Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 5. Семейная община

Все в семье спят, а невестке молоть велят
(Русская пословица)

              Материнская семейная община -родственная группа, состоящая из 4-5 поколений, потомков одной женщины. Укрепление родьи вело, с одной сторо-ны, к преодолению обособленности между мужскими и женскими ее членами, с другой - к известному обособлению членов разных родей друг от друга. Родо-вые мужские дома нередко сме-няются родейными, которые находятся в непо-средственной близости к строению или группе строений, в которых жили жен-щины данной родьи. Не исключена и возможность посе-ления всех членов родьи в одном жилище, состоящем из мужской и женской частей.
       Большая материнская семья - женско-детская группа родьи вместе с мужь-ями женщин. Пришедший извне мужчина был непосредственно связан лишь с женой и только через нее с другими членами этой группы. Если в родье не только женщины, но и мужчины представляли собой единую группу, то в большой материнской семье такую группу образовывали лишь женщины. Все они были не только членами одного рода, но и близкими родственницами. Од-ни мужчины от рождения принадле-жали к данной группе, другие приходили в нее извне в качестве супругов женщин группы, причем совершенно не обяза-тельно из одного и того же домохозяйства. Му-жья могли отличаться и по родо-вой принадлежности, что, несомненно, отдаляло их друг от друга, что обеспе-чивало женщинам известное преобладание в обще-ственной жизни.
       Усиление семейных связей вызвало к жизни большую материнскую семью и превратило ее в домохозяйство. Однако дальнейшее их упрочение могло при-вести только к ее распаду. Укрепление связи между мужем, с одной стороны, женой и детьми - с другой, в обстановке развития обособленной собственно-сти повлекло ослабление связей между женщинами, составлявшими ядро большой материнской семьи, отчуждение их друг от друга.
       Патриархальная семейная община - группа из 3 - 5 поколений ближай-ших родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы. Насчитывает до 200-300 человек. Жизнью общины ру-ководит семейный совет.
       "Старший" - первый и образцовый работник, распоряжается повседневным трудом. "Старшая" распоряжается женским хозяйством, в которое "старший" не имеет права вмешиваться. Эти посты принципиально пожизненны. Отсутст-вует власть отца над подросшими детьми, которые переходят в распоряжение "старшего"; отсутствует власть мужа над женой. Сегментация идет в старшем поколении: "дети без отцов не делятся". Раздел имущества идет поколенно: "по отцам". Затем по числу женатых мужчин, затем по числу мужчин, подушно. Неделимо и неотчуждаемое имущество общины - (в)отчина. Обособленное по-ложение занимает покупщина. Личное имущество, удерживаемое взрослыми мужчинами, появившееся в результате случайных заработков - особина.
       Патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца и исчезновением выборности. Возникает снохачество ("бабья повинность").
       Большая семья. В традиционном обществе ячейка, состоящая из членов одной элементарной семьи, не могла быть достаточно устойчивой. Отсюда тен-денция к образованию многосемейных домохозяйств. Взрослые сыновья после вступления в брак не отделялись, а продолжали вместе со своими семьями вхо-дить в состав одной с отцом хозяйственной ячейки. Такого рода объединение обычно называют большой, неразделенной, а также патриархальной семьей.
       В одних случаях такое многосемейное домохозяйство после смерти его гла-вы - отца - распадалось на односемейные хозяйственные ячейки, каждая из ко-торых в дальнейшем превращалось в многосемейное домохозяйство, а потом подвергалось той же самой участи. В других случаях после смерти отца много-семейное хозяйство сохранялось, но претерпевало определеннее изменения. Главой его становился один из сыновей умершего, обычно старший из братьев. Такого рода объединение тоже обычно называют большой семьей (или брат-ской семей). Особым случаем было домохозяйство, состоящее из мужчины, не-скольких его жен с детьми.
       У сибиряков большая неразделенная семья, насчитывавшая 30-40 человек, обычно состояла из родителей, их женатых сыновей и семьями и холостых де-тей. Важнейшими ее признаками были общее хозяйство и коллективная собст-венность на двор и семейное имущество, общая касса, коллективный труд и по-требление. Возглавлял семью домовладыка - старший по возрасту и положе-нию мужчина ("большак"). Он представлял свою семью перед общиной, распо-ряжался трудом ее взрослых членов, главным образом мужчин, проводил все необходимые расходы, выдавал наряды к праздникам. В кержацких семьях большак держал у себя все семейные деньги, у него были ключи, которые он носил на поясе, от всех помещений, где хранились домашние припасы и семей-ное имущество.
       Все безропотно должны были его слушаться, никакие возражения старшему не допускались. В случае неповиновения он мог наказать виновного. Раздел женатых сыновей целиком зависел от воли большака, который назначал им по своему желанию и усмотрению определенную долю из семейного имущества. Если сын воспротивится отцу, то последний мог выгнать его из дома, ничего ему не выделив. Когда семья разрасталась, отец строил сыну дом, наделял от-делившуюся семью домашней утварью, выделял скот и птицу.
       В обычных больших алтайских семьях домашними делами распоряжалась жена главы семьи - "большуха". Она хранила общесемейные деньги, ведала продуктами, следила за порядком в доме, распределяла работы между женщи-нами, обучала младших невесток кухонной работе. Нередко "большуха" была советчицей мужа и в его хозяйственных делах, самостоятельно вела хозяйство при его отсутствии. По обычному праву, хозяйке принадлежал весь скот, вы-ращенный ею без помощи мужа.
       Наибольшим авторитетом в семье после большака пользовался старший сын. К нему всегда обращались только по имени-отчеству. Жена старшего сына была первой помощницей свекрови и считалась главной среди других снох. На невестку в семье мужа смотрели, прежде всего, как на даровую работницу. Если свекровь обижала сноху, то муж только утешал ее. В старообрядческих семьях молодуха на любую работу должна была попросить благословения у стариков. Принесенную невесткой, например, без благословения воду выливали на зем-лю, а ее снова посылали за водой. Мужа и всех старших членов его семьи (у кержаков - ко всем членам семьи) невестка должна была называть по имени-отчеству. В кержацких семьях невестка без разрешения свекрови или мужа не имела права выйти на улицу, даже забежать к соседке или поставить угощение собственной матери. Из общесемейных расходов ей выделялись питание и верхняя рабочая одежда. Она должна была обходиться приданым.
       Основная обязанность девушек заключалась в подготовке приданого. В бедных семьях в свободное от работы время, чаще всего после уборки хлеба, с разрешения родителей девушки ходили на заработки, нанимаясь в зажиточные семьи.
       Стариков не столько уважали, сколько боялись. Часто, когда входили свекр или свекровь, все разговоры прекращались.
       При отсутствии в семье сыновей одна из дочерей после замужества остава-лась в родительском доме. Зять-примак как бы замещал сына в функции про-дления рода тестя: принимал его фамильное имя, исполнял обычаи его семьи, нарекал детей именами тестя, тещи и их родни. Но положение примака в семье и обществе было ниже, чем у женатого сына, а жена его, напротив, чувствовала, себя самостоятельнее. В примаки шли обычно бедняки или переселенцы, не имевшие родни на новом месте, репутация которой считалась вернейшей гаран-тией репутации жениха.
       Патронимия - группа больших и малых семей, образовавшихся в резуль-тате разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, со-храняющих единство и носящих общее патронимическое наименование. Насчи-тывает несколько сотен малых семей. Патронимические наименования произ-водны от собственного имени предка и содержат приставки О' Мак, окончания - -заде, -швили, -дзе, -ян, -ичи, - означающие "сыновья", "дети". Внутри каж-дой патронимии могут возникать новые, дочерние патронимии.
       Хозяйственное единство патронимии заключалось в коллективном владе-нии и пользовании скотом, землей, орудиями ее обработки. По праву предпоч-тительной покупки, если кто-либо из членов патронимии продает лично ему принадлежащее имущество, то предпочтительно перед всеми другими право приобрести это имущество, при прочих равных условиях, имеет член той же патронимии, притом с соблюдением права старшинства. Поэтому продажа па-тронимического имущества должна совершаться открыто и публично, с пред-варительным о том оповещением. Право родового выкупа: если патронимиче-ское имущество было продано не члену данной патронимии, то член патрони-мии имеет право это имущество выкупить. Указанные права распространялись только на имущество, искони принадлежащее данной патронимии.
       Гость считался гостем всей патронимии. У некоторых народов патронимия имела один общий дом - "мужской дом" и одновременно общий дом для прие-ма гостей. Патронимия составляла военную единицу. Патронимия имела своих общих духов-покровителей, свои отдельные места культов, отдельное кладби-ще или участок кладбища. Обязательным было участие всех членов патрони-мии в общих празднествах. Патронимия имела свои органы управления в виде глава и общего собрания. При наличии нескольких родственных патронимий одна из них считалась старшей, обладая некоторым преимуществом и большим авторитетом
       Патронимия была целиком локализована, занимая либо отдельное селение, либо определенную часть селения, либо группу поселков. Аул (улица, улус) вы-ступает как родственная группа. Селения могли образовываться путем сближе-ния и соединения отдельных патронимических поселков - "куч", "гнезд", "кварталов".
       Распространена также общность по родовому имени (фамилии). Все Кейта, Туре, Ивановы, Петровы считаются социальными родственниками, независимо от реального родства и даже знакомства друг с другом. Они должны друг другу помогать, верить и при необходимости всякий раз поддерживать как подлинно родных. При 10-12 миллионном населении в Мали насчитывается порядка 150-200 общностей. В разных районах Кавказа, начиная с 60-х годов, развернулось "фамильное движение": проводятся фамильные сходы и съезды, создаются фа-мильные фонды, издаются фамильные энциклопедии.


Источники и литература:
1. Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1979.
2. Карапетян А.Т. Армянская семейная община. Ереван, 1958.
3. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
4. Крюков М.В. О соотношении родовой и патронимической (клановой) ор-ганизации // Советская этнография. 1967. № 6.
5. Рабакидзе А.И. Патронимия у народов Кавказа. М., 1973.
6. Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1976.
7. Харадзе Р. Грузинская семейная община. Тбилиси, 1960.
8. Щапов Н.Я. Большая и малая семья на Руси в IX - XIII вв. // Становле-ние и развитие раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972.
9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz