Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

 Сексуальный кризис молодежи стал частью кризиса авто­ритарного общественного строя вообще. В этих рамках в масштабе общества он остается неразрешимым.

ГЛАВА VII. Принудительный брак и длительные сексуальные отношения

 Дополнение, сделанное в 1945 г.:

 Замешательство, вызванное понятиями "брак" и "семья", столь велико, что врач, консультирующий по воп­росам личной жизни, вновь и вновь оказывается в противо­речии с формальным понятием брака. Создается общее впе­чатление, что юридически заверенное свидетельство о браке является для подсознания людей, боящихся сексуальных контактов, ничем иным, как разрешением жить половой жизнью. Это проявляется, например, при заключении "бра­ков военного времени" (Англ. "war marriages". —Прим. пер.}:

 любовные пары, которые перед выступлением на фронт хотели бы испытать счастье объятия, проникнутого чувствен­ностью, спешат в мэрию или к бургомистру, чтобы получить соответствующее разрешение в форме свидетельства о браке. Разлука длится многие годы и постепенно стирает воспоми­нания о партнере. Если партнеры молоды, то оба они находят других. Этого не осудит никто, пребывающий в здравом уме. Но свидетельство о браке продолжает служить чисто фор­мальной, бессодержательной связью. Молодые люди, кото­рые хотели осчастливить друг друга накануне долгой разлуки и не отваживались сделать это без юридического разреше­ния, оказываются в ловушке. Особенно много о бедствиях, порожденных такими "бракосочетаниями", писали в США, но не нашлось никого, кто вскрыл бы суть проблемы — требование легализации любовного переживания. И тем не менее каждый знает, что "мы хотим пожениться" означает "мы хотим обнять друг друга".

 Другая область, где понятие "брак" порождает замешательство и несчастья, — противоречие между законодатель­ным (церковным) и фактическим содержанием этого поня­тия. Это содержание представляется с формально-юридиче­ских позиций совсем иным, нежели его воспринимает ком­петентный психиатр.

 Для юриста брак — связь между двумя людьми противо­положного пола, осуществляемая на основании документа. С точки зрения психиатра, он является эмоциональной связью на основе сексуального сообщества, большей частью проникнутого желанием иметь детей. Для психиатра брака не существует, если двое людей только получили свидетель­ство о браке, но в остальном не образуют брачного сообще­ства. Свидетельство о браке само по себе не конституирует брака. По мнению психиатра, брак наличествует в том слу­чае, если двое людей противоположного пола любят друг друга, заботятся друг о друге, живут вместе и расширяют свое сообщество, превращая его в семью в результате рождения детей. Для психиатра брак — практическая и фактическая связь сексуального характера, независимо от наличия или отсутствия свидетельства о браке. На взгляд психиатра, свидетельство о браке означает только официальное подтвер­ждение сексуальных отношений, установить которые между собой решили и на деле осуществили партнеры. Существо­вание или отсутствие брака с точки зрения психиатра обус­ловливается наличием партнеров, а не судейского чиновни­ка.

 Так как под действием принудительной морали сексуаль­ная структура человека вырождается, то для женщины сви­детельство о браке означает защиту от возможной безответ­ственности мужчины, постольку оно действительно выпол­няет определенную функцию. К фактическим относятся и естественные браки, заключаемые без брачного свидетель­ства. Это явление глубоко укоренено в народном сознании. В США, во Франции, в Скандинавских и во многих других странах существует "брак на основе обычного права", при­знаваемый в большинстве государств и юридически. "Брак на основе обычного права" юридически не признается толь­ко там, где еще влиятелен католицизм. Но это не означает, как полагают многие люди, испытывающие чувство вины на сексуальной почве, что фактический брак без свидетельства запрещен.Не существует законов против фактического брака, заключаемого без выдачи свидетельства.

 Для рациональной умственной гигиены прообразом дли­тельных сексуальных отношений является, конечно, факти­ческий, а не формальный брак. Это ясно, ведь умственная гигиена направлена на внутреннее чувство ответственности, а не на принуждение к ответственности. Принуждение к ответственности является для нее лишь крайним средством, призванным воспрепятствовать асоциальным действиям. Та­кое принуждение не есть желаемое конечное состояние.

 Интерес к моральному саморегулированию требует не только жесточайшей борьбы и принятия строгих законов против влияния "эмоциональной чумы" в этой сфере, то есть против клеветы на партнеров, живущих в браке без свиде­тельства, и на их детей. Эту клевету распространяют те эмоционально зачумленные индивиды, которые сами не в состоянии ни понять столь высокоморальный тип социаль­ного поведения, ни жить таким образом. Необходима борьба против крайне аморальных действий, сравнимых с чумой, — вымогательств и иных безобразий, имеющих материальную подоплеку и становящихся возможными благодаря брачному законодательству, основанному на принудительной морали. Надо бороться против сладострастия и похоти, разжигаемых процессами о расторжении формальных, несчастных "бра­ков", против бессмысленности утверждений о "браке" там, где правят только ненависть и низость, и тому подобных явлений.

 В этой сфере извращено все, что только может быть извращено. Здесь надо разгрести гораздо больше грязи, чем где-либо еще. Любовные отношения в первую же очередь должны быть защищены от всякого вмешательства экономи­ческих интересов, следует принять строгие законы против клеветы на естественные и порядочные любовные отношения и на детей, появляющихся на свет в результате таких отно­шений. Необходимо предпринять шаги по устранению чувства вины на сексуальной почве и замене внешней принудительной морали сознанием ответственности. Время для этого давно пришло. Нигде больше не оспаривается необходимость ра­дикальной реформы законодательства, разве что в кругах, извлекающих экономическую выгоду из существования регламентирующих сексуальные отношения законов — уста­ревших и губительных с точки зрения умственной гигиены.

 Принудительный брак, представляющий собой лишь одну ступень развития института брака вообще, является результатом компромисса между экономическим интересом и половыми потребностями. Иному исследователю половых проблем сексуальные интересы представляются, например, в виде естественной потребности к пожизненным сексуаль­ным отношениям только с одним партнером или в форме заинтересованности в потомстве. Конечно, они не таковы.

 Чтобы глубоко изучить проблемы брака, необходимо в отдельности рассматривать каждый из двух его компонентов. При этом нам надо будет в достаточной степени отличать ту форму половых отношений, которая возникает из половой потребности и ориентирована на длительные отношения, от других, которые соответствуют экономическим интересам и положению женщины и детей в обществе. Первую мы назы­ваем длительными сексуальными отношениями, вторую — браком.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz