Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

Глава II. ГЕНЕЗИС БРАКА И СЕМЬИ

§ 1. Агамия

Женский меч никогда не ржавеет (Ассирийская пословица)

              Половые табу. С развитием охоты обычным явлением стали длительные охотничьи экспедиции, участники которых затем приносили мясо в лагерь, где оставались остальные члены стада. Отношения между полами внутри охот-ничьей партии устранялись исключением из ее состава женщин.
       Необходимость устранения конфликтов в период подготовки к охоте при-вела к тому, что состоящая из мужчин охотничья партия начала обособляться от остальной части стада еще до выхода в экспедицию и притом на все более продолжительный срок. Мужчинам запрещалось прикасаться к женщинам, смотреть на них, разговаривать с ними, есть пищу, ими приготовленную, нахо-диться с ними под одной крышей.
       В свободный от половых отношений период напряженной хозяйственной деятельности первобытное стадо состояло из двух обособленных групп муж-ской и женско-детской. Жизнь общины стала состоять из чередования периодов действия половых табу и промискуитетных праздников. Аномные периоды ста-новились оргиастическими праздниками, характерной чертой которых было бурное, неограниченное общение полов.
       Половые табу - запреты и ограничения, связанные с половой дифференциа-цией: а) стыдливость и застенчивость, вплоть до регламентации одежды; 2) обычаи разобщения полов в быту; 3) экзогамия - запрет брачно-половых отно-шений между лицами одного рода, а также эндогамия - запрет брачно-половых отношений между лицами разных родов (каст, конфессий, рас); 4) религиозное освящение брака, допускающее половое общение только между супругами, временное или полное запрещение всяких половых отношений для определен-ных лиц - ритуальное целомудрие, доходящее до кастрации и самокастрации, 6) представления о нечистоте женщины и ограничения на ее поведение, 7) обы-чаи избегания во взаимных отношениях между родственниками и свойственни-ками.
       Оргиастические нападения. Случайные встречи мужчин и женщин, при-надлежащих к разным коллективам, принимали форму санкционированных обычаем оргиасти-ческих нападений. Поскольку объектом нападения был чуже-земец, человек из другой деревни, то оргиастическое нападение не нарушало производственного полового табу и не подлежало осуждению.
       На островах Микронезии в течение всего сезона ловли рыбы, длившегося 6-8 недель, рыбаки не только не имели права вступать в половые отношения со своими женами и вообще с женщинами своего селения, но даже жить с ними под одной крышей и смотреть на них. И в то же время в каждом мужском доме, где в полной изоляции от женщин должны были жить рыбаки во время ловли рыбы, находились 1-2 женщины, сношения с которыми не возбранялись. Женщины, содержавшиеся в мужских домах, были пленницами, захваченными в других селениях острова.
       У некоторых племен Северного Ирана, когда женщины сообща рабо-тали в поле, ни один мужчина-чужак не мог пройти мимо их, не уплатив выкупа. Ор-гиастические нападения практиковались и во время женских празднеств. Все они носили эротический характер: женщины нередко раздевались донага, со-вершали неприличные телодвижения, исполняли непристойные танцы, пели песни весьма нескромного содержания, обращались друг к другу с такого рода шутками. Всякий мужчина оказавшийся свидетелем обрядов, подвергался со стороны разъяренных женщин самому жестокому обращению.
       Вакханалия - первоначально исключительно женский праздник. Во время праздника женщины яростно набрасывались на плющ, который считался муж-ским растением, и раздирали его на части. Во время праздника Тесмофорий в Афинах женщины знатного происхождения собирались в особом здании, куда доступ мужчинам был строжайше воспрещен. Здесь они обращались друг к другу с непристойными шутками и сквернословили. Непристойные действия совершались и нескромные песни распевались женщинами во время празднич-ной процессии. Женщины, принимавшие участие в праздничных обрядах, гото-вили себя к ним длительным половым воздержанием.
       Брачные экспедиции. На островах Тробриан было зафиксировано сущест-вование любовных экспедиция юношей одной деревни, имевших целью всту-пить в связь с девушками другой, и наоборот. Хотя экспедиции были узаконены обы-чаем, но сборы и отправление в путь окру-жались покровом строгой тайны. Скрытно покинув де-ревню, юноши дальше двигались открыто, с песнями. При-близившись к намеченной деревне, они прятались в чаще, куда к ним тайком прокрадывались девушки. Если место встречи обнаруживали жители данной деревни, могла произойти схватка, которая в прошлом иногда влекла за собой войну между селениями.
       У австралийцев Арнхемлепда две локаль-ные группы, жившие в отдалении, устраивали совместные праздники, длившиеся несколько дней. На празднике мужчины каждой из групп вступали в отношения с женщинами другой группы. Это не только не вызывало протеста со стороны мужей, но, наоборот, ими все-мерно поощрялось.
       Мужчины одной локальной группы, вступая в отношения с женщинами другой, в то же время демонстрировали свою ритуальную враждебность к ним. Мужчины иногда нарочно убивали тотемическое животное женщин, чтобы поддразнить их. Например, у племени вотьобалук в Австралии мужчины уби-вали сову-козодоя (женский тотем) и хвастались этим перед женщинами. Тогда женщины в отместку убивали летучую мышь (мужской тотем) и несли ее, на-саженную на конец палки, с торжеством и криками. Возникала потасовка, в ко-торой мужчины действовали копьями и бумерангами, а женщины - своими землекопалками.
       Позднее ритуальная борьба проявлялась в состязаниях между полами, в из-биении жениха, а иногда сопровождавших его лиц женской родней и подругами невесты.
       Предания об амазонках, т. е. народах, состоявших исключительно из женщин. Развитие производственных половых табу неизбежно привело к из-вестному обособлению мужчин и женщин во всех отношениях. Агамные пе-риоды, будучи временем напряженной хозяйственной деятельности, характери-зовались обособленным существованием мужских и женских групп, между ко-торыми наблюдалось разделение труда.
       Предания об амазонках, содержат три основных элемента: 1) существование местности (острова), населенного только женщинами; 2) вступление последних в связь со случайно появившимися в этой местности мужчинами-чужеземцами; 3) смерть этих чужеземцев.
       Страбон рассказывает об амазонках, обитающих на Кавказе рядом с наро-дом гаргариев. Большую часть года амазонки живут совершенно самостоятель-но. Весной они поднимаются на гору, отделяющую их от гаргариев. Последние тоже прихо-дят на это место и вступают с амазонками в связь. Де-вочек, родив-шихся в результате этих отношений, ама-зонки оставляют у себя, мальчиков от-дают гаргариям. Амазонкам приписывают участие в Троянской войне, вторже-ние с киммерийцами в Малую Азию, поход в Аттику и осаду Афин.
       В средние века в Европе бытовала старокельтская легенда о прекрасном острове, населенном амазонками, который находился далеко в океане. Остров этот назывался О'Бразиль (Счастливый остров). Начиная с 1325 года призрач-ный остров О'Бразиль внезапно появляется на географических картах. Време-нами он исчезает, чтобы затем возникнуть снова. Когда была открыта Америка, поиски этой страны перенеслись туда. Так появилось название Бразилия.
       Поиски амазонок составили целую главу в истории завоевания Америки. Записи первых экспедиций, воспоминания конкистадоров и путешественников изобилуют сведениями и слухами об амазонках. Слухи о том, что амазонки найдены, приводили в смятение испанские гарнизоны. Каждый хотел быть сре-ди первых, кто войдет в страну несметных богатств и прекрасных женщин. Во время своего первого путешествия Колумб узнал от индейцев Антильских ост-ровов об острове, населенном только женщинами. Колумб так хотел найти ост-ров амазонок, что, поторопившись, назвал группу Малых Антильских островов Виргинские острова (острова Дев). Франсиско Писарро в 1538 г. послал для этого из Кито в глубь континента большой отряд испанцев во главе со своим братом Гонзало. Поход закончился неудачей. Но один из лейтенантов, Франси-ско де Орельяне, посланный с частью солдат в поисках продовольствия, ото-рвался от основного отряда и спустился на плотах до большой реки, которую он назвал в свою честь Рио-Орельяна. Местные индейцы рассказали Орельяне о женщинах-пумах, которые владели их страной, и жители платили им дань. Ко-гда участники экспедиции добрались до Испании, Карл V назначил Орельяну губернатором открытых им земель. Начиная с этого времени, прежнее имя са-мой крупной реки Южной Америки - Мараньон - забывается. Название, кото-рое дал ей Орельяна, тоже не привилось. Вместо него, с легкой руки Орельяны, появляется река Амазонок, или просто Амазонка.


Источники и литература:
1. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
3. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.
4. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: От стада обезьян к общине древ-них людей. М., 1980.
5. Штернберг Л.Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz