Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 6. Искусственное родство

В поезжанах был, так свой.
(Русская поговорка)


       Адопция. Наряду с расколом и сегментацией в неолитических обществах наблюдались и процессы объединения, слияния. Они происходили в тех слу-чаях, когда ослабевшие, от голода, эпидемий или войн группы не могли больше существовать как автономные единицы. Иногда эти группы специаль-но приглашали родственников, свойст-венников и друзей занять пустующие на их территории участки и инкорпорировали их в свой состав. Иногда же они покидали родную территорию и сами входили в состав какой-либо более сильной груп-пы. У окебо в Конго субкланы разных родов, которые доста-точно долго жили рядом, переставали заключать браки друг с другом и на-чинали считать себя принадлежащими одному роду.
       Побратимство оформлялось различными способами. Осетины, подобно скифам, чаще всего пили из общей чаши, добавляя в напиток и смешивая в нем капли своей крови. Были распространены также клятва на оружии или обмен оружием. Один из них притрагивался губами к груди матери или жены другого. Объявляли об установлении союза "вечной дружбы и братства", со-провождая это угощением и дарообменом. Могли вступить в такой союз и две семьи в полном составе. Такие люди или семьи поддерживали друг друга материально, например, помогая в выплате калыма или покупке приданого.
       Посестримство возникло как вторичное, ассоциированное с побратимст-вом явление. Если побратимство было связано с потребностями вооруженной взаимозащиты, то посестримство имело целью преимущественно психологи-ческую взаимоподдержку. Символика посестримства: у осетин - обет верно-сти, обмен платьями, угощение.
       Вновь инкорпорировавшие-ся в род пришельцы получали соответствую-щие права и обязанно-сти и изъявляли согласие придерживаться принятых здесь тради-ционных норм. При этом их начинали считать родичами и соот-ветственно к ним относиться, хотя четко отличали их от реальных кровных родственников. Од-нако на их потомков распространялась концепция кровно-го родства. Адоптированные в родовую группу чужаки, получавшие полный статус родичей, составляли в ней иногда весь-ма значительный процент (от 20 до 50%). В ряде районов Новой Гвинеи адопция облегчалась тем, что единая субстанция, объединявшая членов рода, обреталась и участием в де-леже пи-щи с родовой территории, общим трудом, а также совмест-ным прожива-нием.
       Наиболее распространенной формой адопции было усыновление.
       · Бездетные семьи усыновляли детей многодетных родственников или посторонних людей (бывало даже, что детей крали), семьи же, имевшие детей, - сирот из семей близкой родни.
       · Примирение кровников. Сверх платы, положенной медиаторами "крови", убийца или кто-нибудь из его малолетних родственников отдаются роду убитого. Усыновляемый припадает к обнаженной груди усыновляющей его женщины, произнося: "С сегодняшнего дня я твой сын, а ты мне мать", на что получает следующий ответ: "Я твоя мать, ты мне сын". Иногда убийца обеспечивал себе такое усыновление силой или хитростью.
       · Кровная месть прекращается, если убийца похищает сына убитого, ста-новится его приемным отцом и воспитывает его. Кровник после примирения берет к себе на три-семь лет на воспитание сына, дочь или сестру убитого им, которых обязан одевать в шелк и давать наилучший стол.
       · Чужак, чтобы обеспечить себе безопасность еще более полную, чем та, которой пользовался кунак, просил, чтобы его усыновили.
       · Усыновление с целью установления отношений патроната-клиентеллы или сюзеренитета-вассалитета: сильный и богатый усыновлял того, кто был послабее и победнее.
       В тех раннеземледельческих обществах, где происходило укрепление ро-довой организации, адопция начинала встречать некоторые трудности. Там адоптированные члены родовой группы были лишены ряда важных прав, и только их внуки стано-вились уже полноправными родичами. Недавно адоп-тированные в родовую группу чужаки занимали в обществе особое положе-ние и в определенных ситуациях были весьма уязвимы. Именно их обвиняли в неудачах, постигших группу, причем иногда дело доходило до их убийства.
       Коллективное родство - неродственные между собой патронимии или соседские общины вступали в квазиродственный союз, обра-зуя братства.
       Пути образования братств: 1) путем адопции немногочислен-ной и сла-бой группы более крупной и сильной группой, 2) перекрестное породнение на равных основаниях как кров-ных, так и названных родственников, связанных обязательства-ми экономической взаимопомощи, вооруженной взаимной за-щиты и экзогамии.
       Присяжные (клятвенные) братства возникали в следующей ситуации. Беглец, просящий покровительства должен принять обряд; он делается безо-пасным, приводится к присяге и дает обязательство вести себя сообразно с обычаями племени. С этого времени он равняется со всеми коренными жите-лями, права его и собственность обеспечиваются, и он принимается всеми как товарищи брат. Народ "усыновлял" пришельца; принимаемый присягал быть верным клану, а тот присягал охранять безопасность своего нового чле-на.
       Жители селений, вступающие в клятвенное братство, собирались и стано-вились друг против друга. Затем выходил из числа жителей одного аула поч-теннейший мужчина, а из числа жителей другого - почтеннейшая женщина, и вторая перед лицом всех собравшихся усыновляла первого известным спосо-бом молочного усыновления взрослых. Потом почетные представители полов от аулов менялись, и повторялась та же церемония с другой парой. После этого выходило из каждой группы по несколько мужчин на середину между стоящими и на виду у всех клялись на Коране, что они и все однофамильцы обязуются оказывать друг другу во всем взаимную помощь.
       Братства были цепью или сетью общин и фамилий, насчитывавших от 750 до 900 человек. Внутри себя такие ячейки на равных основаниях объединяли как кровных, так и названных родственников. Их связывала материальная взаимопомощь в уплате брачного выкупа, в приобретении приданого, в упла-те уголовных штрафов, выкупа за кровь человека, принадлежавшего к друго-му братству. Выкуп за кровь своего сочлена делился внутри братства. Объе-диняла членов присяжных братств и физическая взаимозащита, так как всякое посягательство на жизнь, честь или собственность одного из членов союза рассматривалось как обида всему союзу. Даже тогда, когда член братства со-вершал преступление, наказать его можно было только по решению или с со-гласия братства. Браки внутри присяжных братств были запрещены, и нару-шение экзогамии строго каралось - некогда смертью, а затем изгнанием и штрафом.
       Аталычество (от тюркского "аталык" - "как бы отец", "названный отец") - воспитание ребенка не в родной, а в чужой семье. Один аталык вправе иметь только одного воспитанника.
       Аталыком и воспитанником, а также всей их родней возникала теснейшая связь, приравниваемая адатами к кровной или даже считавшаяся еще более тесной. Она устанавливалась путем молочного породнения, так как жена ата-лыка или одна из его родственниц, специально приглашавшаяся для этой це-ли, становилась кормилицей воспитанника. Аталычество предполагало, что ребенок отдавался на воспитание сразу же после рождения и возвращался домой уже юношей. Воспитанник, долго пробывший в семье аталыка, сбли-жался с ее членами и возвращался в родительский дом как в чужую семью. Только через годы он привыкал к своей кровной родне. Как правило, отец воспитанника стоял на феодальной лестнице выше аталыка, и само аталычест-во вызывалось к жизни получением определенных взаимных выгод. Помимо обмена подарками, подчас очень ценными (особенно от семьи воспитанника), одна сторона получала покровительство, а другая расширяла круг зависимых людей. Бывало даже, например, у кумыков, что аталык княжеского сына пе-реходил на более высокую ступень феодальной лестницы. Поэтому претен-денты на роль аталыка чаще всего сами спешили предложить свои услуги, со-перничали между собой и подчас даже выкрадывали ребенка. Бывало, что у человека имелось несколько аталыков, у которых он воспитывался поочеред-но, в результате чего отношения покровительства и зависимости распростра-нялись на большее количество лиц. Но случалось и так, что семья ребенка сама была заинтересована в установлении аталыческих связей с другой семь-ей, чтобы превратить эти связи в канал получения феодальной ренты. Так, у балкарцев молодой князь наделял семью своего аталыка землей в пожизнен-ное владение, а та обязывалась вносить ему ежегодные платежи. Нередко (особенно в княжеском сословии) ребенка передавали на воспитание предста-вителю соседнего народа, заключая или укрепляя этим феодальные союзы.
       Обрядовые формы искусственного родства включают формы родства, связанные с обрядами семейного цикла.
       Породнение, связанное с обрядами детского цикла: 1) с повитухой, 2) с молочной матерью, 3) с нарекшим ребенку имя, 3) с крестными родителями матерью, 4) с впервые постригшим ре-бенку волосы, 5) с человеком, который по обычаю обя-зательного воспитания ребенка вне родной семьи в течение многих лет выступал в роли воспитателя, 6) с духовным родителем, наставни-ком.
       Породнение, связанное с обрядами свадебного цикла: 1) с человеком, "отобравшим" у поезжан не-весту и удочерившим ее; 2) с хозяевами других домов, куда на время помещали жениха и невесту; 3) со свадебным дружкой, 4) с венчальным кумом.
       Правило интерполяции искусственного род-ства (включая сюда требова-ние экзогамии) - распространение искусственного родства не только на се-мьи, но и на другую близкую родню усыновителя и усыновленного или по-братимов.


Источники и литература:
1. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаев-цев и осетин в прошлом (генезис и проблемы типологии). Нальчик, 1990.
2. Гаджиева С.Ш Аталычество и побратимство в Дагестане. XVIII - на-чало XX века. Махачкала, 1995.
3. Гарданов В.К. Аталычество. М., 1973.
4. Дарнтон Р. Братство: взгляд еретика // Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и ученом сознании. 1994. М., 1994.
5. Смирнова Я.С. Усыновление покровителя // Советская этнография. 1984. № 2.
6. Соловьева Л.Т. Родственные объединения адыгов: традиции и совре-менность // Расы и народы. Вып. 26. М., 2001.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz