножения их числа и рассматривает вос-питание малолетних как священную обязанность.
       Талмуд указывал, что в каждом городе должна быть школа, а у одного учителя не должно быть более двадцати пяти учеников. Обучение бедных должно было быть бесплатным. Родителям запрещалось жить в городах, где отсутствовали школы, а если они все-таки оказывались в таких местах, отец был обязан обеспечить детям надлежащее образование. Целью образования состояла в том, чтобы понять, чего требует от человека Бог. Поэтому обуче-ние было обязательным. В своем изложении еврейского закона Маймонид указывал: "Обязанность каждого еврея - изучать Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб. Даже если человек столь беден, что живет на содержании или просит милостыню на улице, или на его содержании многодетная семья, он обязан отводить днем или ночью определенное время для изучения Торы... До какого возраста должны учить Тору? До дня своей смерти..."
       Развод. "Если мужчина разводится с женой, даже жертвенник в Храме плачет", - говорит Талмуд. Мудрецы ввели целый ряд законов с целью вос-препятствовать возможному увеличению числа разводов. Так, например, по-становление о том, что обязательство выплатить жене в случае развода опре-деленную сумму денег вступает в силу с момента написания ктубы, ставит своей целью сделать развод для мужа проблематичным с финансовой точки зрения. С той же целью мудрецы обязали писать разводное письмо по строго определенным многочисленным правилам, которые требуют специального изучения.
       Число разводов в еврейской среде всегда было невелико. Например, в 1933 г. в Англии было заключено 2549 браков в соответствии с еврейским за-коном и произведено 40 разводов. Одной из особенностей развода в еврей-ском законе является запрет для женщины, с которой муж развелся, заподоз-рив ее в измене, выйти замуж за того мужчину, на которого пало подозрение, что именно с ним она изменяла мужу. Если по каким-либо причинам такой брак был заключен, он должен быть расторгнут, как только суд убедится в том, что ранее имел место развод, причиной которого были подозрения мужа в измене жены.
       Прелюбодеяние, т. е. связь с замужней женщиной, по закону Торы кара-ется смертью. Чтобы прибегнуть к этой крайней мере, необходимо, чтобы прелюбодеи были предупреждены о грозящем им наказании и чтобы имелись свидетели их связи. Во всех других случаях, т. е. когда муж уверен в неверно-сти жены, но нет свидетелей, то неизбежно должен последовать развод. За-мужняя женщина, вступившая в интимную связь с посторонним мужчиной, делается запрещенной для них обоих.
       Освященная брачным союзом любовь между мужчиной и женщиной яв-ление уникальное: жена не вправе подменить в своей постели тело мужа на другое мужское тело так же, как она не может подменить собственного тела. Брак является одним из важнейших критериев индивидуальности и ее мерой. Муж и жена - свидетели друг друга, свидетели взаимной уникальности и не-подменимости. Не регулируя свои интимные связи браком и разводом, бес-порядочно обмениваясь партнерами, люди разрушают собственную индиви-дуальность, подрывают основы собственной личности.
       Кошерный секс. В сексуальной области иудаизм рассматривает две ос-новные заповеди. Одна заповедь - это рождение детей, вторая - это достав-ление сексуального наслаждения партнёру. Женщина, как и пища, для орто-доксальных евреев может быть кошерной, то есть пригодной к употребле-нию, и не кошерной. Более половины каждого месяца - за неделю до менст-руации и в течение недели после - ультраортодоксы, чтобы не поддаться со-блазну, производят половое сношение через простыню с дырочкой. Когда же период воздержания подходит к концу, супружеская близость приобретает особую прелесть.
       Отмечается, что основы жизни иудаизма почти неизбежно приводят к сексуальным расстройствам. Учитывая огромное количество сексуальных расстройств в Израиле, главный ашкеназийский раввин официально разрешил евреям пользоваться услугами продажных женщин. При этом жены не имеют права осуждать мужей.


Источники и литература:
1. Библия.
2. Талмуд.
3. Валенсен Ж. Кошерный секс: Евреи и секс. М., 2000.
4. Еврейская традиция. Иерусалим, 1998.
5. Телеушкин И. Еврейский мир. М., 1995.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz