Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

1. Длительные сексуальные отношения

 Социальной предпосылкой длительных сексуальных от­ношений должны были бы быть материальная самостоятель­ность женщины, обеспечение и воспитание детей за счет общества и устранение всякого примешивания экономиче­ских интересов к этим отношениям. С длительными отно­шениями пришлось бы конкурировать преходящим, свобод­ным связям чисто чувственного характера. С точки зрения сексуальной экономики, недостаток преходящих связей по сравнению с длительными сексуальными отношениями за­ключается в том, что мы можем хорошо изучить как раз в современном обществе. Ведь никогда прежде промискуитет, эмоционально униженный и обесцененный в результате при­мешивания денежных интересов не был так распространен и превращен в правило, как в век идеологии строгого моно­гамного брака.

 Свободные сексуальные отношения, наиболее ясным проявлением которых являются связи, длящиеся всего час или одну ночь, отличаются от длительных сексуальных от­ношений отсутствием нежности к партнеру и интереса к нему, вызванного именно этим чувством.

 Отношение к половому партнеру может быть вызвано различными мотивами, как то:

 1. Сексуальная привязанность к партнеру вследствие со­вместно пережитого чувственного наслаждения. В ней име­ется значительный элемент сексуальной благодарности, от­носящейся к испытанному наслаждению, и сексуальной преданности (не путать с покорностью), относящейся к на­слаждению ожидаемому. Та и другая вместе являются основ­ными элементами естественных любовных отношений.

 2. Привязанность к партнеру вследствие вытесненной не­нависти —реактивная любовь. Ее рассмотрение мы отложим до обсуждения проблемы брака.

 3. Отношения вследствие неудовлетворенной чувственно­сти. Ее характерный признак — переоценка, а ее суть — как раз торможение чувственности и бессознательно гасну­щее ожидание сексуального удовлетворения. Оно легко мо­жет превратиться в ненависть.

 Длительное отсутствие нежности в половых отношениях снижает чувственное переживание, а с ним и сексуальное удовлетворение. Но это имеет силу только начиная с опре­деленного возраста, когда миновали чувственные штормы пубертатного и послепубертатного периодов, когда в сфере сексуальной раздражительности установилась определенная уравновешенность. Нежное отношение проявляется только после определенного насыщения чувственных потребностей, если невротическое противодействие не подавило чувствен­ные стремления.

 Эти нежные стремления не следует смешивать с псевдо­нежностью восторженного юноши, похожей на детские фан­тазии, в которых он преследует идеал женщины, напомина­ющий его мать. При этом он осуждает чувственность, нахо­дится под давлением чувства вины, порожденного мастурбацией, и будет кандидатом в импотенты, если какие-нибудь благоприятные обстоятельства (например, вхождение в молодежную компанию) или лечение не вырвут его из невротического состояния.

 Свободные связи, продолжающиеся поначалу лишь не­долго и встречающиеся в определенных слоях пролетарской молодежи, кажутся мне естественными, здоровыми, соответствующими характеру молодежи формами сексуальных пе­реживаний. По формам проявления и сути они приближа­ются к половой жизни молодежи примитивных народов, достигшей зрелости. Они, конечно, характеризуются высо­кой степенью нежности, но нежность эта еще не направлена на сохранение длительных отношений. Речь идет не о сла­дострастной жадности, толкающей к обновлению полового возбуждения, которую мы наблюдаем при невротических формах полигамии взрослых прожигателей жизни и у муж­чин типа донжуана, а о бьющей ключом созревшей чувст­венности, толкающей к действию, о сладострастном стрем­лении завладеть любым подходящим сексуальным объектом. Такое поведение можно было бы сравнить с радостью дви­жения, испытываемой молодым животным и убывающей с возрастом. Эту сексуальную подвижность здорового юноши тренированный взгляд наблюдателя легко отличает (если она не объясняется невротическими причинами) от истериче­ской преувеличенной подвижности.

 Свободные, непродолжительные любовные связи в зре­лом возрасте не всегда должны быть безусловно невротиче­скими. Конечно, если честно осмыслить до конца собствен­ный сексуальный опыт и при этом отказаться от всякой оглядки на моральные нормы, надо признать, что тот, у кого не было мужества или силы на свободную половую связь (в том числе и в зрелом возрасте, и не имеет значения, идет ли речь о мужчине или о женщине), находился под давлением рационально необъяснимого, то есть невротического, чувст­ва вины. Но и тот, кто оказывается неспособным на длитель­ную связь, находится, согласно проверенному клиническому опыту, под воздействием детской фиксации на условиях своих тогдашних любовных переживаний. У такого человека, следовательно, не все в порядке в сексуальном отношении.

 Причина этой неспособности в том, что нежные стрем­ления коренятся в какой-либо форме гомосексуальной при­вязанности (что обычно встречается у спортсменов, студен­тов, военных и т.д.) или в том, что сфантазированный идеал закрывает своей тенью и обесценивает любой реальный сексуальный объект. В качестве бессознательной основы сохраняющегося и не приносящего удовлетворения образа жизни, изобилующего случайными связями, очень часто обнаруживается страх перед привязанностью к объекту. Каждая такая привязанность характеризуется подчеркнутой кро­восмесительной направленностью и между субъектом и объ­ектом в качестве препятствия оказывается страх инцеста. Чаще всего здесь дает себя знать нарушение оргастической потенции, препятствующее возникновению нежной привя­занности к сексуальному партнеру из-за разочарования, по­являющегося с каждым половым актом.

 Важнейший, с точки зрения сексуальной экономики, недостаток преходящих связей заключается в том, что никог­да не будет возможным столь полное чувственное соответствие партнеров, а следовательно, и столь полное сексуальное удовлетворение, как при длительных отношениях. Это самое главное, с точки зрения сексуальной экономики, возражение против преходящих связей и самый сильный аргумент в пользу длительных отношений. К прискорбию представите­ля определенной идеологии брака, уже вскоре выявится, что мы вовсе не протаскиваем с помощью утонченной контра­банды этически обоснованное представление о длительной моногамии. Ведь, если мы говорим о длительных отношени­ях, то не имеем в виду объективно нормируемый промежуток времени. В сексуально-экономическом смысле неважно, продолжаются ли такие отношения неделями, месяцами, два года или десять лет. Не подразумевается также, что они должны обязательно быть моногамными, так как мы ведь не устанавливаем нормы.

 В другом месте[11] я показал ошибочность представления о том, что совершение первого полового акта с девственницей или медовый месяц приносят наибольшее удовлетворение. Этому резко противоречат данные клинических наблюдений. Такой взгляд сложился только под влиянием контраста меж­ду вожделением к девственницам и наступающим с возра­стом в продолжительном моногамном браке притуплением сексуальных ощущений, вызывающим тоску.

 Половые отношения двух людей предполагают, что про­исходит взаимное приспособление сексуальных ритмов, что партнеры шаг за шагом точно изучают редко осознанные, но всегда готовые проявиться особые половые потребности друг друга, потому что только так и можно надолго обеспечить соответствующие удовлетворение и порядок в сексуальной сфере. Заключение брака без предварительного изучения сексуальности друг друга и взаимного приспособления неги­гиенично и большей частью ведет к катастрофам.

 Другое преимущество длительных сексуальных отноше­ний, приносящих удовлетворение, заключается в том, что они делают излишними вечные поиски подходящего парт­нера, освобождая тем самым людей для социальных дости­жений.

 Итак, способность к поддержанию длительных сексуаль­ных отношений предполагает следующие предпосылки:

 наличие полной оргастической потенции сексуальных партнеров, то есть отсутствие нарушения связи между неж­ной и чувственной сексуальностью;

 преодоление кровосмесительной привязанности и детской боязни сексуальности;

 отсутствие вытеснения каких бы то ни было несублими­рованных сексуальных побуждений, будь то гомосексуальные или негенитальные стремления;

 абсолютно положительное отношение к сексуальности и жизнерадостности;

 преодоление основных элементов морализма;

 способность к отношениям с партнером, основывающихся на духовном товариществе.

 Если мы рассмотрим общественные стороны каждой из названных предпосылок, то придется признать, что в авто­ритарном обществе ни одна из них не может быть осущест­влена, коль скоро речь идет не об исключениях, а о массовом явлении. Так как отрицание и вытеснение сексуальности являются специфическими и неотъемлемыми атрибутами авторитарного общества, то и характер полового воспитания должен неизбежно определяться ими. Мы видим также, что семейное воспитание укрепляет кровосмесительные привя­занности, вместо того чтобы ослаблять их, что запрет крово­смешения и ограничение детской сексуальной активности разрывают связь между чувственностью и нежностью, созда­вая тем самым структуру "Я", отрицающую сексуальность и культивирующую прегенитальные и гомосексуальные на­клонности, что снова вызывает вытеснение сексуальности, а в результате и ослабление половой жизни. Кроме того, воспитание, ориентированное на превосходство мужчины, исключает его товарищеские отношения с женщиной.

 Как во всяких длительных отношениях, в сексуальных также накапливается немалый потенциал конфликта. Нас же в данном случае интересуют не трудности общего характера, с которыми сталкиваются люди, вступая в любые отноше­ния, а особые, специфические для половой сферы. Основная трудность любых длительных сексуальных отношений заклю­чается в конфликте между притуплением (временным или окончательным) чувственного желания, с одной стороны, и растущей со временем нежной привязанности к партнеру — с другой.

 В процессе любой половой связи раньше или позже, чаще или реже, но проявляются периоды меньшей интенсивности чувственных отношений и даже чувственное равнодушие. Это эмпирически установленный факт, в опровержение ко­торого нельзя привести никаких моральных аргументов. Чув­ственным интересом нельзя командовать. Чем лучше сексу­альные партнеры настроены друг на друга, как с точки зрения чувственности, так и в том, что касается проявления нежности, тем более редкими и краткими будут перепады в их чувственных отношениях. Но любые сексуальные отно­шения подвержены притуплению чувственности. Этот факт не имел бы большого значения, если бы три обстоятельства порознь или вместе не осложняли ситуацию:

 — притупление может наступить только у одного парт­нера;


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz