Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 2. Обряды свадебного цикла

Свадьба и смерть - сестры
Русская поговорка Подобный подобного любит.
(Русская пословица)

       Обрядовая изоляция невесты. Слово "невеста" восходит к единствен-ному значению - "неизвестная" от не-вед (ведать). С момента просватанья не-веста становится в собственном доме совершенной гостьей, ничего не де-лающей, обязанной казаться грустной. До свадьбы невеста ходила в "печальной" одежде (в народной культуре белый и красный цвета - траур-ные), покрывала лицо фатой, не выходила из дома и не показывалась посто-ронним. В течение всего свадебного пира невеста должна была по преимуще-ству молчать и не снимать фату. У адыгов, таджиков жених после сговора не говорит не только с невестой, но и с будущими тестей и тещей. Молодым за-прещалось есть за общим столом, касаться друг друга или брать что-либо го-лой рукой. У сибирских татар, хантов и манси новобрачные часто видели впервые друг друга на брачном ложе.
       Охранительные меры проговариваются в одном из свадебных причита-ний: "Приукрыл меня батюшка Злой фатой-то слезливою. Не велел мне-ка ба-тюшко широко-то расхаживать, далеко-то поглядывать. Только велел мне-ко батюшко ходить по светлой-то светлице, да по одной половицинке, мне сту-пать-то мельтехонько, да говорить-то тихохонько".
       У многих народов новобрачные помещались в особое временное помеще-ние (хлев, баня), строилась специальная "свадебная хижина" (чум или дво-рец).
       Полная изоляция невесты позднее заменялась разными формами скрыва-ния ("прятанья"). Накануне свадьбы часто выводили мнимых, поддельных невест и женихов. В Сардинии жених обязан был узнать невесту или по обна-женным ногам среди выстроенных в ряд девушек, или среди девушек, сидя-щих в полном молчании. Если жених во все три раза не удастся "поймать" свою невесту, то, значит, он берет не свою суженую.
       Смысл обрядового удаления невесты состоял как в ее обережении, так и в том, что она была опасна для окружающих как существо чужое и нечистое, уходящее в "иной" мир. Временная "нечистота" новобрачных снимается ри-туальным обмыванием (кроплением) не только молодых, но и всех, кто при-сутствовал на свадьбе. Свадебный поезд очищали и огнем.
       Отъезд из дома переживается как временная смерть, необходимая для по-следующего возрождения девушки в качестве женщины. Молодые входят в жизнь без родителей, место которых в обряде занимают дружки и подруги невесты, сваты и свахи, подобно тому, новорожденного несут крестить кре-стные родители и повитуха.
       Свадебные бесчинства. Ритуал перехода знаменуется антиповедением. Бесчинства творят на разных этапах свадьбы. В Полесье во время лишения невинности сваты пьют, пляшут на лавках и на столах, бьют плошки, горшки и ложки, помогая своим разгульным поведением успеху дела. Ритуальные бесчинства воспринимаются скорее как испытание, нежели как наказание.
       "Уходом" невесты в "иной" мир заканчивается первый период свадебного обряда. За "временной смертью" следует ее "воскрешение". Траурные одеж-ды предсвадебного периода меняются на праздничные, светлые. Обрядовое переодевание сопровождается обрядовым пострижением волос жениху, под-резанием (или поджиганием) косы невесте, позднее - убирание волос под женский головной убор. У многих народов женщина меняет свое имя, кото-рое как бы воплощало рождение новой души. Достаточно широко было при-нято женщину, перешедшую в семью мужа, называть не по ее собственному имени, а по имени мужа или даже свекра (реже - свекрови). Замужняя жен-щина - это уже новый человек с новым именем. Свадьба - это обряд включе-ния чужака в сообщество: вхождение в прежде чужую семью тождественно усыновлению.
       В ритуале перехода предельной, высшей формой изменения облика явля-ется оборотничество. В ходе свадебного обряда постоянные мнимые пре-вращения новобрачных. Свадебные церемонии обнаруживают часто также детальное сходство с церемониями возведения на трон. Жених объявляется князем, царем, султаном, а невеста - княгиней. В Китае жениха величают ман-дарином.
       Рождение нового человека (замужней женщины) получило особое обря-довое оформление - "поиски молодой" ("поиски ярки"), которую разыски-вают на другой (иногда 2-й, 3-й) день после свадьбы. (В рамках погребальной обрядности существует аналогичный обряд "Поиски покойника"). Ищут не-весту, а ее уже нет, она "умерла" и вместо нее возродилось новое существо. Наряду с циклом послебрачных "исчезновений" новобрачной, когда ее под-меняют "старухой", для молодоженов начинают действовать многочисленные запреты - покидать раньше времени свадебное жилище, видеть супруга.
       Свадьба включает в себя и поминальную службу. После венчания ново-брачные едут на кладбище (или другие памятные места), где похоронена их родня, чтобы засвидетельствовать покойным свое уважение и разделить с ними радость, ибо участие предков в празднике необходимо для продолже-ния рода
       Окончание свадьбы у славян посвящалось комедийному разыгрыванию свадьбы родителей, когда место молодых занимают либо родители одного из них, либо мать невесты и отец жениха (или сват, дядя жениха), либо двое гос-тей жениха и др. Все роли перевернуты: молодежь изображает сватов, а ново-брачных - люди старшего поколения, иногда одного пола, причем "жених" выглядит убогим и умственно отсталым. В этой шуточной свадьбе пародиру-ется весь ритуал, вплоть до брачной ночи. Этот финал завершается тостом хозяина дома: "Товаришчи, выпьем, а потом по-волчьи узвоем!"
       Появление невестки в доме означает не только конец детородного перио-да в жизни свекрови, но и приближение конца. Поэтому часто старые женщи-ны встают стеной, чтобы не допустить молодую к печи. Во власти молодой не только оттеснить старую хозяйку, но и отправить ее на тот свет со свек-ром. Ей достаточно бросить взгляд на печь и сказать магическую формулу: "Если есть в печи яма, то в ней схоронятся папа и мама" (Грабово).
       Родителям, которые с честью выполнили свой родительский долг, жить дальше незачем: их сажают на сломанную телегу, сани или тачки, обвозят во-круг дома и везут к реке, где их начинают топить, пока "жених" (т. е. отец) не откупится водкой. Мать, а иногда и отец, получив венок, символически при-числяются к возрасту невинности, девственности и постепенно теряют свою возрастную и половую идентичность. В Черниговской области посреди хаты забивали затычку, тем самым символически закрывали лоно матери семейства и клали конец беременностям. Если родители нарушают запрет на деторожде-ние, то они получают унизительные прозвища.
       После свадьбы невеста обычно возвращалась домой, где и жила некото-рое время. Обычай возвращения домой является превращенной формой за-прета возврата. Дочь как бы находится в гостях и ее не узнают: у нее новый облик -стара стала. После удаления женщина уже относится к чужому миру. Для своего коллектива она несет опасность. Поэтому пути-дороги (стежки-дорожки) к родному позарастали (закрыты).
       Свадьба: женская инициация. По структуре свадьба является обрядом инициации: она подводит черту под прошлым закладывает основы будущей жизни. Главным лицом на свадьбе является невеста, поскольку именно она, а не жених, подвергается основным испытаниям (прежде всего, испытанию девственности) и переживает глубокие перемены. Свадьба осуществляет ини-циацию девушки, освящает ее превращение в женщину, узаконивает ее сексу-альность. Свадьба позволяет ей стать в дальнейшем хозяйкой дома, тогда как незамужняя девушка всегда будет служанкой при женатых братьях. Переход члена сообщества из молодежи во взрослые сопровождается изменениями, которые касаются родителей новобрачных, вынужденных перейти в старшую возрастную категорию после свадьбы последнего из своих детей.
       Одновременно свадьба связывает, "обручает" двух людей, делает их од-ной плотью, одной социальной ячейкой. Свадьба - это обряд единения, про-тивостоящий родильному и похоронному обряду, закрепляющим и освя-щающим разделение, разъединение, так как после родов беременная женщина разделяется на два физических лица, а после смерти человек разделяется на безжизненное тело и бессмертную душу. Вместе с тем свадьба выступает ис-пытанием сообщества в целом, так как новый брак изменяет структуру сооб-щества и подтверждает, освящает новый порядок.
       Первая свадьба - не последняя. У немцев принято отмечать следующие годовщины свадьбы: бумажную - 1 год, кожаную - 3 года, деревянную - 5 лет, стеклянную - 10 лет, хрустальную - 15 лет, медную - 20 лет, серебряную - 25 лет, жемчужную - 30 лет, рубиновую - 40 лет, золотую - 50 лет, алмаз-ную - 60 лет, последнюю -70 лет.
       Особенно широко отмечали серебряную и золотую свадьбы. На серебря-ную дети дарили родителям серебряные украшения, венок для матери и букет отцу, устраивался праздничный обед и танцы. В ХХ веке во время празднова-ния золотого юбилея приходил священник и в присутствии гостей для юби-ляров служил мессу. В послеобеденное время от имени общины юбиляров поздравлял бургомистр и передавал им корзину с подарками, а те, в свою очередь, благодарили за поздравления и приглашали гостей в ресторан на кружку пива.


Источники и литература:
1. Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
3. Зотов Н.В. Русский свадебный ритуал. М., 2001.
4. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских // Сум-цов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. М., 1996.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz