Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Теория сексуальной революции

Длительные и семейные сексуальные отношения

В примитивном понимании сексуальная революция непременно предполагает распространение беспорядочных и непродолжительных половых связей. На самом деле это конечно не так, такая модель сексуального поведения  ни в коей мере не адекватна идеологии сексуальной революции, большое значение как раз придается именно длительным, постоянным (но не нормативно пожизненным) сексуальным отношениям. 

"Если сформулировать нашу позицию в самом общем виде, то она такова: ничем не ограниченное положительное отношение к сексуальному счастью людей. Этому требованию не соответствуют ни нормативная продолжительная монога­мия, ни лишенные любви и не приносящие удовлетворения случайные отношения (промискуитет)."
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Полного сексуального удовлетворения случайные связи никогда не позволят достичь.  

"Важнейший, с точки зрения сексуальной экономики, недостаток преходящих связей заключается в том, что никог­да не будет возможным столь полное чувственное соответствие партнеров, а следовательно, и столь полное сексуальное удовлетворение, как при длительных отношениях. Это самое главное, с точки зрения сексуальной экономики, возражение против преходящих связей и самый сильный аргумент в пользу длительных отношений. К прискорбию представите­ля определенной идеологии брака, уже вскоре выявится, что мы вовсе не протаскиваем с помощью утонченной контра­банды этически обоснованное представление о длительной моногамии. Ведь, если мы говорим о длительных отношени­ях, то не имеем в виду объективно нормируемый промежуток времени. В сексуально-экономическом смысле неважно, продолжаются ли такие отношения неделями, месяцами, два года или десять лет. Не подразумевается также, что они должны обязательно быть моногамными, так как мы ведь не устанавливаем нормы."
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Обе крайности (неспособность к поддержанию длительных отношений и неспособность решиться на свободную связь) свидетельствуют об определенных отклонениях от естественной природы человека.

"Свободные, непродолжительные любовные связи в зре­лом возрасте не всегда должны быть безусловно невротиче­скими. Конечно, если честно осмыслить до конца собствен­ный сексуальный опыт и при этом отказаться от всякой оглядки на моральные нормы, надо признать, что тот, у кого не было мужества или силы на свободную половую связь (в том числе и в зрелом возрасте, и не имеет значения, идет ли речь о мужчине или о женщине), находился под давлением рационально необъяснимого, то есть невротического, чувст­ва вины. Но и тот, кто оказывается неспособным на длитель­ную связь, находится, согласно проверенному клиническому опыту, под воздействием детской фиксации на условиях своих тогдашних любовных переживаний. У такого человека, следовательно, не все в порядке в сексуальном отношении."
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Если длительные сексуальные отношения переходят определенный временной порог, то неизбежны внутренние конфликты.

"Основная трудность любых длительных сексуальных отношений заклю­чается в конфликте между притуплением (временным или окончательным) чувственного желания, с одной стороны, и растущей со временем нежной привязанности к партнеру — с другой."
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Любые конфликты могут быть разрешены при обоюдном желании партнеров, но на практике существует масса комплексов, предрассудков и стереотипов, которые не позволяют это сделать, а, наоборот, только усугубляют первоначальный конфликт. Если при этом основным звеном, скрепляющим брачный союз, остается совесть, движимая консервативной моралью, то это идет лишь на вред самому браку.

"Бесчисленные приме­ры учат, что верность, к которой побуждает совесть, со временем вредит сексуальным отношениям. Этому противо­стоит множество примеров, ясно свидетельствующих, что случайная связь с другим партнером идет только на пользу сексуальным отношениям, которые как раз были готовы оформиться в брачные."
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Дополняющая моральное сдерживание, жалость к партнеру при этом обычно очень скоро трансформируется в ненависть. В этом и состоит трагизм патриархальной брачной морали.

"Жалость к партнеру, столь типичная для многих в таких случаях и проявляющаяся в том, что человек на протяжении длительного времени подавляет свои новые желания, будучи не в силах искоренить их, слишком часто превращается в свою противоположность. Тот, кто поступил так, легко на­чинает ощущать себя вправе требовать от другого благодарности за это, начинает рассматривать себя как жертву, ста­новится нетерпимым, то и дело занимает позицию, которая ставит отношения под гораздо большую угрозу и делает их, конечно, куда более ужасными, чем это могла бы сделать "неверность". Но мы и не хотим скрывать, что такое внима­ние к потребностям партнера возможно у очень немногих людей, если учитывать нынешнюю структуру человеческого характера."
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Почему же в обществе укоренилась столь несовершенная схема сексуальных отношений? Исключительно потому, что принудительный брак в современном обществе в первую очередь решает экономические интересы, а не сексуальные потребности людей.

"Принудительный брак, представляющий собой лишь одну ступень развития института брака вообще, является результатом компромисса между экономическим интересом и половыми потребностями. Иному исследователю половых проблем сексуальные интересы представляются, например, в виде естественной потребности к пожизненным сексуаль­ным отношениям только с одним партнером или в форме заинтересованности в потомстве. Конечно, они не таковы.
Чтобы глубоко изучить проблемы брака, необходимо в отдельности рассматривать каждый из двух его компонентов. При этом нам надо будет в достаточной степени отличать ту форму половых отношений, которая возникает из половой потребности и ориентирована на длительные отношения, от других, которые соответствуют экономическим интересам и положению женщины и детей в обществе. Первую мы назы­ваем длительными сексуальными отношениями, вторую — браком."
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Сублимация и культура

Сублимация - одно из ключевых понятий в фрейдизме. Нужно отметить, что взгляды В.Райха на проблему сублимации весьма осторожные.

"В своей теории культуры Фрейд представлял точку зре­ния, согласно которой культура обязана своим возникновением подавлению влечения или отказу от него. Ученый пытается иллюстрировать эту позицию на примере открытия огня. Основная его мысль заключается в том, что культурные достижения являются результатами проявления сублимиро­ванной сексуальной энергии, из чего следует, что подавление или вытеснение сексуального влечения является необходи­мым фактором формирования любой культуры. Можно бы было на историческом материале доказать, что данный взгляд неверен, так как существуют и более высокие культу­ры без подавления сексуальности, напротив, с полной сво­бодой половой жизни.
Правильно в этой теории лишь то, что подавление сек­суальности создает в массовой психологии основу опреде­ленного типа культуры, а именно: патриархальной культуры во всех ее формах, но оно не является основой культуры как таковой и ее формирования в целом. Как же Фрейд пришел к взгляду, изложенному выше? Конечно, это произошло не благодаря сознательно занятой политической и мировоззрен­ческой позиции. Наоборот, ранние работы (вроде статьи "О культурной половой морали") указывают как раз на критику культуры с позиций сексуальной революции. Фрейд не по­шел дальше по этому пути, более того, он восстал против такого рода попыток. И именно предпринятые мною попыт­ки развить концепции сексуальной политики и критики культуры стали поводом к первым серьезным разногласиям во мнениях с фрейдистами. "
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

Что касается практического следования принципу сублимирования, то надо учесть и возможные последствия. 

"Утверждают, например, что для молодежи необходим ас­кетизм, так как иначе будет снижаться уровень ее социальных и культурных достижений. При этом ссылаются на теорию Фрейда, в соответствии с которой социальные и культурные достижения человека зависят от питания сексуальной энер­гией, отвлекаемой от своих первоначальных целей и направ­ляемой на "более высокую" цель. Мы знаем этот процесс под названием "сублимация". Теория верна и опирается на богатый опыт клинических наблюдений, но сексуальное удовлетворение превратили в жесткое и абсолютное проти­воречие. Вопрос следует поставить конкретно: какой вид сексуального удовлетворения и сексуальной деятельности, сублимация каких сексуальных движущих сил имеется в виду?
Аргумент о необходимости аскетизма для социального развития неверен просто с точки зрения наблюдения. Утвер­ждается, что совершение полового акта молодыми людьми в половозрелом возрасте будет снижать уровень социальных и культурных достижений. Фактом же является мастурбация почти 100% молодежи, и с этим согласны все современные исследователи сексуальных проблем. Констатация этого факта полностью одерживает верх над всеми аргументами. Ведь если половой акт должен снижать уровень социальных достижений, то что же онанизм, напротив, не оказывает такого действия? Насколько онанизм принципиально отлича­ется от полового сношения? И не мешает ли, сверх того, чреватая конфликтами мастурбация нормальному развитию гораздо больше, чем могла бы помешать упорядоченная половая жизнь?"
[Вильгельм Райх "Сексуальная революция"]

К тому же именно сублимация естественных влечений часто является источником их перерождения в извращенные.
 


[««]   Теория сексуальной революции   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz