Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 3. Семейная культура Индии

Слишком хитрый риса не имеет,
слишком красивая мужа не найдет.
(Бенгальская пословица)

              Индия занимает второе место в мире после Китая по численности населе-ния. Сегодня там проживает 1 миллиард 849 тысяч человек. Каждый год в Индии рождается почти 20 миллионов детей. Это страна с богатейшей древ-ней культурой. Индуизм исповедуют 80% населения, ислам - 14% , христиан-ство - 3%. Поэтому говорить в целом об особенностях семьи и брака в Ин-дии очень сложно.
       Ценность белой кожи. Белая кожа в Индии ценится особо. Три тысячи лет назад в Индию начали проникать новые светлокожие жители - арии. Они не хотели смешиваться с местным, темнокожим населением. Для охраны сво-его привилегированного положения они придумали четыре основные касты (слово "варна" - древний индийский термин для обозначения сословия - и имеет другое значение - "цвет"). Эндогамными кастами арии разделили об-щество на брахманов, воинов, ремесленников и торговцев. Неарии из касто-вой системы Индии исключены.
       Все же им не удалось сохранить свою кровь несмешанной. Кожа совре-менных бенгальцев, населяющие самую восточную часть областей индоарий-ского расселения отличается самыми разными оттенками, носы часто бывают широкими, приплюснутыми, далеко отходящими от благородной прямой ли-нии. Но светлая кожа эталоном бенгальского кодекса красоты.
       Светлая кожа в Индии считается более привлекательной, чем темная. По-этому и невеста со светлой кожей ценится дороже. Если родители жениха ищут невесту со светлой кожей, то родители невесты вправе требовать, чтобы зять был в состоянии обеспечить свою будущую семью.
       В отношении браков подавляющая часть индийцев верна кастовым тради-циям. Если я здороваюсь за руку с европейцами или ем вместе с "нечистыми", эти действия не распространяются на длительный период. Да и всегда можно совершить ритуальное очищение. От супружества очиститься нельзя. Это на всю жизнь.
       Поэтому родители ищут своим детям равноценных в кастовом отношении партнеров. Сегодня немало межкастовых браков, так как родители дочери полагают, что лучше выдать девушку за жениха из более низкой касты, но стать женой хорошо оплачиваемого служащего, чем соблюсти чистоту касты, но быть более бедной, с необеспеченным будущим.
       "Оттирание невесты". Обрядовое купание является первым свадебным торжеством. В установленный день приходят родители жениха, заблаговре-менно прислав рулоны парчи и прошитые золотой нитью шелка, цветы жас-мина и дюжину корзин со сладостями. Гостям демонстрировали невесту, одетую в один из подаренных нарядов и увешанную драгоценностями. Невес-та должна выглядеть олицетворением скромности: конец сари прикрывает ее лицо и низко склоненную голову. Родственники жениха передают ей украше-ния и драгоценности. Затем они кладут ей в рот сахарный песок и преподно-сят расшитый кошелек, в котором невеста находит пятьсот рупий. Старые свадебные напевы исполняют ромини, профессиональные цыганские певицы.
       Перед купанием невесты гости складывают на подносы свои подарки. В серебряной чаше приготовлено мягкое, хорошо замешанное тесто, от кото-рого кожа невесты белеет. Младшие сестры купают невесту, одевают ее, повя-зывают на запястье ленту, другой конец которой позже привяжут на запястье жениха. Мать невесты предлагает дочери присланные сладости и со слезами на глазах прощается: сделала я для тебя, доченька, все что смогла, а теперь отведай еду своего супруга, который с сегодняшнего дня будет тебя содер-жать.
       Затем гости и невеста отправляются в дом жениха. Сестры невесты тор-жественно передают жениху желтую свадебную одежду, которую он надевает на костюм. Его запястье обвязывают вторым концом ленты, соединившей его с невестой, и возвращают ему расшитый кошелек с пятьюстами рупий, к ко-торым добавлено пятьсот. Семья невесты показывает, что и она не из бедных. Так заканчивается первый предбрачный день. Вечером накануне свадьбы се-стры невесты и ее родители снова отправляются в дом жениха и преподносят ему пурпурное одеяние и свободный халат для первой свадебной ночи. На указательный палец наденут кольцо с огненным рубином.
       В день свадьбы рано утром четыре замужние женщины купают невесту, поливают ее из большого глиняного кувшина, который за несколько дней до того обмазывался толстым слоем земли с зернами ячменя. Вся поверхность кувшина зеленеет нежными побегами - знак плодородия. Женщины втирают невесте в кожу сандаловую пасту и окрашивают хной ладони и ступни ног. Затем ее обрызгивают духами и наряжают в свадебную одежду.
       В знак готовности невесты к приему жениха в его дом посылают вуаль из серебряных нитей и гирлянд жасминовых цветов. Когда жених завесит себе лоб вуалью, свадебная процессия отправляется в путь. Раньше жених ехал на разукрашенном слоне с позолоченными бивнями. Сейчас он едет в автомоби-ле, за которым вьется вереница машин, каждая из которых увешана цветоч-ными гирляндами.
       "Будь как Сита". От женщины требуется уступчивость и почитание му-жа, которого она почтительно величает "он" (в бенгальском языке есть для третьего лица особая форма учтивости). Бенгальская женщина служит мужу как своему единственному богу.
       По одному из сказаний, Сати приняла добровольную смерть, стыдясь отца публично оскорбившего ее мужа. Савитри последовала за умершим му-жем в царство теней и освободила его оттуда верной любовью. Сита, героиня "Рамаяны", не только последовала за своим мужем в изгнание (покинула дво-рец и отправилась в джунгли на поиски), но и сохранила ему верность даже тогда, когда ее похитил царь демонов, пытавшийся соблазнить ее. Когда муж освободил ее, она прошла испытание огнем, доказывая свою чистоту, и не обиделась, когда тот ей не поверил. Она беспрекословно подчинилась его приказу и ушла в новое изгнание, чтобы на мужа не упала даже тень подозре-ний, что рядом с ним женщина, у которой была возможность осквернить его честь.
       Повеление "будь как Сита" включает безоговорочное послушание всему роду мужа. Невеста должна опускать глаза долу уже с того момента, когда ее показывают родственникам будущего мужа. Она не может обращаться к сво-ему мужу в присутствии чужих, а также к его старшим родственникам. В те-чение всей жизни она не смеет появиться перед старшими братьями, двою-родными братьями и дядями своего мужа. Она может говорить только с младшими женщинами и то шепотом.
       Предназначение женщины в Индии - быть женой. Издавна считалось, что участь вдовы - это проклятье. Когда в деревне умирает женатый мужчина, к его жене сбегаются все вдовы деревни, снимают у нее с рук браслеты, сва-дебные стеклянные браслеты разбивают, срывают остальные украшения, сти-рают со лба тику и, громко причитая, включают ее, таким образом, в свой клан отверженных. Браслет из раковин считается символом замужних жен-щин, Овдовев, женщина не имеет права его носить. И он должен разбиться.
       В Мадрасе есть древние надписи, прославляющие женщин, которые со-провождали своих мужей до погребального костра и добровольно сжигали себя вместе с покойными мужьями. На одном камне изображен муж, кла-няющейся своей верной жене, на другом - месяц и звезды. На камнях всегда есть поднятая женская рука с браслетами: "Посмотри на меня, я победила смерть. Я не допустила того, чтобы на меня пала судьба отверженных. У меня остались мои браслеты - символ моего благословенного положения. Я вер-ная жена. Я Сати." Страх перед жизнью вдовы жив и по сей день.
       Богиня счастья. В Индии девушки не выходят замуж сами, а юноши не женятся - их выдают, а родители и родственники подыскивают им партнеров. Университетский диплом увеличивает цену девушки на свадебном рынке не менее чем длинные волосы и светлая кожа.
       Чтобы выйти замуж счастливо, бенгальская девушка должна быть краси-ва. Излишнюю стройность принимают за нездоровье. Считается плохим, если невеста высокая. Невеста должна быть целомудренной. Девушка, чье цело-мудрие было однажды поставлено под сомнение, невестой в Бенгалии стать не может. Девушка, которая согласна выйти замуж за того жениха, которого выбрали ей родители - само послушание.
       Отец стремился выдать свою дочь как можно раньше. По законам Ману отец, который выдаст замуж восьмилетнюю дочь, имеет такую же заслугу, как если бы он выдавал замуж богиню Гаури. С каждым прибывающим годом дочери эта заслуга понижается. Если отец не выдаст дочь до одиннадцатилет-него возраста (возраста половой зрелости), он будет проклят. За избавление отца от греха семья жениха получала приданое.
       После свадьбы с отца вина снималась, а малолетняя девочка возвращалась домой. Когда невеста достигала половой зрелости, играли "вторую свадьбу" - менее торжественную и менее дорогостоящую - и молодую жену в закры-том паланкине отправляли в дом свекра.
       Считается, что бенгальская жена должна принести в дом счастье. Она словно вошедшая в семью богиня счастья Лакшми. Как правило, девушка не обладает божественными способностями своего идеала, поэтому счастье она должна создать постоянным и упорным трудом или хотя бы приданым.
       В 80-е годы ХХ века в Индии развернулось движение за отмену придано-го, членами которого были молодые люди, добровольно отказывающиеся от приданого невесты. Индийское правительство официально запретило требо-вание приданого, так что сейчас все чаще встречаются свадьбы без придано-го.
       Бенгалок никто не спрашивает, кем они хотели бы стать. Они трудятся на своем маленьком жизненном "участке", зная - лучшего не будет никогда. По-этому они стремятся успеть сделать на нем как можно больше. В конце кон-цов, они все-таки превращают его в цветущий сад, который радует не только их, но и окружающих.


Источники и литература:
1. Альбедиль М.Ф. Модель брачного поведения в южно-индийской мифо-логии // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб., 1991.
2. Кама-сутра. М., 1998.
3. Касты в Индии. М., 1965.
4. Ковалев И. Судьбы индийских племен. М., 1982.
5. Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. М., 1971.
6. Марек Я. По следам султанов и раджей. М., 1987.
7. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982.
8. Прейнгальтерова Г. Мои бенгальские подруги. М., 1984.
9. Фурника В.П. От рождения до погребального костра: Тамильские этю-ды. М., 1985.
10. Юрлова Е.С. Индия: гендерные проблемы на рубеже XXI века // Со-циологические исследования. 1998. № 12.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz