| |||
Главная страница | E-mail |
Вдовец деткам не отец,
а сам круглый сирота.
(Русская пословица)
      
Овдовение - прекращение брака, вызванное смертью одного из супру-гов; в результате происходит изменение брачного состояния женатого муж-чины или замужней женщины. Вероятность овдовения для женщин, как пра-вило, выше, чем для мужчин. По мере снижения смертности риск овдовения в поколении отдаляется, но не сокращается. В Индии в периоды 1911 - 1921 гг. и 1951 -1961 гг. средний возраст овдовевших женщин составлял соответ-ственно 32 8 и 38 лет, вследствие чего соответственно 28,4% и 5,5% репро-дуктивного периода приходилось на жизнь вне брака.
      
В конце XIX в. в России к 50 годам овдовевшими оказывались свыше 25% женщин, к 62 года - 50%. В бывшем СССР в 1968 - 1971 гг. для женщин овдовением заканчивались 53% всех браков, для мужчин - 23,2%. Роль овдо-вения относительно невелика в первые годы брака, особенно у мужчин, но резко возрастает впоследствии. После 20 лет брака около 2,5% мужчин стано-вятся вдовцами и примерно 9% женщин - вдовами.
      
Вдовство - состояние, оцениваемое в народной традиции как социально ущербное (отсутствие пары). Как неполноценные члены общества они не мог-ли выполнять ряд ритуальных функций. Вдовые часто отстраняются от уча-стия в свадьбе, а не вступившим еще в брак не рекомендуется присутствовать на вдовьих свадьбах. В Полесье вдовам запрещалось быть повитухами. Вдова, родившая ребенка, подвергалась такому же позору, что и незамужняя. У по-ляков считалось, что вдовы, особенно бездетные, чаще других занимаются колдовством.
      
Считая жену членом чужого рода, папуас относился к ней с опаской, по-стоянно ожидая от нее каких-либо вредоносных действий. В восточных гор-ных районах Но-вой Гвинеи по смерти мужа жена должна была даже кончать жизнь самоубийством, чтобы доказать свою непричастность к колдовству. При смерти родителей муж был близок к самоубийству, а при смерти жены он выражал лишь сожаление.
      
В Китае обычай предписывал вдове совершить самоубийство, чтобы со-единиться с мужем в загробном мире. Она объявляла о таком решении родст-венникам и близким, и ее поступок рассматривался как подвиг. Когда вдова умирала, ее хоронили в одной могиле с мужем или вблизи его могилы. Когда же вдова не отваживалась на добровольную смерть ради скорейшего воссо-единения с покойным мужем, то она обязана была избегать второго брака. Ей не следовало выходить за пределы дома покойного мужа. Вторичное замуже-ство считалось тяжким преступлением женщины перед памятью о покойном муже. Вдова, осмелившаяся вновь выйти замуж, была обречена на изгнание из своей среды, подвергалась риску быть убитой родителями или родствен-никами покойного мужа. Она могла стать только наложницей. Целесообразно было обезобразить лицо, утратить привлекательность. В случае насилия, гро-зящего ее чести, поощрялось самоубийство. Вдова, сохранившая верность, награждалась почетной табличкой, которая выставлялась перед ее домом. Еще более почетной наградой считалась деревянная почетная арка или камен-ный обелиск с надписями: "Как иней, чисты ее стремления"; "Обелиск ис-ключительной верности". Если помолвка состоялась в детстве, а будущий муж умирал до свадьбы, существовал обычай венчать девушку с поминаль-ной дощечкой умершего жениха: тогда она становилась вдовой в самый мо-мент своего венчания и не могла выйти вторично замуж.
      
Вместе с тем вдовство наделяется признаком чистоты, который повышает ритуальный статус вдовствующих. Как безгрешные, близкие к миру смерти, вдовые чаще других обмывали, обряжали и хоронили покойников, особенно преклонных лет. Женатому же обмывать умершего считалось грехом. В сва-дебном обряде плачеями нередко бывали лишь вдовы-старушки и старые де-вы (арханг.). Считая жену членом чужого рода, папуас относился к ней с опа-ской, постоянно ожидав от нес каких-либо вредоносных действий. В восточ-ных горных районах Но-вой Гвинеи по смерти мужа жена должна была даже кончать жизнь самоубийством, чтобы доказать свою непричастность к кол-довству. При смерти родителей муж был близок к самоубийству, а при смер-ти жены он выражал лишь сожаление.
      
Вдовство было и возрастной категорией. Старого холостяка (после 30 лет) считали вдовцом (твер., ярослав., курск.). Бездетная женщина, провдовство-вавшая более 10 лет, подчас вновь обретала добрачный статус и звалась дев-кой, молодкой. В Харьковской обл. в случае смерти девочки вручают платок мальчику, что означает, что он обвенчан с умершей, является как бы вдовцом и составит с ней пару на том "свете". В категории вдовства заметно ослабле-ние или нарушение оппозиции мужской - женской. Так, вдова нередко полу-чает право сама брать себе в дом нового мужа, который в этом случае "выходит замуж" за вдову.
      
Многие запреты и предписания мотивируются страхом перед ранним вдовством и соблюдаются с детства, но особенно на свадьбе и в семейной жизни. Так, у русских замужней женщине запрещено носить одну косу; во время еды избегали пересаживаться с места на место, справлять свадьбу в понедельник; один из новобрачных умрет, если свадебная процессия встре-тится с похоронной.
      
Взаимоотношения с покойным супругом. Для высвобождения живого супруга от умершего, "развязывания" брачных уз и нового вступления в брак у славян не завязывают ничего в одежде покойного, не застегивают ему ворот рубахи, не завязывают пояс (так же поступают и с умершими юношами, что-бы они справили свадьбу на "том свете"). И наоборот, чтобы вдовец с детьми не вступил в новый брак, его покойную жену тайком опоясывают ниткой (нижегород.). Македонцы не советуют целовать покойную жену, иначе рано умрет и вторая жена, а скрип гроба означает скорую смерть оставшегося в живых супруга. В свадебной обрядности, дабы расторгнуть прежние узы на-кануне нового брака, македонцы Прилепа посылают на могилу покойной же-ны ее мать или другого родственника. Она поливает могилу, прося дочь ус-покоить свое сердце, напиться воды и "остыть".
      
Согласно кашубским поверьям, покойная жена является с поздравлением на свадьбу к своему мужу, когда он женится вторично. Избавиться от посе-щений покойного мужа, чаще других выступающего в роли ходячего покой-ника, можно было с помощью инсценировки новой свадьбы, как правило, инцестуальной. Мотив инцеста, своим неправдоподобием, "чудесностью" должен был "нейтрализовать" мертвеца, вмешивающегося в жизнь живых
      
"Кукушкина свадьба". Срок запрета вступать в новый брак у славян ко-леблется в разных местах от 40 дней (6 недель) до года. Для мужчины этот срок может быть короче или вообще не выдерживаться, особенно если на его иждивении находятся малые дети, для женщины он иногда растягивается на три года.
      
Отношение к повторному замужеству изначально было резко отрицатель-ным. Вдовец практически повсеместно считается незавидным женихом, об-ременным многочисленным потомством. Другим основанием, по которому девушки избегали вдовцов, было широко распространенное представление, что на "том свете" супруги по первому браку воссоединятся, а вторая жена останется одна (станет со столбом, вят.). Вступающие в брак со вдовыми, кроме того, видели для себя опасность со стороны покойного супруга от первого брака. В Сербии и Черногории вдова должна была оградить чем-либо могилу умершего мужа и лишь после этого могла вновь выходить за-муж.
      
Свадебный обряд в случае вдовства одного из новобрачных или обоих сокращался или сводился к минимуму. Для невесты-вдовы не устраивались смотрины, девичник, не требовалось приданого, не пекли каравай. Венчание с вдовой (но не с вдовцом) или обоих вдовых происходило дома, в понедель-ник или в среду. Вдова венчалась без венка (как и "нечестные" невесты); без фаты и вплетенных живых цветов, как разведенные и родившие до брака, в особой одежде (вдовьей, розового или черного цвета). Неодобрение свадеб вдовых выражалось в бесчинствах, которые устраивала молодежь: "кошачьи концерты", запреты молодым людям присутствовать на свадебном пиру.