Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 5. Сиротство

В сиротстве жить - слезы лить.
(Русская пословица)

       Феномен сиротства. В последние годы в России обострилась проблема сиротства, что связано: 1) с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, в связи с падением социального престижа семьи, ее мате-риальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемо-сти, снижением стабильности брака; 2) изменением социального состава си-ротства, увеличение среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, с трудно-стями в обучении, поведении (склонностью к бродяжничеству, табакокуре-нию, девиантному поведению).
       Виды сиротства. 1. Собственно сироты: дети, чьи родители рано умерли. 2. "Лишенцы": дети родителей, лишенных родительских прав. 3. "Отказники": дети родителей, отказавшихся от родительских прав. 4. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании. 5. Домашние сироты: родителей полный "комплект" и ребёнок живёт с ними, но им - не до ребёнка. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг другу, а в худшем - находятся в антаго-нистических отношениях.
       "Скрытое" социальное сиротство вызвано изменением отношения к де-тям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет бес-призорность огромного количества детей и подростков.
       Последствия сиротства. Дети, лишенные родительского попечения, наи-более склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами на-силия и преступлений (объектами сексуальных посягательств и предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятельность, они рано при-общаются к алкоголю и наркотикам. Распространенность гинекологических патологий у безнадзорных девочек-подростков составляет 12 - 14 %. Нару-шение психики отмечено у 70 % безнадзорных детей, почти 15 % из них - имеют опыт употребления наркотиков и психотропных веществ. Безнадзор-ные и беспризорные дети наиболее подвержены заболеваниям ВИЧ - инфек-цией.
       Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окру-жающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, разви-вающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения в развитии личности. До 60 % контингента воспитанников домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимуществен-но центральной нервной системы. Помимо последствий органического пора-жения мозга у 30 % отмечаются хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы и пр. Почти 55 % отстают в физическом развитии. Лишь 4, 7 % детей квали-фицируются как практически здоровые.
       У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чув-ства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально - познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Во многих случаях (85-92 %) вы-пускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразо-вательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержан-ным психическим развитием не превышает 8-10%. Формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенден-ции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудитель-ных мотивов.
       Существующая в России система призрения детей-сирот представляет со-бой систему государственного содержания сирот, их сепарации от общества, что приводит к социальной депривации и госпитализму. Эта система объек-тивно приводит к поддержанию сиротства как явления, а не к предупрежде-нию и ликвидации социального сиротства. Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление в приемные и патронатные семьи) от-мечается увеличение числа воспитанников детских домов и школ-интернатов. Ежегодно растет число самовольных уходов детей из школ - интернатов и детских домов. Наиболее частыми причинами уходов детей является невоз-можность проживания в них из-за жестокого обращения со стороны педаго-гических и других работников.
       Образ сиротства в творчестве М.Ю. Лермонтова. Мотив сиротства - один из самых пронзительных мотивов творчества Лермонтова. О своей ма-тери Лермонтов сохранил только одно печальное воспоминание: "Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспом-нить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать". Выросший вдали от отца, Лермонтов писал: "Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть". Сиротство - общая судьба Лермонтова, Мцыри и Печорина, следствием которого стано-вится ощущение бесприютности, незащищенности, заброшенности, собствен-ной неполноценности и даже обречённости.
       Сиротство и "плен" Мцыри определены войной на Кавказе и горькой судьбой его семьи. Отторжение от родных Мцыри воспринимает как чудо-вищную несправедливость, как отторжение от людей вообще. "Грозой ото-рванный листок", - говорит о себе Мцыри. "Дубовый листок оторвался от ветки родимой", - скажет позднее Лермонтов. Именно к "ветке родимой" жаждет прилепиться Мцыри, жаждет вернуться в родной аул, обрести "дом", слиться душой с "милыми душами".
       "Отчизна" для Мцыри - в одном ряду с домом, друзьями, родными ("... видел у других отчизну, дом, друзей, родных, а у себя не находил"). Отчиз-ной становится вообще одна единственная родная душа: "Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой Хоть незна-комой, но родной..". Он вспоминает "смуглых стариков" с важными лицами, сидящих "против отцовского крыльца", "вечерний гул домой бегущих табу-нов и дальний лай знакомых псов". Деревья представляются ему братьями "в пляске круговой", он видит, как "приросли к скале две сакли дружною че-той", а струи Арагвы и Куры воспринимаются им как две обнявшиеся сестры. Без дружеских, братских объятий Мцыри обречен умереть "рабом и сиро-той".
       Жизнь Печорина разрушена губительной для его души "родной средой". Он заявляет: "Я в один прегадкий вечер имел несчастье родиться". Он не вспоминает о детстве, о домашних традициях, прочном семейном быте. Ко-гда душа ничего не наследует из детства, то жизнь превращается в цепь слу-чайных эпизодов, без истинных привязанностей, без стеснительных нравст-венных уз. Боль сиротства заставляет Печорина воспринимать окружающее тоже как стихию фатально враждебную. Его бездомовье - внутреннее, естест-венное состояние его души. Он не способен жить смиренно и терпимо по от-ношению к людям, сознательно не желая иметь никаких нравственных обяза-тельств перед ними.
       На отеческую заботу Максима Максимыча он отвечает холодом равноду-шия. От Максима Максимыча мы слышим: "Такой уж был человек: что заду-мает, подавай, видно, в детстве маменькой был избалован". "Загадочность" натуры героя - в бескрайнем эгоизме: "... какое дело мне до радостей и бед-ствий человеческих". Страдания окружающих поддерживают его душевные силы: "Первое мое удовольствие подчинять моей воле всё, что меня окружа-ет, возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха". Эгоизм порож-дает зависть, а вместе с завистью развиваются мстительность и патологиче-ское любопытство к несчастьям людей, постоянное желание подглядывать и подслушивать. Печорин никогда не пропустит "неплотно притворенный ста-вень", поэтому несчастья всех тех, кто находится в поле его зрения, предо-пределены.
       Конец сиротства: безграничное родство. Называя свое время веком "случайных семейств", Лермонтов, предвосхищая роман И.И. Тургенева "Отцы и дети", обратил внимание, что "дети" смотрят на "отцов" как на нечто ненужное, отжившее, как на изначальное зло. Нигде в мире антагонизм моло-дого со старым не дошел то такой крайности, как в России, писал позднее из-вестный русский философ Н.Ф. Федоров. Держаться отцовского и дедовско-го, быть в зависимости от них - что может быть позорнее и унизительнее!
       На его взгляд, прогресс состоит в поглощении младшим старшего, в вы-теснении сынами отцов, в сознании живущими своего превосходства над жи-вущими. Прогресс делает отцов и предков подсудимыми, а сынам и потомкам дает суд и власть над умершими. Уже рождение есть убийство родителей.
       Отрыв сынов от родителей совершается в угоду женской прихоти. Ис-ключительное прилепление к жене заставляет забывать его своих родственни-ков, братьев и родителей. Небратское и неродственное состояние распро-страняется в обществе, порождая всеобщую распрю и рознь. Ненавистная раздельность мира находит завершение в розни с природой и смерти. Почему мир не мир? Почему природа нам не мать, а мачеха? Почему все живущее умирает?
       Общее дело всего человечества, по убеждению Н.Ф. Федорова, должно состоять в "попрании" смерти. Факт воскрешения Христа доказывает воз-можность всеобщей патрофикации - воскрешения отцов. В рождении и вос-питании родители отдают свою жизнь детям, а в деле воскрешения, в созна-нии отцов в себе и себя в них начинается возвращение жизни родителям, в чем и выражается совершеннолетие: "День желанный, от века чаемый, необъ-ятного неба ликование тогда только наступит, когда земля, тьмы поколений поглотившая, небесною сыновнею любовью и знанием движимая и управляе-мая, станет возвращать ею поглощенных и населять ими небесные, ныне без-душные, холодно и как бы печально на нас смотрящие звездные миры; когда, собирая и оживляя прах тех, которые нам дали или, вернее, отдали свои жиз-ни, мы уже не будем этот прах обращать в пищу себе и потомкам, к чему вы-нуждались разобщением миров и необходимостью жить средствами, скоп-ленными нашею небольшою планетою. Знанием вещества и его сил восста-новленные прошедшие поколения, способные уже воссоздать свое тело из элементарных стихий, населят миры и уничтожат их рознь:". Не будет ниче-го дальнего, когда в совокупности миров мы увидим совокупность всех про-шедших поколений. Все будет родное, а не чужое.


Источники и литература:
1. Анохина Л.В., Соломонова В.В. Образ детства в художественном сознании М. Ю. Лермонтова (на материале поэмы "Мцыри" и романа "Герой нашего времени") // http://maks.omskreg.ru/trudy/ fil_ezh/n2/ solomonova.html. 2. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. № 3. 3. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. М., 1994. 4. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982 5. Яшин А.Я. Сирота. М., 1963.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz