Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 6. Моногамия

Жена не гусли: поиграв,
на стенку не повесишь.
(Русская пословица)

              Моногамия (единобрачие) - форма брака и семьи, при которой мужчина женат только на одной женщине, а женщина замужем только за одним мужчи-ной, причем в отличие от парного брака, супружеский союз между ними заклю-чается надолго, длится иногда на всю жизнь и в той или иной мере санкциони-рован обществом. Моногамный брак является также монолокальным, т. е. суп-руги входят в состав одного домохозяйства.
       Формы моногамии. Конкубинат - форма длительного фактического брака, не получившая общественного признания (жена - конкубина). Консесуальный брак - брак, заключенный в соответствии с обычаем и по взаимному согласию и не оформленным по законам страны. В Латинской Америке называются сво-бодными союзами. Сожительство - открытый половой и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины, не получивший общественного признания. Не предполагает ни пожизненных обязательств, ни общественного участия при прекращении.
       Моногамная семья - ячейка воспроизводства частных собственников через наследование. Цель моногамной семьи - производство наследников. "Моногамия, - как писал Ф. Энгельс, - основана на господстве мужа с опреде-ленно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от опреде-ленного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необ-ходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом". Наследодатель распоряжался судьбой сыновей как своих иждивенцев, решая вопрос об их вступлении в брак. Без наследства сыновья не могли приобрести экономической самостоятельно-сти и полноправного гражданства. Цель дочерей - смена иждивителя. Они не выходили замуж, их выдавали. Брак - сделка между главами семей. Жена за-креплялась за мужем и была лишена права на развод.
       Атрибутами моногамии являются сексуальная верность жены и ревность мужа. Если материнство очевидно, то у мужа всегда есть риск воспитать чужо-го ребенка и передать ему свое наследство. Женская неверность угрожала кос-мическому порядку, в то время как мужская неверность - это личная проблема. Поэтому сексуальная верность традиционно требовалась не от мужа, а от жены. Моногамный брак уже у древних греков, как отмечал Ф. Энгельс, предполагал неравенство: законная жена мирилась с наличием рабынь-наложниц, сама же строго соблюдала целомудрие и супружескую верность.
       Психоанализ моногамии. Моногамия является нормой для большинства населения мира. В 83 % племенных культур мужчине дозволяется иметь более одной жены, но лишь 20 % мужчин действительно пользуются этим правом. По данным американских опросов за последние годы среди взрослых мужчин в возрасте от 25 до 59 лет относительная моногамия является нормой: 80 % сек-суально активных гетеросексуальных мужчин и 90 % сексуально активных ге-теросексуальных женщин в этой возрастной группе сообщают о наличии только одного сексуального партнера за предшествующий опросу год.
       Мужчина в большем выигрыше от моногамного брака, чем женщина. Брак защищает мужчину от депрессий, а женщину делает более уязвимой - депрес-сии испытывают вдвое больше замужних женщин, чем женатых мужчин Дру-гие исследования показывают, что в любом возрасте мужья сообщают о боль-шей степени сексуальной удовлетворенности, чем их жены.
       Результаты опроса, проведенного сексологами в штате Северная Каролина (США) в 1970 г., говорят следующее: 1) более 50% женщин этого штата не лю-били своих мужей до замужества и не любят их теперь; 2) 25% женщин любили мужа до брака, но не любят его теперь; 3) 35% женщин никогда не испытывали оргазм; 4) при каждом половом сношении испытывают оргазм 9% женщин. Но все мужья в этих семьях испытывают с женами оргазм, независимо любят они ее или нет.
       Что толкает людей к супружеству? К супружеству нас влечет ожидание вы-полнения давних желаний, идущих от эдиповой ситуации нашего детства - быть женой отцу, иметь его в своем исключительном обладании, и родить ему ребенка. Жена или муж - это всегда лишь замена, суррогат.
       Объектом любви может стать любой встречный. Детские впечатления и вторичные наслоения на них так разнообразны, что приемлем широкий выбор объектов. В эротической жизни первоначальный объект может быть представ-лен бесконечной серией замен, ни одна из которых не удовлетворит полностью.
       Из-за запрета инцеста жена не должна напоминать мать. Запрет инцеста воссоздается в генитальных запретах, начиная от сексуальной сдержанности и кончая импотенцией (фригидностью). Попытки успокоить себя или оправдать принимают разные формы. Одна из них - отрицание брака. Эта форма часто проявляется у женщин в виде чисто внешнего признания собственного замуже-ства, без всякого внутреннего приятия. Значение брака преувеличивается: лю-бовь к супругу выставляется напоказ.
       Для ребенка объект любви неразрывно связан с идеей чего-то запретного, в то время как любовь в браке не только дозволена - она становится долгом. В детстве требование исключительного права на любовь отца или матери закон-чилось фрустрацией и разочарованием, а в результате возникла реакция нена-висти и ревности. Разочарование и запрет инцеста, скрытая враждебность к супругу приводят к отчуждению от партнера и невольно толкают на поиски но-вого объекта любви. При бессознательных гомосексуальных тенденциях жен-щина подталкивает мужа к связи с другой.
       Страдание - одно из условий, при которых брак может устоять. Условие быть несчастным может касаться домашней или профессиональной жизни, ко-торая подсознательно выстраивается так, что человек перерабатывает или вы-нужден приносить тягостные жертвы "ради семьи". После свадьбы люди опус-каются. Это случаи прислужничества у партнера, причем положение раба при-нимается по собственной воле, с сознательным наслаждением своим великим чувством ответственности. Выполнение условия несчастности есть гарантия неразрывности моногамного союза.
       Полигамия (полигиния и полиандрия) - многобрачие. Самки большинства видов животных склонны к полигамии. Только шестьдесят пять процентов го-лубых овсянок прижиты от самцов, с которыми их мамаша свила гнездо. Пре-жде чем зачать потомство, самка шимпанзе имеет от 500 до 1000 сношений; ис-следование с использованием ДНК показало в 1997 году, что 54 процента шим-панзят не являются отпрысками самца, считающегося партнером их мамаши.
       Благодаря многомужию самки могут рассчитывать на большую поддержку и безопасность для себя и своего потомства. Большинство самцов охотно ме-няют пищу на секс. Самки также побуждают своих партнеров воспитывать все потомство, а не только зачатое "в законном браке". Самка дрозда - белоброви-ка, совокупляющаяся с несколькими самцами, меньше рискует потерять птен-цов в схватке с хищниками; каждый ее партнер, стараясь отстоять свое потом-ство, даст хищнику жестокий отпор. Женская полигамия, в отличие от муж-ской, приводит не к увеличению потомства, а к повышению его качества.
       В человеческом обществе полигамия обусловлена потребностью в дополни-тельной рабочей силе и многочисленном потомстве, необходимостью расшире-ния круга родственных связей, задачей содержания семей погибших мужчин.
       Согласно Камасутре, мужчина берет в жены еще одну женщину, если пер-вая жена обладает несносным характером, нелюбима, бездетна или рожает только дочерей, не удовлетворяет мужа с сексуальной точки зрения. Старшая жена должна обращаться с младшей как с младшей сестрой, не роняя ее досто-инства. Младшая жена должна относиться к старшей как к матери, советуясь в любовных делах. На притеснения старшей можно дать хозяину знать через по-средников. Кроме законной жены богатый человек мог иметь несколько налож-ниц, которые назывались "вторая жена", "третья жена". Наложницы выполняли обязанности прислуги. Законная жена признавалась матерью всех детей своего мужа. Наложницы теряли права на детей. В случае смерти законной супруги муж мог возвести в сан законной жены одну из наложниц.
       В Тибете чаще всего имела место братская полиандрия, когда несколько братьев имели одну жену. Женщину выбирал старший брат, брачный обряд со-вершался один раз, а остальные братья лишь фактически становились мужьями жены старшего брата и образовывали группу, которую представлял старший брат. Жена выполняла супружеские обязанности с каждым из братьев по очере-ди. Один из братьев выставлял свою обувь у дверей спальни, чтобы другие бра-тья знали, что в этот момент он находится с женой. Группа братьев делила одну жену, дом, землю, но их коллективная собственность была как бы сконцентри-рована в личности старшего брата. Дети от такого брака не считались общими, а только старшего брата, который рассматривался в качестве их подлинного отца. Только старший брат имел право на развод с женой, хотя для этого и тре-бовалось согласие всех братьев. Любой младший брат мог взять себе свою же-ну, если он выделялся из семьи со своей землей, домом и женой. В этом случае он терял право на жену старшего брата и на имущество своей прежней семьи. Иногда младший из братьев мог иметь жену на стороне (тайную жену). Она стояла вне семьи мужа и, даже если у нее были дети, не получала какой-либо помощи.
       Иногда к нескольким братьям с их согласия и с согласия их жены присое-динялся посторонний мужчина, не состоявший в родстве с братьями. Делалось это в тех случаях, когда в семье не было детей и с помощью такой меры семья надеялась получить наследника. Если ребенок рождался, то он считался ребен-ком старшего брата. Если в большой неразделенной семье жили вместе жена-тые сыновья и племянники с родителями и дядьями, то дядя или отец мужа предъявляли права на его жену.
       Одна женщина могла быть женой нескольких мужчин, не состоявших в родстве, если, будучи женой одного мужчины, она добивалась его позволения быть женой и других; или когда несколько друзей объявляли себя спунзла - братьями-кузенами, связанными клятвой, и брали себе на всех одну жену.
       К фактической полигамии относят также институты наложниц, проститу-ции, фаворитизма, открытого брака.
       Серийная моногамия: в течение жизни человек последовательно вступает в несколько моногамных браков, которые исходно не предполагались. Этот тип брака в равной мере можно назвать и полигамным браком, имеющим формы как многоженства, так и многомужества. Многим женщинам серийный брак приносит ощущение внутреннего комфорта.
       Современные общества все более и более явно движутся к превращению любви в ключевой момент процесса формирования брачного союза. "Брак, ос-нованный на половой любви, по природе своей является единобрачием", - пи-сал Ф. Энгельс. Любовь - иррациональное чувство, которое у многих людей носит кратковременный характер. Проявлением адаптации института брака к неустойчивости любви стало появление серийного моногамного брака, который начинается с пробного брака. Доля браков, заключенных после сожительства, составляла в 1975-77 гг. во Франции - 31%, в Норвегии - 47%, в Швеции (1975-81 гг.) - 89%.
       Привязка брака к любви лишает его устойчивости, длительности, в связи с чем возникают проблемы дележа собственности, ее наследования, воспитания детей, ослабевает защищенность женщины, которая, растеряв часть социаль-ных ресурсов в связи с рождением и воспитанием ребенка, часто оказывается беспомощной на рынке труда. Марксизм связывал перспективы брака по любви с частной собственности. "Тогда, - писал Ф. Энгельс, - уже не останется боль-ше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности".


Источники и литература:
1. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал. 1995. № 6.
2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
3. Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Спб., 2000.
4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz