Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 3. Обряды родильного цикла

Жизнь беременной - жизнь привилегированная
Испанская поговорка

       Роды в некотором смысле тоже смерть. Беременная, существо, несущее в себе две души, исчезает, умирает, и вместо нее возникают два новых сущест-ва: мать и ребенок. Эта смерть повторяется каждый раз при родах, и таким образом мать на своем веку проживает несколько жизней и несколько смер-тей. И каждый жизненный этап, обрамленный переходными обрядами, про-живается как целая жизнь, а каждое новое рождение индивида сопровождает-ся изменением его статуса, имени и облика.
       Традиционно жизнь женщины мыслилась как процесс постоянного на-полнения и освобождения чрева. Состояние беременности воспринималось как более нормальное, чем состояние временной "пустоты".
       Первые роды имеют огромное социальное значение. У бонток-игорот на Филиппинах женщина может вступить в брак только после рождения ребенка. Тем самым она доказывает, что может быть продолжательницей рода. В тех случаях, когда брак по обычаю племени становится законным лишь после рождения ребенка, обряды, связанные с беременностью и родами, являются последним актом свадебной церемонии. Изменяется статус и отца. У многих народов, по обычаю тектонимии (изменения имени), отец теряет собственное имя и называется "отец такой-то". У вабемба в Конго до рождения первенца жена зовет мужа "хозяин" или "сотоварищ". Как только отец признает ребен-ка, жена обращается к мужу по имени ребенка и сама получает имя новорож-денного (мать такого-то).
       Обряды отделения и интеграции. Церемонии, связанные с беременно-стью и родами, представляют единый комплекс. Вначале совершаются обря-ды отделения, изолирующие беременную от общества в целом, от семьи и иногда даже от женского сообщества. Во время беременности женщина должна быть изолирована как существо нечистое, опасное, оказавшееся в противоестественном состоянии. К женщине в этот период относятся как к больному, чужаку. Затем следуют собственно обряды беременности. Нако-нец, совершаются родовые обряды, возвращающие женщину в прежнее со-общество и обеспечивающие ей новое положение в обществе как матери.
       Вот последовательность обрядов беременности и родов племени тода в Индии: 1) беременная не должна появляться ни в деревне, ни в ритуальных местах; 2) на 5 мес. беременности женщина переселяется в особую хижину; ей запрещено участвовать в переработке молока; 3) она призывает два божества: Пирн и Пири, - и прижигает в двух местах свои руки; 4) до наступления 7 мес. совершается церемония выхода из хижины и возвращения домой; жен-щина пьет священное молоко; 5) на 7 мес. во время церемонии "лука и стре-лы" избирают будущему ребенку отца, признанного обществом (у тода прак-тикуется многомужество); 6) женщина рожает в собственном доме; 7) через 2-3 дня мать, отец и ребенок, запятнанные нечистотой, переселяются в осо-бую хижину; 8) хижина сжигается, а возвращение к обычной жизни соверша-ется после испития священного молока.
       У африканского племени кота вскоре после родов женщину переселяют в отдельную хижину, где она остается в течение 30 дней. Следующий месяц она проводит в другой хижине; третий месяц - в новой; затем на некоторое время она поселяется в доме родственника, пока ее муж совершает обряд очищения семейного дома, окропляя его водой и навозной жижей.
       В Пенджабе промежуточный период "нечистоты" матери и ребенка зави-сит от принадлежности к той или иной касте и длится 10 дней для брахманов, 12 дней для кшатриев, 15 - для вайшьев, 30 - для шудр, т. е. в обратном соот-ношении с "чистотой" касты. В разных областях России, опасность, которую представляли собой новорожденный (и умерший), не превышала 40-дневный срок. После родов женщина в течение 40 дней не допускалась в церковь. Наи-более же распространенным временем особой их нечистоты и опасности был 1-3 дня. Роды очень часто происходили в бане (хлеву, сарае).
       Одной из форм реинтеграции в общество матери и младенца является включение в женский союз, происходивший у славян во время праздника "родин". Это гинекократический праздник женского союза, когда замужние женщины-соседки и повивальная бабка, не дожидаясь приглашения, наносят визит роженице. Посетительницы приносят не подарки, а снедь. Хозяйка до-ма, но чаще повитуха наливает им выпить. Мужчины на праздник не приходят со страха, что "им отрежут яйца". Молодой отец должен был угождать жен-щинам, подавать и забирать еду со стола.
       Таинство родов. Роды у восточных славян тщательно скрывались не только от соседей, но часто и от многих членов семьи, особенно от детей и девушек, которых старались удалить из дома, где протекали роды. По пове-рью, чем больше людей посвящено в тайну события, тем дольше оно будет тянуться.
       В повитухи принято брать женщину, миновавшую климакс. В противном случае, как говорили, у новорожденной девочки долго не наступили бы ме-сячные (Грабово). Женщина, способная к деторождению, воспринимается как потенциальная конкурентка и матери и ребенка. С того момента, как женщина считается бесплодной, "вышедшей из возраста", она более не участвует в борьбе с себе подобными, "остывает" и становится "чистой"; теперь она мо-жет помогать другим: принимать роды, лечить больных, готовить мертвых в последний путь. Расставшись с ролью матери, она символически делается всеобщей матерью, которая заботится о потомстве всех женщин сообщества и о равновесии в мироздании. В принципе каждая женщина должна была хоть раз стать повивальной бабкой, иначе она становилась предметом насмешек.
       Акушерское искусство повитухи носило в целом символический характер, было направлено на то, чтобы всеми способами помочь раскрыться рожаю-щему телу. Женское чрево раскроется лишь при условии, если раскроется весь космос. На роженице, на всех и везде в доме все распускалось, развязы-валось, расстегивалось, раскрывалось и распахивалось. Роженице советуют кричать как можно громче, чтобы ускорить схватки. Крик роженицы, пови-вальной бабки, отца, раздирающий и раскрывающий тело, призван освобо-дить путь ребенку.
       Обычно роды - женское дело. Отец мог быть пассивным зрителем, ре-ально или символически помогал роженице, изображал родовые муки (кува-да), испытывал действительные страдания. Так, например, в Полесье повитуха привязывала нитку к члену мужа, забравшегося на печь или на крышу, и отда-вала другой конец роженице: при каждой схватке та дергала за нитку, переда-вая боль супругу. И говорила: А тебе больно? От мени больно, хай и тоби также будэ". Роды вдвоем призваны защитить ребенка от грозящих ему опас-ностей, от подмены.
       В целом кувада понимается как кодекс табу для отца, начиная с зачатия и рождения ребенка и кончая определенным сроком после его появления на свет. Отцовские роды гарантируют законность ребенка.
       По завершении родов усилия повитухи будут направлены на то, чтобы вернуть опроставшемуся телу утраченную целостность. Теперь повитуха за-вязывает, закрывает и тело роженицы, и тело новорожденного. Перевязыва-ние пуповины завершает отделение ребенка от матери и начинает "работу" над тельцем ребенка. Пуповину перерезали на орудиях труда, которые симво-лически приобщали к будущим профессиям.
       Плацента (послед, детское место) воспринималась как двойник матери и ребенка и предавалась ритуальному захоронению в доме или в саду (для де-вочек). Родовая нить привязывает человека навек к отчему дому: место чело-века там, где осталось его место. Рождение - это укоренение. Ребенок нахо-дит свое место на земле, пускает корни, вписывается в мироздание.
       Предотвращение смерти детей. Существует обряд "Похороны куклы". Когда родится малыш, то рядом кладут антропоморфную куклу из теста, оде-тую в рубашку. И тут же забирают новорожденного с этого места. Мать под-ходит к кукле и плачет: "Ах, почему и этот мой ребенок умер? Почему они все не живут?" Плачут все присутствующие. Куклу кладут в примитивный гроб и бросают в овраг по дороге на кладбище. Источники называют конкретные примеры, когда после исполнения такого обряда дети в семье жили. В случа-ях, когда никакие другие обряды не помогают, т. е. все дети рождаются мерт-выми или умирают после рождения, переносят избу на другое место, обычно - на край деревни. Или избу сдвигали хотя бы незначительно. Считалось, что старое место неугодно.


Источники и литература:
1. Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
2. Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.
3. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001.
4. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. М., 1999.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz