Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 5. Семейные культуры в Новом Свете

Брак - и не рай, и не ад;
это просто чистилище.
Авраам Линкольн

              Дева-Америка. Любовный акт лежит в основании американской истории. В романе "Арфа и тень" А. Карпентьер описал, как Изабелла Кастильская да-рит Колумбу любовь незадолго до его отплытия в экспедицию. Сверхнорма-тивная любовь католической королевы и простолюдина еврейского происхо-ждения символически открывает путь в Америку, - путь в "священную зону" ее девственных пространств, покорение которой осмыслялось в образах из-насилования девственницы.
       Девственность является стойкой характеристикой восприятия американ-ского континента: "боги насилуют девственниц в каждом растении" (М. А. Астуриас: "Легенды Гватемалы"). История Америки началась с наси-лия и насилием же продолжалась. В европейской культуре изнасилование обычно предстает как злодейство со стороны мужчины и тяжелая, подчас не-переносимая психическая травма для женщины. В американской культуре, начинавшейся с изнасилования индеанок конкистадорами, женщина сдается и покоряется мужчине-богу, и тот, не чувствуя вины, вступает в законное вла-дение своей "священной областью". Акт изнасилования не разъединяет, а, на-оборот, соединяет, мужчину и женщину и нередко становится прологом со-вместной жизни, любви, основания семьи и рода. Изнасилование предстает как космогонический акт
       Сливаясь в любовном объятии, люди переносятся в начало времен, и ока-зываются в центре (центром) рождения мира: мир рождается, когда двое це-луются. В любовном соитии извергается самое первозданное и сокровенное, и люди тоже обращаются в первозданное состояние. Они теряют дар слова: любовный лепет, хрипы, вздохи, стоны, вопли... В любовном акте происходит преображение в первочеловека - Адама, а чаще - в зверя. Жещина-самка воз-буждает мужчину как зверя - запахом, а не видом, и отдается ему по-звериному - на лоне природы, без предварительных слов и объяснений, без ласк, а после короткой напряженной борьбы.
       Это любовь необузданная, не сдерживаемая барьерами регламентов, безу-держная, беспредельная стихия, переполняющая все сферы бытия, раство-ряющая в его первоэлементах - земле, реке, сельве, луне. Земля источает за-пахи женского тела, лицо женщины светит в ночи, голос ее слышится в роко-те воды; в тоже время ее тело вбирает в себя дыхание ночи, струение вод, благоговейную тишину пещер. Женщина в себе несет Америку.
       "Маммизм". Отношения между мужчинами и женщинами в Новом свете установились по закону: чего менее, тем более дорожат. Приобрести жену удалось немногим счастливцам, а при уединенном образе жизни первых по-селенцев женитьба была хозяйственной необходимостью: для дома нужна ра-ботница. Каждая женщина имела множество обожателей.
       Строившиеся дома отражали викторианскую приверженность уединенно-сти (отдельная спальня для каждого ре-бенка и тщательное разделение семей-ного пространства в гос-тиных, где можно принимать людей). "Профессионализация" женской сферы предусматривала отдельные комнаты для шитья, музыки, завтра-ка, обеда и сна. Комната прислуги была скрыта "черной" лестницей и прямо сообщалась с кухней.
       Настоящая домохозяйка должна иметь слуг, которые бы все делали за нее. На 16 мужчин и женщин, населявших Америку, согласно переписи 1841 г., приходился один человек домашней прислуги. Десять лет спустя из трех мил-лионов женщин и девушек от десятилетнего возраста и старше, зарабатывав-ших себе на жизнь, одна из четырех рабо-тали служанками. На протяжении всего XIX века и до 1914 г. работа домашней прислуги была самой распро-страненной среди эмигранток и вторая по час-тоте в целом.
       К XVIII веку женщин было примерно столько же, сколько мужчин, но юноши покидали поселения, отправляясь на поиски новых земель, и тогда в некоторых общинах перевес оказывался на стороне женщин (приблизительно на 15%). Вследствие этого браки стали заключаться в более зрелом возрасте, а вдовы теперь реже стали выходить второй раз замуж. Большинство одино-ких женщин шли в домашнее услужение или занимались традиционной жен-ской торговлей (продавали дамские шляпки). Некоторые вдовы осваивали ремесло своих мужей. Иные становились владелицами таверн или гостиниц, а также открывали "дамские школы" в надежде привлечь молодых любозна-тельных учениц.
       Отец в американской семье - величина переменная, мать - постоянная. Географическая рассеянность, миграция, смена занятий, непрерывная погоня за своим шансом в жизни бросает американца из конца в конец страны. Как писал один из наблюдателей, молодые семейные пары в Америке не страдают склонностью к веде-нию домашнего хозяйства. Муж-чины здесь не так скова-ны работой по найму, как у нас. Если юный Бенедикт не пристроился адвока-том в Сейлеме, он вынырнет процветающим сапожником в Фермо-пилах. Джефферсон Джонсон потерпел неудачу со своей лесопилкой в Элеутерии, но, прослышав о вакансии баптистского проповедника в Биг-Мад-Крике, в течение недели сорвался с места с женой и тремя детьми. Эминадаб Уиггз устраивается клерком в контору пароходной компании на реке Понгоуонга с твердым убеждением, что через полгода будет уже за-рабатывать себе на хлеб совсем в другом месте. При такой жизни даже большой гардероб в обузу, а мебельный гарнитур, - что стадо слонов. Молодые мужчины и женщины вступают в брак, не имея за душой никаких накоплений для начала совмест-ной жизни. Они довольствуются своими надеждами и уверены, что средства придут. Так живет вся страна: если человек чего-то стоит, работа обязательно найдет его сама. А человек, имеющий хорошую страховку, всегда имеет воз-можность выкарабкаться из несчастья.
       Материнство, согласно вик-торианским представлениям о домашнем оча-ге, воспитывало ви-дение "материнского содружества" как идеологии, выра-жавшей общественную значимость традиционных ценностей дома и семьи в деятельности движений за трезвость, женских клубов, союзов женской моло-дежи. Американская мать распоряжается расходами, она читает книги и жур-налы и изучает тайны детской психики; именно она становится для детей вос-питателем, авторитетом и цензором. Ее власть основана на умении управлять детьми.
       Большинство американских детей рождается только после того, как ро-дители тщательно взвесили, могут ли они позволить себе иметь детей, как с точки зрения "первоначальных капитальных затрат", так и с точки зрения бу-дущего их "содержания". Смогут ли они дать ребенку хорошее образование, обеспечить его проживание в "пристойном окружении", общение с "подходящими людьми"?
       Идеал семьи - взаим-ность: общие суждения, взаимная дружба и взаимное доверие, но, прежде всего, взаимная терпимость. Правила суще-ствуют для всех, им и следуют все вместе. Сэкономленные день-ги тратятся на путешест-вия и развлечения для всей семьи. Се-мейные обычаи, против которых реши-тельно возражает хотя бы один член семьи, исчезают, и никакой родитель-ской властью их не сохранить, если для детей они утратили ценность. Идет постоянное сравнение с правила-ми и решениями, принятыми в других семь-ях, что стимулирует демократи-ческий процесс в семейных отношениях, но генерирует невротические отклонения. Выросшие дети, даже не вступившие в брак, покидают родительский дом и селятся отдельно. В большинстве случа-ев живут отдельно и старики.
       "Богатые тоже плачут". В 80-е годы в среднезажиточных городских семьях Бразилии большинство женщин не работали, занимаясь исключитель-но домашним хозяйством и детьми. Каждая женщина, желающая пользовать-ся уважением в обществе, должна быть сначала непорочной невестой, потом хорошей хозяйкой, примерной женой и матерью нескольких детей.
       Достаточно пунктуально соблюдается внутрисемейный этикет. Все члены зажиточной семьи обращаются друг к другу только на "Вы". Распоряжения матери и отца выполняются детьми, в первую очередь дочерьми, беспреко-словно. К дочерям семейная этика особенно строга. Незамужние девушки из зажиточных семей одни не посещают те места, пребывание в которых может повредить их репутации - бары, рестораны. Ей запрещается разговаривать с незнакомыми мужчинами. Плохая репутация девушки чернит всю семью и за-трудняет замужество ее младших сестер.
       Обвинение жены в потере невинности до брака считается основанием для немедленного расторжения брака, причем женщины не могут рассчитывать на повторный брак с человеком из хорошего общества, двери "порядочных домов" будут закрыты.
       Общественное положение жениха, родословная его семьи тщательно про-веряются. Предпочтение отдается браку с человеком из той же среды, и, ко-нечно, белым. Так в 70-е годы 97,74% союзов среди белых заключались с бе-лыми. Брак белой девушки с зажиточным, даже богатым мулатом или негром, считался мезальянсом.
       Сейчас особенно строгая эндогамия существует среди богатых аристо-кратических семей, где сохраняются кросс-кузенные браки. Вследствие этого некоторые прославленные бразильские роды находятся на грани вырожде-ния. В этих семьях процедуры сватовства, помолвки и, наконец, самой свадь-бы остаются особенно сложными и длятся иногда несколько лет,
       По законодательству брак признается действительным только в том слу-чае, если супруги совместно прожили не менее 10 месяцев. Если после этого брак распадается, то мужчина обязан выплачивать жене оговоренную в кон-тракте сумму пожизненно или до тех пор, пока она снова не вступит в брак. Дети получают алименты до совершеннолетия.
       Система "амиго". Специфику мексиканской семьи определяют два фак-тора - относительно низкий статус института семьи и брака и значительная разница в статусе полов в браке. Невысокий престиж супружества обусловлен традиционно низким социальным статусом женщины, а также существовани-ем системы "амиго" - участия мужчин в неформальной группе сверстников-друзей.
       Амиго - мощный механизм социального контроля и эффективное влияние на мексиканских мужчин в течение всей его жизни. В системе амиго участву-ют 24% мужчин среднего класса и 41% - низшего. Среди юношей, поддержи-вающих солидарность через систему амиго, бытует формула, отражающая их взаимоотношения, - "больше, чем брат". Отношения между близкими друзь-ями являются высшей культурной ценностью.
       Юноша, опасающийся, что забеременевшая от него девушка обратится в суд, может быть уверен, что его друзья поддержат его и помогут поставить под сомнение его отцовство и избежать наказания. Мужская солидарность доходит до того, что друзья вынуждают истицу к половой близости с ними.
       Установки амиго подвержены влиянию мачизма. Мачо (букв. - "самец", переносное "настоящий мужчина") - это безоглядная приверженность к на-силию без тормозов и управления. Это полная замкнутость, одиночество, пожирающее себя самое и все, к чему оно прикоснется. Мачизм делает упор на независимость, вулканическую импульсивность, физическую силу как единственный способ разрешения разногласий, жестокость и грубость в от-ношении с женщиной и насилие по отношению к слабым. Для него цель жиз-ни сводится к смене женщин, к бесконечному повторению акта победы над женщиной и овладению ее телом. Вступление мужчины в брак оценивается как принесение себя в жертву. Хотя и женитьба приносит лично ему немало благ, ощущение потери престижа холостяка достаточно велико. С точки зре-ния системы амиго ее член, женившись, теряет свою независимость и высо-кий социальный статус.
       Исследователи семейно-брачных отношений в Мексике определяют суп-ружеские отношения некоторых пар как "одиночество в компании двоих". По сообщениям жен, мужья предпочитают проводить свободное время с друзь-ями, а не с женой и детьми; тратят много денег с друзьями или так, что это не приносит пользы семье; часто не ночуют и не бывает дома по независящим от работы причинам. Женщины указывают на феномен "отсутствующего от-ца" в мексиканской семье. Для мальчиков улица и друзья становятся главны-ми институтами социализации. Лояльность к друзьям ценится выше родст-венных связей.
       В критический момент супружеской жизни муж обычно не ищет под-держки у своей жены (в силу ее низкого социального статуса) и стремится за-полнить "вакуум статуса" возвращением в систему амиго. Однако жена от-крыто или тайно пытается противостоять этой системе. Такая борьба, осо-бенно острая в первые годы супружеской жизни, не прекращается на протя-жении всей жизни в различных формах и масштабах.
       У мексиканцев сложилось отрицательное отношение к разводу. Часто при раздорах между супругами посредническую роль берут на себя сородичи обеих сторон, и только в том случае, если их вмешательство не помогает, брак расторгается. Женщина после развода не вправе вступать в брак, пока не пройдет 300 дней со дня расторжения предшествующего брака.
       Мужчина, покидая семью, средства на их содержание детей перечисляет в банк на счет, открытый им на имя дочери или сына. Если бывшая жена не в состоянии прокормить себя, покинувший ее супруг выплачивает ей незначи-тельное содержание. После смерти отца все имущество семьи переходит в собственность детей, включая внебрачных, между которыми оно будет поде-лено по их первому требованию при условии достижения ими совершенноле-тия. В сельской местности женщина после развода или смерти мужа чаще всего возвращается в семью родителей только с лично принадлежащим ей имуществом и в очень редких случаях наследует землю супруга.
       Многочисленные в Мексике праздники становятся едва ли не единствен-ной связующей нитью между родственниками. В День матери (10 мая) все члены семьи поздравляют мать и преподносят ей подарки, дочери заменяют ее на кухне, где организуют стол, либо все идут в ресторан.
       Принято отмечать 15-летие девушки. Для этого торжества крестные роди-тели покупают ей вечерний туалет и оплачивают расходы за службу в церкви. Затем родители устраивают в своем доме бал, который начинается поздно ве-чером. В полночь подается торт с 15 свечами, после чего начинаются танцы и веселье до утра. Отныне девушка уже считается взрослой и выходит "в свет". Ей разрешается носить туфли на высоком каблуке, ходить на балы, заводить знакомства с молодыми людьми, принимать от них подарки.
       Мексиканская склонность к экзальтации в выражении своих чувств при-дает периоду добрачного ухаживания весьма романтический вид. Серенады под окном избранницы в исполнении "марьячи" (певцы-музыканты, исполни-тели национальных песен, от французского слова "марьяж" - брак, свадьба), проводы "холостяка" или "холостячки", которые устраивают жених и невес-та, - характерные атрибуты сватовства средних городских слоев. Подражая светским правилам американских высших слоев, состоятельные семьи дают объявления в газете с указанием места и дня свадьбы, часто с публикацией фотографии жениха и невесты.


Источники и литература:
1. Антонов А.И. "Действительно ли небо упало на землю? (Комментарий к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США)" // Вест-ник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 3.
2. Земсков В. Метаморфозы любви на рубеже тысячелетий: латиноамери-канский вариант // Латинская Америка. 1990. №№ 10-11.
3. Золотухина М.В. Современная семья в США в исследованиях амери-канских ученых // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и полито-логия. 1996. № 3.
4. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1997.
5. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934.
6. Народы Америки. В 2-х т. М., 1959.
7. Нитобург Э.Л. Негритянская семья в США глазами американских эт-носоциологов // Советская этнография. 1991. № 5.
8. Североамериканские индейцы. М., 1978.
9. Семья у народов Америки. М., 1991.
10. Семья у народов Северной Америки. М., 1991.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz