Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 4. Обряды погребального цикла

       Человек переживает свою смерть ежедневно, поскольку сон осмысляется как временная смерть. Во время сна душа покидает тело, иногда так далеко, что с трудом находит обратную дорогу. Поэтому со спящим человеком, че-ловеком без души, обращаются крайне бережно, иначе при внезапном пробу-ждении душа может не найти пути назад. Принято считать, что сны приот-крывают людям их будущее, особенно во время так называемого обмирания.
       Знаки предстоящей кончины прочитываются на теле. Новый, дурной за-пах, приписываемый старикам, - своеобразная форма отторжения. Земля как бы проникает в тело, проступает наружу, меняя и цвет лица, и весь облик. Не-даром говорят, что из стариков песок сыпется.
       Путь-дорога. Устойчивая формула обращения к умершему: "Ты куда со-бираешься?", "В какую путь-дорогу отправляешься?", - отража-ет древней-шее представление о том, что человек покидает "белый свет", чтобы перейти в иной мир, где он будет продолжать жить. Одна из основных функций по-гребального ритуала - способствовать переходу в "вечный мир". Переход в "новый мир" сопровождается напутствиями умирающему, отмирающим при-сылают на тот свет поклоны. Убитое животное, так же как и человек, должно было служить послом на "тот свет". Так, одним из важ-нейших моментов мед-вежьего праздника было событие, когда ублаготворенная почестями душа убитого медведя оказывалась послом, передатчиком всевозможных даров "хозяину гор", от которого зависит благополучие гиляка.
       Смерть - это уход; убить - это отправить в дорогу. Поэтому покойного провожают в последний путь. Похоронные причитания донесли до нас и древнейшие представ-ления о том, что покойному предстоит длительный путь: "Что проводим-то, батюшко, Во дальну путь-дороженьку, Во дороженьку незнакомую, Во дороженьку небывалую, Во матушку да сыру землю, На тот тебе белый свет - На второе пришествьице, Ко своим-то тебя родителям".
       Под античным влиянием к славянам в конце языческого периода перешел обычай класть в могилу деньги на дорогу в загробный мир. В сказках девуш-ка отправляется на поиски мужа (жени-ха) на "тот свет" ("за тридевять зе-мель", в "тридесятое царство"). Ей предстоит длительный путь, она попадает туда только тогда, когда истопчет три пары железных башмаков, изломает три чугунных посоха, изгложет три каменных просвиры. Эта деталь отражает некоторые черты древнего похоронного обряда. Предполагалось, что умер-ший странствует пешком в иной мир. Поэтому ему клали в могилу посох, на который он мог опираться, прочную обувь, которая с наступлением железно-го века становится железной, наконец, давали с собой хлеб. Каменный хлеб по аналогии с чугунным посохом и железной обувью есть субсти-тут имевше-го здесь когда-то место обычного хлеба.
       Отведение смерти. В центре погребального ритуала и его движущей си-лой является страх перед мертвым. Многие элементы погребального обряда направлены на отведение от живых смерти. Покойнику закрывают глаза, что-бы "не высматривал" живых. В доме, где находится усопший, закрывают зер-кала (окна в потусторонний мир). Усопшего - выносят из дома вперед нога-ми, иногда даже не через дверь, а через окно, чтобы он не увидел дороги и не нашел дорогу домой. В храме гроб усопшего размещается головой к дверям, ногами к востоку. Считалось, что так усопший лучше услышит панихиду и литию и не сможет увидеть дорогу на кладбище. С этой же целью перед воз-вращением с кладбища обязательно перепрягали лошадей. Категорически за-прещалось приносить с кладбища какие-либо предметы или еду, поскольку покойный мог явиться за ними и нанести вред живым. Опасной для живых считалась одежда покойного, ее сжигали или отдавали, но никогда не остав-ляли дома. Нечистый дом (и даже поселение) или уничтожался или подвер-гался тщательному очищению с целью изгнания смерти и предотвращения возвращения души покойного домой.
      
Слезы живых приносят страдания умершим. Поэтому в определенные по-минальные периоды нельзя оплакивать покойного, называть вслух его имя. Закон Соломона, например, запрещал "женщинам царапать себе лицо, бить себя в грудь, употреблять сочиненные причитания, провожать с воплями по-стороннего или покойника". Петр I по случаю кончины царицы Марии Матве-евны, супруги царя Федора Алексеевича, в 1715 году запретил при погребе-нии выть, приговаривать и рваться над умершим.
       Ритуальный смех при погребении противодействовал губительной смер-тоносной силе. По обычаям славян, при покойнике полагается веселиться: играть на сопелках, трембитах и других инструментах, петь, рассказывать анекдоты, играть в карты и разыгрывать драматические действа. По древним представлениям, смерть, как и все живое, была смертна, а потому ее должно похоронить так же, как мертвого. Смерть хоронят, чтобы ее не было.
       Обряд соумирания. Обрядовое соумирание жены с мужем понималось язычеством как вторичное вступление в брак через смерть. У древних славян вступление девушки в брак означало для нее и обязанность умереть вместе с мужем, даже в случае его ранней смерти. Когда умирал знатный мужчина, вдовый или не успевший жениться, с ним в могилу нередко шла девушка - посмертная жена. Девушки зачастую шла на смерть добровольно, вызывая зависть подруг и предвкушение будущее блаженство на седьмом небе со знатным супругом.
       Со временем буквальное исполнение обряда было заменено имитативны-ми формами соумирания. У южных славян, армян, осетин, если жена выража-ла желание следовать в могилу за покойником, она отрезала и клала в гроб свои волосы. У коми, когда умирал старик, то рядом с ним в гроб родствен-ники клали длинную нитку в человеческий рост и при этом говорили: "Вот тебе подруженька, не дожидайся своей старухи".
       Первоначально реальное совместное умирание мужа и жены и означало их "вторичный" брак. Похороны начинают исполняться как свадьба. По обыча-ям многих народов покойника хоронили в венчальном платье: "в чем венчали - в том и хоронили". Вдова в подвенечном платье сопровождала умершего до могилы, где исполняла "танец смерти", или "танец невесты".
       Девушку, если она не была замужем, выдавали замуж после ее смерти. При погребении ее рассматривали как невесту и наряжали как под венец. Немцы Алтая девушку хоронят в свадебном венке из восковых цветов, воло-сы заплетают в две косы. Считается, что девушка становится божьей невес-той. Если помолвка состоялась в детстве, а будущий муж умирал до свадьбы, в Китае венчали девушку с поминальной дощечкой умершего жениха: тогда она становилась вдовой в самый момент своего венчания, и, как всякая вдова, не могла вторично выйти замуж. В мордовских селах после похорон имити-ровалась посмертная свадьба между заместительницей умершей девушки и заместителем ее жениха. У марийцев посмертный брак инсценировался: па-рень - заместитель умершего сидит за столом вместе с девушкой и гостями, беседует с девушкой как невестой: "Я уезжаю далеко, потому разрешаю тебе выйти за другого". А она в ответ говорит: "Я тоже разрешаю жениться на другой на том свете, потому что я не смогу поехать с тобой туда".
       Похороны животных (предметов) - магический ритуал, воспроизводя-щий погребальный обряд. Имеет охранительный или "отгонный", реже - про-дуцирующий характер. В Полесье во время засухи, чтобы вызвать дождь, ло-вили и убивали лягушку, обряжали ее, т.е. заворачивали в какой-нибудь лос-кут, клали в спичечный коробок, голосили по ней, как по покойнику: "Ой, жабка наша померла, ой, ой!", причем нужно было по-настоящему плакать, лить слезы. С той же целью вызывания дождя на Ровенщине убивали ужа, га-дюку или насекомое (медведку) и подвешивали на забор или на ветку, иногда поливали водой. В Калужской губернии хоронили Масленицу: делали из со-ломы большую куклу, надевали на нее рубаху и сарафан, на голову повязыва-ли платок; женщины, одна из которых изображала попа с кадилом, вели ее под руки по деревне, а затем сажали на носилки и накрывали пеленкой. Прой-дя до конца деревни, участники процессии раздевали куклу, разрывали ее на части и разбрасывали солому; "поп" размахивал кадилом, кричал "Аллилуйя!", а похоронная процессия пела песни.


Источники и литература:
1. Алекшин В.А. Социальная структура и погребальный обряд древнезем-ледельских обществ. Л., 1986.
2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
3. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
4. Геннеп А Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
5. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погре-бальный обряд. М., 1990.
6. Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.
7. Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993.
8. Смерть как феномен культуры. Сыктывкар, 1994.
9. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. М., 1997.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz