Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

Глава III. ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА

§ 1. Гендерные отношения

Счастливый сынок в матушку.
(Русская пословица)

       Эволюционный смысл биологической дифференциации полов. Половой диморфизм - совокупность особенностей организма, обеспечивающих быстрое создание новых генетических комбинаций. Асексуальные системы менее адап-тированы к окружающей среде, неспособны эффективно элиминировать вред-ные мутации и относительно короткоживущие. Обеспечивая рекомбинацию ро-дительских наборов генов, половое размножение создает лучшие условия для адаптации и сосредоточения вредных мутаций в одном геноме с последующим их удалением. Самки и самцы в эволюционном процессе выполняют разные ро-ли: самки обеспечивают сохранение генофонда, самцы способствуют накопле-нию изменчивости. Женский пол - стабилизирующее, консервирующее начало. Мужской пол - источник нового, изменчивого, обеспечивающий приток гене-тической информации.
       Так, в японском обществе VII-Х вв. среди мужчин было принято писать стихи на китайском языке, а женщины всецело оставались верными традициям национальной народной поэзии и никогда не писали китайских стихов. Ново-введения мужчин закрепляются благодаря женщинам. Многие женские профес-сии изобретены мужчинами, но доведены до совершенства женщинами.
       Половая дифференцировка индивида и формирование его половой идентич-ности осуществляются поэтапно на протяжении всего внутриутробного периода и до вступления в брак. Сложные генетические, гормональные, психофизиоло-гические, социокультурные процессы поэтапно инициируют формирование ин-дивида либо по мужскому типу (маскулинизация), либо по женскому типу (фе-минизация). Так, например, самцы обезьян, выросшие с матерью, но в изоляции от сверстников, оказались неспособны к нормальной копуляции.
       Мужской организм более уязвим на каждом этапе своего развития. Наличие только одной Х-хромосомы ослабляет его иммунную систему. Любые повреж-дения или сбои в работе в половой системе в перинатальный период ведут к формированию женского организма или к более частым выкидышам мужских зародышей. Мужчины чаще страдают от инфекционных заболеваний. Вероят-ность возникновения повышенного артериального давления у женщин выше, но умирают от него чаще мужчины.
       В крови мужчин на 20% больше эритроцитов, несущих кислород тканям. Поэтому у них интенсивнее обмен веществ, но процесс кроветворения менее эффективен. Дыхание у мужчин реже, но глубже, чем у женщин. При загрязне-нии воздуха мужчины подвергаются большей опасности.
       Особенности энергетического обмена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина теряет больше калорий, чем женщина. При нагрузках же мужчина бы-стрее теряет силы. Результатом могут быть ссоры вечером в выходные дни, ко-гда мужчине нужен отдых после совместного пребывания на воздухе (или в по-стели), а женщине хотелось бы разделить домашнюю нагрузку пополам. Каж-дые десять лет у женщины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у муж-чины - на 10%, так что 60-летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она осиливала в 20 лет, а мужчина - только 60%.
       Мужчины лучше решают пространственные задачи, женщины - коммуни-кативные. Женщины более подвержены групповому давлению. В процессе об-щения женщину более всего интересуют эмоции, мужчину же - информация. Говоря: "Да", - женщина хочет показать, что она внимательно слушает мужчи-ну. Мужчина же видит в этом согласие с собой.
       Гендерное измерение. Гендер (gender) буквально означает социальный пол, в отличие от биологического пола (sex). Гендерный дисплей - многообра-зие проявлений полового поведения. Гендерная система - система полоролевых отношений. Гендерные технологии - каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций.
       Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований, которые включили работы о материнстве, родах, повивальных бабках, кормилицах и проститутках, а также целый комплекс "man's studies". Вместо утвердившейся темы "загадка женственности" стал обсуждаться "секрет мужественности". Ключевым направлением исследований стало изучение гендерных технологий - каналов и механизмов формирования института пола и закрепления соответст-вующих половых идентификаций. Формирование гендерной идентичности рас-сматривается в связи с процессами первичной социализации и полотипизации, в которых главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, дошкольные детские учреждения, начальная школа и другие матрицы мужского и женского воспитания в различных вариан-тах инициаций.
       Следовательно, социальный пол как предмет исследований фиксируется дифференцированно не только в системе полов (или в гендерном дисплее), но и в стадийности этой системы. В настоящее время гендерные исследования охва-тывают широкую половозрастную проблематику, в связи с чем гендер более глубоко понимается как род. Поэтому в гендерном аспекте необходимо рас-сматривать не опыт пола, а опыт рода, соотнесенного с социокультурными ха-рактеристиками.
       Для гендерного анализа разработан ряд методов. Метод картирования (mapping) заключается в том, что жители одной и той же местности (села, мик-рорайона) рисуют карту своей местности, где они живут. Обычно объекты, бо-лее важные для рисующего, получаются на карте крупнее, а менее значимые - мельче или вообще отсутствуют. К примеру, на рисунках мужчин хорошо обо-значены чайханы, где они проводят свободное время, дороги, обозначающие связь с внешним миром, спортивные объекты и т.п. На картах, нарисованных женщинами, в первую очередь заметны магазины, базары, детские сады, боль-ницы. Сравнение карт дает возможность зримо выявить разные приоритеты мужчин и женщин, отражающие различия их рабочей нагрузки и образа жизни, и учитывать эти различия в развивающейся деятельности.
       Сексуальные ритуалы. В архаическом обществе невинный ребенок вос-принимался как бесполое существо - гермафродит. Точнее, как существо дву-полое, своей целостностью подобное богу. От рождения человек обладает двой-ственной душой. Женская душа у мужчин сосредоточена в крайней плоти, а мужская душа у женщин - в клиторе. Возникает опасность, что мужчина не бу-дет мужчиной, а женщина - женщиной. Коррекция исходной нерасчлененности и аморфности человека идет в двух полярных направлениях: удаление рудимен-тарных признаков противоположного пола и приобретение искусственным пу-тем недостающих признаков противоположного пола.
       Присущее изначальному хаосу дотворения состояние неразделенности по-лов преодолевается и порядок устанавливается в операциях мужского и жен-ского обрезания (крайней плоти, клиторидектомия, удаление больших губ и грудных мышц). Генитальная операция доделывает человека, выступая риту-альным аналогом творения людей. Человек не только рождается, но и делается, вырезается, после чего он приобретает возможность жениться (выйти замуж). Ритуальное членовредительство у разных народов включает: вырывание или подпиливание зубов и ногтей, ампутацию последней фаланги мизинца (на левой руке у мужчин, на правой руке - у женщин), выщипывание бровей, татуировки и насечки на теле, прокалывание ушей и ноздрей, растягивание губ и ушей, эпиляцию и бритье, стрижку.
       Выражением зависти одного пола к другому является андрогинизм - при-своение форм противоположного пола, создающее временное или постоянное состояние символической целостности. Первоначально андрогинизм проявляет-ся в кастрации, возвращающей человека к божественной бесполости. Первые представители духовенства (жрецы), как правило, были кастратами. В русской секте скопцов после удаления яичек и полового члена, клитора и малых губ, вырезали (выжигали) соски и всю грудь. Шаманы и жрецы носили женскую одежду и украшения, отращивали длинные волосы, занимались женской маги-ей. В Ливии посвященным женщинам - храмовым проституткам - вырезали матку, чтобы их молодость и красота сохранялись как можно дольше.
       Во время инициации юноши носили женскую одежду. При ритуальном тра-вестизме может совершаться субинцизия - надрез полового члена для периоди-ческого кровотечения, имитирующего менструацию. Обрезание крайней плоти замещает иногда обрезание пуповины, прерывая связь с матерью. Страдание при мужском обрезании дублирует родовые муки и дает право на ребенка.
       История моды, с ее постоянными колебаниями то в сторону феминизации, то в сторону маскулинизации, завершает культурное дооформление частей тела, особенно женского.
       Возрастной символизм культуры - система представлений об основных этапах жизненного цикла индивида, находящая выражения в системе возрас-тных субкультур.
       Возрастная степень - деление жизненного пути индивида в движении от младенчества к старости. Систем возрастных степеней образует иерархию воз-растных статусов индивида, приобретаемых в ритуалах перехода.
       В первобытном обществе возраст был главным критерием при дележе до-бычи. Так, у поморов Русского Севера детей называли "зуйками", отождествляя их с птицами, питающимися отбросами. Число налагаемых пищевых запретов обратно пропорционально статусу. В Австралии женщинам, детям и младшим мужчинам нельзя было есть мясо и яйца дикой индейки. Старейшины полно-стью освобождались от запретов и имели право первым прикасаться к пище во время трапезы.
       Возрастной класс - совокупность людей, имеющих нормативно выделен-ную возрастную степень. Возрастная стратификация проецируется в социаль-ное пространство. В жизни ньюкаса (Танзания) выделяется три поколения: де-ревни сверстников умершего вождя, старосты которых имеют ритуальные функции; деревни зрелых мужчины, сверстников правящего вождя, чьи старос-ты обладают административными (военными) функциями; деревни мальчиков и юношей, сверстников наследника вождя, которые питаются в доме родителей, но ночуют в отдельных хижинах. Деревни классифицируются как деревни "наших отцов", "наших старших братьев" и "наших сыновей". Мужчины де-ревни не имеют права на жен своих сверстников, хотя называют их женами.
       Возрастные объединения - организационно оформленная общность людей определенного возраста. Возрастные объединения обычно имеют собственные имена, могут обладать местом дислокации, собственностью (включая песни, раскраску щитов), лидерами. Так, в ХIХ -начале ХХ века в некоторых областях Германии большую роль в жизни сельского общества играли юношеские и де-вичьи союзы, в которые принимались молодые люди 16-18 лет, а иногда и 20 лет. Это было торжественным событием в жизни молодых людей. Юноши, принятые в союз, должны были опекать девушек из девичьих союзов. Члены молодежных союзов имели обязанности и по отношению к общине: девушки украшали цветами и зеленью церкви или капеллы к праздникам, а также другие общественные постройки, вместе с юношами очищали источники. Юноши должны были участвовать в похоронах односельчан. За такие общественные работы молодые получали угощения для своих пирушек. Такая совместная дея-тельность молодых давала возможность присмотреться потенциальным жени-хам и невестам друг к другу.
       Возрастная организация, критически важная для архаического общества, в настоящее время воспроизводится в неформальных малых группах, закрытых сообществах, а также в масштабе всего общества в форме конфликта поколе-ний.


Источники и литература:
1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.
2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.
3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
4. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое пред-назначение // Женщина в аспекте физической антропологии. М., 1994.
5. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. М., 1998.
6. Потолок пола. Новосибирск, 1998.
7. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб., 1991.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz