| |||
Главная страница | E-mail |
Не могла родить ребенка,
корми серого котенка.
(Русская пословица)
      
Безбрачие - состояние, характеризующее взрослых, поневоле или в силу обета никогда не вступавших в брак. Расширительно понятие безбрачие отно-сится к молодежи, не вышедшей еще из брачного возраста, т. е. к потенци-альным старым девам и холостякам. С ними функционально объединяются вдовы и вдовцы, пожилые люди, состоящие в браке, но не имеющие уже суп-ружеских отношений.
      
Причины безбрачия (т. н. венца безбрачия) связывались главным образом с порчей и с нарушением запретов, ритуальных правил. К безбрачию относи-лись с презрением, осуждением или сожалением. У болгар незамужняя в се-мье - несчастье не только для дома, но и для всего села. В дореволюционной русской деревне холостяк, независимо от возраста, не "мужик", а "малый". Он не имел решающего голоса ни в семье, ни на деревенском сходе. "Холостой - что бешеный", "холостой - полчеловека", - гласили крестьян-ские пословицы. Холостого считают неполноценным человеком: "мужчина не человек, пока не будет "крещен" женой" - у сербов; дают ему обидные про-звища (болг. опален пън); не принимают в компанию женатых; Люди, не всту-пившие в брак, не допускаются к совершению ряда обрядов: их не посылают сватать, не зовут печь свадебный каравай. Для вековухи потеря девственности и рождение ребенка считаются особо позорными.
      
Безбрачие воспринималось и как смерть. Традиционное воззрение на брак как обязательный для всех проявляется и в том, что в случае смерти безбрач-ного он должен вступить в брак символически. Поэтому похороны не всту-пивших в брак, включая детей, иногда и монахинь, оформляются как свадьба. Умершему в безбрачии даже подбирают на похоронах брачную пару для бу-дущей супружеской жизни на "том свете". На Русском Севере старых дев и вдов приглашают к невесте на девичник в качестве плакальщиц.
      
Девство. Почтительным отношение было к людям, добровольно прини-мавшим обет безбрачия. Такое безбрачие расценивалось как вечная девствен-ность, считалось признаком праведности безгрешности и святости. У черно-горцев и сербов с уважением относились к девушкам, добровольно дававшим обет безбрачия, когда в семье не было сыновей (девушки носили мужскую одежду, воспитывались, как мальчики, выполняли мужские работы, шли вое-вать) или когда многодетная семья оставалась без кормильца, роль которого брала на себя старшая дочь. Иногда такой обет давала мать: в случае тяжелой болезни дочери она одевала ее в мужскую одежду и обещала Богу, что дочь всю жизнь проживет как мужчина и без брака.
      
В Православной Церкви считается, что девство - особенный дар Божий и потому дается немногим. Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: "Есть раз-ность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу... Посему выдающий замуж свою девицу посту-пает хорошо, а не выдающий поступает лучше" (1 Кор. 7,33-35,38). По словам Мефодия Тирского или Патарского, девство выше брака и освящено жизнью Господа Иисуса. Девство - состояние первого человека. Святые Отцы Церк-ви жизнь девственную называли равноангельною. Сам Господь сказал, что когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выхо-дить, но будут как ангелы на небесах.
      
Община, или Церковь Нового Завета - подобна Израилю, странствующе-му в пустыне. Это военный стан, а воины, которые даже в мирное время не-сут постоянную стражу, не должны быть обременены ни имуществом, ни семьею. О безусловной необходимости для каждого из христиан прекраще-ния брака - говорит и Господь: "Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик" (Лк. 14, 26). В Церкви Христовой девство - это норма, а брак допускается только по снисхождению. Брак становится без-грешным, когда супруги хранят воздержание.
      
Целибат и первая научная революция. Мирские корпорации использо-вали наследственный принцип обучения: сыновья продолжали дело отцов, перенимая и наследуя их навыки и статус в длительном семейном контакте со старшими. В ремесле использовали ученичество, причем учениками обычно становились дети семей того же цеха. Духовенство же приняло обет безбра-чия (целибат), комплектовалось обученных в монастырских школах и универ-ситетах "лишних людей", лишенных права первородства, по которому собст-венность, титул, статус наследовал старший сын. В среде англикан церковный брак был разрешен в конце XVI в. В Англии академический брак в универси-тетах был узаконен актом 1854 г., но фактически обет безбрачия соблюдался до 30-х гг. ХХ в.
      
Согласно учению Платона, эротическое стремление к плодовитости, к об-ретению бессмертия в потомстве мудрецы направляют на путь не телесного, а духовного порождения. Климент Александрийский учил, что в школе "душа соприкасается с душой и ум одного с умом другого, при посредстве слова один производит в другом посев, тем же словом заставляя семя, брошено на эту Землю [учение], произрастать и оное сим словом оживотворяя". Иреней Лионский: "Наученный называется сыном учившего, а этот состоит ему от-цом". Отношения учителя и ученика - это отношения духовного отца и ду-ховного сына.
      
Родовые отношения философов вытекают из духовных основ родопле-менной организации. Племя было союзом родов, связанных происхождением от легендарного первопредка, который иногда был мифологическим конст-руктом, изобретаемым для повышения социального статуса племени. Племя также включало роды, связанные отношениями символического родства. На-ряду с кровнородственными общностями племя включало профессиональные объединения охотников, шаманов, знахарей, кузнецов, которые рассматрива-лись как один род, члены которого связаны узами духовного порождения от мифического первоучителя.
      
Племя философов организовано в философскую школу, образуемую ду-ховным порождением от первоучителя. Члены брахманских школ (готра - букв. "корова, семья, племя") объединялись по признаку кланово-мифологического родства, по происхождению от семи великих риши. Кон-фуцианская школа была "даном" - общиной и семьей, поскольку ученики на-зываются "младшими братьями и сыновьями", "сынками", "детками".
      
Как установить преемственность в духовном порождении? Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат, объяснение с со-временниками с помощью опор-ссылок на предшественников, приоритет, за-прет на повтор-плагиат - все это появлялось в процессе воспроизводства ду-ховных кадров, где обет безбрачия вынуждал использовать "инородные" для духовной профессии подрастающие поколения.
      
Новое безбрачие. В традиционном обществе женитьба была фактически, а порой и юридически, обязательным условием получения статуса взрослого. Отсюда - раннее и почти всеобщее вступление в брак. Сегодня одни не всту-пают в брак, так как не приспособлены к нему психологически или физиоло-гически. Другие избегают связанной с браком ответственности, предпочитая удовлетворять половые потребности "на стороне" (раньше это было труднее). Третьи (их довольно много) состоят в фактическом браке, но не регистриру-ют его. Увлеченность работой, карьера, забота о себе оставляют очень мало времени (или сил) на сексуальные отношения. Для ряда профессий обет вре-менного безбрачия является условием успеха.
      
У многих женщин бывают периоды, когда они перестают быть активными в сексуальном плане. Когда вы слишком заняты и слишком устаете трудно встретить подходящего человека. Иногда безбрачие - сознательное решение, истоки которого часто можно отыскать в прошлом, в том, что случилось в самом начале: их отвергли. Если у вас было достаточно неудач, вы призаду-маетесь, стоит ли отдавать свое сердце еще раз. Вы больше не хотите отдавать свои чувства тому, кто ничего не дает взамен. У женщины появляется чувст-во, что ее используют, она выбирает одиночество как форму самозащиты. Решение оставаться одинокой принимается для того, чтобы избежать встреч и напрасных надежд.
      
Одиночество может сыграть положительную роль, если оно залечивает, а не наносит раны. Одиночество, как правило, не является постоянным состоя-нием. Женщины возобновляют сексуальную жизнь, когда находят основания для этого, когда они чувствуют, что способны контролировать свою жизнь и взаимоотношения. Когда они знают, что не станут игрушками в руках других людей, которые используют их и выбросят. Когда они способны решить, что они хотят получить от связи, и когда они хотят ее иметь.
Источники и литература:
1. Попова М.К. Английские отшельницы XIII века: быт и нравы // Общно-сти и человек в средневековом мире. М.; Саратов, 1992.
2. Пэйдж С. Если я такая замечательная, то почему я до сих пор одна? М., 1994.
3. Русское православное женское монашество, XVIII - XX вв. Сергиев Посад, 1992.
4. СадлерУ., Джонсон Т. Лабиринты одиночества. М., 1989.
5. Токарев Е.К. Узы брака и узы свободы // Социологические исследова-ния. 1987. № 10.