Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

Глава VII. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Семейный быт народов Северной Азии

"Женщина без мужчины все равно,
что скотина без хозяина"
(Поговорка юкагиров)

              Школа выживания. У коренных народов Сибири сложилось твердое убеждение в непреложной ценности семейной жизни, статуса семейного че-ловека. "Человек без корней подобен пню", говорят якуты о холостяке, отно-сясь к нему с презрением и насмешкой. На него смотрят как на бродягу, без-дельника, праздно шатающегося от стойбища к стойбищу. Семейный человек считается человеком большого племени, большой родни, уважаемым основа-телем и продолжателем рода. Лишь после женитьбы взрослый человек вы-ступает как лицо самостоятельное.
       В суровых условиях Севера в супруге видели товарища по борьбе за вы-живание. Мужчину и женщину объединяла жесткая необходимость вести хо-зяйство. Исследователь культуры народов Севера В. Г. Богораз-Тан писал, что чукча женится, прежде всего, для того, чтобы было кому починить его одежду и т.д. Женщина же никого и ничего не выбирает: она не имеет права на хозяйство, землю, имущество, на независимую жизнь. У юкагиров нимэрэл (жениться) дословно означает "приобрести чум", нимэтэл (женить) - дослов-но "снабдить чумом", то есть оленями, нартами, утварью.
       Женщина, став женой и хозяйкой дома. в какой-то мере приобретала со-циальный статус и определенную степень свободы, становилась равной среди равных. Поэтому они оплакивали искренне даже жестоких и суровых умер-ших мужей. Осиротевшая дочь или бездетная вдова скитались от одного опе-куна к другому или жили у кого-нибудь в качестве работницы.
       Самое дружеское якутское пожелание звучало так: "Пусть люди твои рас-плодятся, пусть скот твой размножится". Рабочие руки воспроизводит сама семья. Большая семья была не только благом, но и оправданием жизни на земле. Якуты говорили: "От заброшенного жилья остаются пни, от недавнего жилища - заветная память, от печки - горячие угли". Каждый человек должен иметь наследника, продолжателя рода. Отсутствие детей воспринималось как большое несчастье.
       У чукчей и эскимосов бытовало поверье: на том свете бессмертная стару-ха спрашивает человека, были ли у него дети или нет. Если были, - старуха поселяет его в хорошей яранге, и он живет там со всеми родичами, умершими раньше его. Если же выясняется, что у человека не было детей, старуха топит его в бездонном озере.
       "Товарищество по жене". До начала ХХ века среди ительменов, эвенков, чукчей, юкагиров, камчадалов, коряков, эскимосов и алеутов сохранялись пережитки группового брака, связанные с кочевками, разобщенностью пле-мен, отдаленные друг от друга.
       Кузенный брак как форма группового брака был свойственен многим на-родам, занимавшимся охотничьим промыслом. Родители и родственники стремились обеспечить свое потомство женами, старались, чтобы у домашне-го очага сходились люди не чужие по крови, а общего происхождения.
       С обособлением частных хозяйств групповой брак перерождался в "товарищество по жене". Это означает, что каждый "товарищ по жене" берет себе жену другого, живет с ней несколько месяцев и затем возвращает ее му-жу. Так мужчины закрепляли свою дружбу.
       Были распространены также полиандрия, сорорат и левират. Гибель мужчин-промысловиков была обыденна. По обычаю левирата было принято, чтобы младшие заботились о женах старших даже тогда, когда они отправля-лись на охоту или вообще в какую-нибудь поездку. Сорорат позволял вдовцу получить без затрат жену и мать для детей, привязанную к ним в силу родст-венных чувств.
       Полигамия объясняется хозяйственно-бытовыми нуждами патриархаль-ной семьи, тем, что дети ценились как будущие или реальные помощники. Так, эскимосская семья просто не могла существовать, если хозяйка станови-лась старой и больной. (А при широком возрастном несоответствии жена не-редко была значительно старше мужа). Причинами многоженства могли стать бездетность первой жены или желание иметь сыновей или большое стадо оленей, которое требовало несколько хозяек.
       Число жен зависело от материального положения мужчины. Корякам раз-решалось иметь столько жен, сколько их мог содержать мужчина. Но мужчи-на был обязан получить на это согласие первой жены. Богатые якуты распре-деляли между своими женами скот, который держали в разных местах: жены усерднее управляют имуществом, чем посторонние наемные лица.
       Брачная стратегия. Дети очень рано приобщались к труду. Приученные с малых лет к самостоятельности, серьезности и строгой дисциплине, они достигали возраста жениха и невесты соответственно в 12-13 лет и 10-11 лет. Выдавали дочь замуж или женили сына, учитывая не только физическую зре-лость, но и, прежде всего, социальную, например, самостоятельность в при-нятии решений. Девочкам достаточно было уметь шить, варить, ставить юрту. Мальчикам - охотиться, ловить рыбу, управлять стадом.
       Оптимальным же брачным возрастом считался для девушки возраст 14-15 лет, для юноши - 15-16 лет. Женить старались помоложе, пока половой ин-стинкт заглушает в парне все остальные соображения, пока воля послабей, чтоб не женился по собственному желанию, не выбрал неугодной невесты.
       Ранние браки определялись острой необходимостью заполучить работни-цу (в таком случае мальчику сватали взрослую девушку), корыстными сооб-ражениями (когда бедные родители соглашались выдать девочку за взрослого человека, чтобы получить хороший калым).
       Была распространена такая форма сверхранних браков, когда родители по сговору женили малолетних детей. Уговор приводился по достижении детьми брачного возраста.
       Калым был условием заключения брака. Покупка жены по соглашению была своеобразной компенсацией семье за отчуждение рабочей силы - жен-щины и приданого, которое она уносила в другую семью, причем эта сделка заключалась не между отдельными лицами, а между сообществами.
       У юкагиров в знак решения жениться перед чумом родителей невесты привязывали одного-двух отборных оленей. Калым рассматривался как бла-годарность семьи жениха родителям невесты за то, что вырастили девушку и согласились отдать ее в жены, поскольку на женском труде держались дом и хозяйство. Брачный подарок со стороны жениха придавал ценность девушке как личности и как жене.
       Обычай платить калым развивал поэтапную процедуру сватовства, давал мужчине с материальным достатком возможность проявлять разборчивость в выборе жены, учитывать не только хозяйственные ее навыки, но и красоту, характер.
       Значительная часть калыма возвращалась обратно в виде приданого, вы-деляемого молодой семье для обзаведения хозяйством. Иногда бедным по-могали выплатить калым его богатые сородичи, тем самым закабаляя его как будущего работника. Калым заменялся иногда "усыновлением" зятя (чукчи или эвенки, когда не было в семье сыновей, брали в дом будущего зятя в ка-честве постоянного жильца, он показывал рвение в работе, что еще крепче привязывало его к семье невесты). Бедный эскимос, поселявшийся в стойби-ще жены, освобождался от калыма.
       Калым заменялся отработкой в доме тестя (у оленных чукчей отработка стала формой возмещения отцу ущерба от ухода дочери - не только работни-цы, но и части стада, которая носила ее личное тавро).
       У эвенков после заключения брака жених переселялся в чум тестя на срок от одного до трех месяцев. Молодой муж старался заслужить расположение жены и ее родителей умением охотиться (поскольку удачливый охотник поль-зовался всеобщим уважением), ловить рыбу, пасти оленей. Доказав, что он это способен, получал право забирать жену к себе в дом или остаться в доме невесты.
       До конца Х1Х века существовал обычай обмена женщинами, когда двое мужчин из разных родов, чтобы не платить калым, обменивались сестрами или дочерьми. Обмен женщинами у эвенков происходил и при заключении мира враждующими сторонами. У юкагиров в конце Х1Х века случался обмен женщинами между двумя семьями.
       Семейный микроклимат. Внутрисемейные отношения строились на принципах строгой субординации: младшие подчинялись старшим, а непре-рекаемым авторитетом был глава семейства - отец.
       Отношение родителей к детям было двойственным: любовь к детям и за-бота о них вполне уживались с безразличием к ним. Из-за высокой смертно-сти детей жизнь отдельного ребенка в глазах родителей была довольно зыб-кой ценностью. Рождение ребенка зачастую не отмечалось, не было ритуали-зировано.
       От детей требовалось не только хорошо кормить и содержать старших, выполнять за них трудную работу. Главное - почитать родителей, служить им при жизни, захоронить после смерти и приносить жертвы. Старший сын с детства воспитывается в убеждении, что он надежда, кормилец, опора семьи. На него рано ложилась тяжелая домашняя работа. Если в доме не хватало мужчин, он оставался работать дома Он должен растить младших братьев и сестер. Помощь старшего брата воспринимается как само собой разумеющее-ся.
       У юкагиров строго соблюдались принципы целомудрия. Существовал "обычай избегания", по которому "члены одного семейства не должны раз-говаривать между собой без особенной нужды". Зять, теща, сноха и свекор, родные и двоюродные и даже троюродные братья и сестры избегали гово-рить друг с другом. В случае необходимости обращались в третьем лице и не смотрели друг на друга.
       Сегодня изжиты многоженство, отработки за невесту, калым, исчезла ав-торитарная власть отца, архаические семейные обычаи и обряды. Характерно появление социально неоднородных браков и семей. Отмечено повсеместное распространение этнически смешанных браков. Происходит выравнивание возрастов вступающих в брак. Семья уменьшилась как по величине, так и по числу поколений в ней. Велика доля семей, состоящих только из матери и де-тей. Вместе с тем большое количество мужчин не состоят в браке. Растет число внебрачных детей.
       Низкие показатели брачности у мужчин-оленеводов являются следствием плохой организации оленеводческого хозяйства и тяжелых условий жизни на пастбищах: с одной стороны, структура производства не предусматривает участие в нем женщин, с другой - условия труда и быта таковы, что не при-влекают молодых женщин. В последнее время у народов Севера стало чрез-вычайно распространенным сожительство. При подобном союзе семья юри-дически существует только с одним родителем, а потому статистика фиксиру-ет рост числа детей, рожденных вне брака.


Источники и литература:
1. Афанасьева Т.М., Симченко Ю.Б. О брачных системах автохтонных народов Северной Азии // Советская этнография. 1981. № 4.
2. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX-начало ХХ века). Новосибирск, 1980.
3. Бояринова З.Я. Население Западной Сибири начала русской колониза-ции: Виды хозяйственной деятельности и общественный строй местно-го населения. Томск, 1996.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz