Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

 Логичным будет утверждение, что исключить эту привя­занность не удастся, если дети не начнут воспитываться в коллективе примерно до 4 лет. Сказанное не означает унич­тожения естественных отношений между родителями и деть­ми, проникнутых любовью.

 Речь идет только о ликвидации невротических, болезнен­ных отношений. Конечно же, попытка решения этой задачи окончится неудачей, если не будет разрешено в широком масштабе противоречие между семьей и коллективом. Как родители должны любить детей, так и дети должны отвечать им тем же, так, чтобы и те, и другие имели возможность во всей полноте наслаждаться этим чувством. Но, как ни пара­доксально прозвучит сказанное, это-то и предполагает уп­разднение принудительной семьи и воспитания в ней. Мы потерпим неудачу, если не сумеем покончить с запрещением детской сексуальности и вытекающим отсюда чувством выброшенности из общества вследствие желаний и действий сексуального характера. Мы должны всеми средствами препятствовать тому, чтобы в будущем оказались возможными сообщения такого рода:

 "Шестилетний Гарик: "Ради Бога, что случилось?" А произошло нечто неслыханное. Восьмилетняя Любка, едва умеющая писать, "влюбилась" и тайком сунула своему ро­веснику Павлику записку следующего содержания: "Мой сладенький пирожок, моя конфеточка, мой золотой брилли­антик..." "Влюбиться! Такое мещанство! Времена царя Ни­колая давно прошли!" Дело возбужденно обсуждалось, и в наказание Любке запретили целых три дня появляться на детской площадке", — так писала Фанина Халле, доказывая нравственность советской системы и стремясь реабилитиро­вать коммунизм перед всем "нравственным" миром в своей книге, снискавшей широкое признание[27].

 Педагоги и сексологи "социалистической" ориентации, которые не выносят вида двух детей, ласкающих друг друга, будучи не в состоянии понять очарование и природную естественность детской сексуальности, совершенно не при­годны для революционного воспитания нового поколения, несмотря на их пусть даже самые благие намерения. В детском половом возбуждении, в чувственных отношениях между детьми бесконечно больше нравственности, искрен­ности, силы и воли к жизни, чем в тысячах страниц сухого анализа и тезисов. Здесь, и только здесь, в живости детского существа, следует искать гарантию построения общества подлинно свободных людей.

 Сказанное не вызывает сомнений, но было бы вредно считать все проблемы уже решенными в результате одной только этой простой констатации. Мы должны быть готовы к тому, что перестройка психической структуры человека, в результате которой его жизнь будет основываться не на патриархальных и авторитарных началах, а на добровольно­сти и способности радоваться, окажется самой трудной из всех задач, которую нам придется решать.

 Часто механически повторяют марксистское положение о том, что "сам воспитатель должен быть воспитан". Пришло время конкретно представить себе, как следует понимать это положение, и взяться за его реализацию. Воспитатели нового поколения, родители, педагоги, государственные руководи­тели и хозяйственники должны сначала сами быть здоровы в сексуальном отношении, прежде чем они смогут допустить, чтобы воспитание детей осуществлялось правильно с точки зрения сексуальной экономики.

ГЛАВА VII. Какие выводы следуют из борьбы за "новую жизнь" в Советском Союзе?

 Функционер рабочего движения, воспитатель, консуль­тант молодежи и все те, кто постоянно сталкивается с необходимостью решать повседневные задачи воспитания молодого поколения, теперь потребуют конкретных указа­ний для своей работы. Это понятно, но совершенно невы­полнимо. Можно лишь попытаться постигнуть причины провалов революционных переворотов и лишь в общих чер­тах указать средства и пути революционного развития, толь­ко примерно задающие направление, в котором мы должны вести поиски. Мы не можем знать, как в случае нового революционного переворота будет развиваться конкретная ситуация в той или другой стране. Все дело заключается только в применении общих принципов к конкретным си­туациям. Ни в коем случае нельзя предаваться утопическим представлениям о деталях, так как они в каждом случае только блокируют путь к постижению конкретной действи­тельности.

 Один из общих принципов, который можно вывести из анализа процесса торможения сексуальной революции в Советском Союзе, заключается, несомненно, в необходимо­сти создания всех предпосылок и условий сексуального счастья людей. Так как советское законодательство 1917 — 1921 гг., регулировавшее сексуальные отношения, вполне соответст­вовало этому направлению, мы переняли бы эти законы лишь с очень небольшими изменениями. Но этого было бы недостаточно. Необходимы практические шаги, чтобы при­нятые законы действительно дали реальный результат, то есть привели бы к изменениям в психической структуре людей. Кроме того, в Советском Союзе отсутствовали неко­торые меры, которые могли бы направить в упорядоченное русло стихийно начавшуюся революцию в сексуальной жиз­ни.

 Чтобы обеспечить революционное законодательство, ре­гулирующее половые отношения, необходимо изъять забо­ту о сексуальном здоровье населения из ведения урологов и старых профессоров гигиены. Всем должно быть понят­но, что в этой сфере в консервативном обществе нет авто­ритетов, что те, кто считают себя специалистами по сексу­альной гигиене и врачами-сексологами, проникнуты ду­хом аскетизма и страхом перед "чувственным поведением человека". На основе опыта работы с молодежью и в рабо­чих организациях можно сделать несомненный вывод о том, что любой "средний" необразованный, но бодрый те­лом и духом молодой рабочий лучше чувствует вопросы половой жизни и способен вернее судить о них, чем какой-нибудь из этих авторитетов. На основе этой правильной позиции трудящимся удастся без особых сложностей выдви­нуть из своей среды таких функционеров и организаторов, которые сумеют решить вопросы, поставленные сексуальной революцией.

 Переустройство сексуальной жизни должно начинаться с перевоспитания ребенка. Необходимо поэтому, чтобы пе­дагоги переучивались, а массы учились использовать свой верный инстинкт в этих вопросах для критики старых педа­гогов, имеющих неправильное сексологическое образование. Переучить педагогов удастся, вероятно, гораздо легче, чем убедить гигиенистов и специалистов по демографиче­ской политике. В Западной Европе и Америке постоянно множатся признаки того, что воспитатели, принадлежащие к прогрессивному лагерю, стихийно ищут новые пути вос­питания детей и подростков и во многих случаях исповедуют взгляды, суть которых — положительное отношение к сек­суальности.

 Переустройство сексуальной жизни не удастся, если по­литические руководители рабочего движения не будут уде­лять надлежащего внимания этой сфере. Рабочие лидеры, разделяющие принципы сексуального аскетизма, представ­ляют собой труднопреодолимое препятствие на пути к такому переустройству. Нам надо будет привить этим деятелям, некомпетентным в данной сфере и часто страдающим от этого, убеждение в необходимости учиться, прежде чем они получат право руководить.

 Следует также, далее, не пренебрегать стихийно возни­кающими дискуссиями по "половому вопросу" как "отвле­чениями от классовой борьбы", а включать их в общую работу, направленную на создание свободного общества. Рабочее движение никогда больше не должно мириться с тем, чтобы социалисты пасторского типа, интеллектуалы, рассуждающие на этические темы, мечтатели, женщины, страдающие сексуальными расстройствами, имели возмож­ность решать вопросы переустройства сексуальной жизни. Надо знать, что эти люди, побуждаемые неосознанными чувствами, постоянно вмешиваются при обсуждении сексу­альных проблем и заставляют замолчать необразованного рабочего, так как он обычно полагает из уважения к интел­лигенту, что тот лучше разбирается в проблеме. Каждой рабочей организации понадобятся функционеры, хорошо подготовленные в вопросах сексологии, которые будут толь­ко наблюдать за развитием организации с точки зрения сексуального поведения, учиться на этом опыте и стремиться преодолеть трудности вместе с центральной сексологической службой.

 Наряду с законодательством, обеспечивающим положи­тельное отношение к сексуальности и меры по ее защите, необходимы и другие меры, в пользу принятия которых говорят уроки прошлого.

 Например, следовало бы запретить любую литературу, порождающую сексуальный страх. Речь идет о порнографи­ческих и криминальных историях, а также о страшных сказках для детей. Эти книги надо будет заменить литерату­рой, которая описывает истинные чувства восприятия бес­конечно разнообразных источников естественной радости жизни.

 Любое воспрепятствование развитию детской сексуаль­ности со стороны родителей, учителей или властей должно быть исключено. Сегодня еще нельзя сказать, каким спосо­бом это будет осуществлено. Но необходимость юридической защиты детской и подростковой сексуальности больше не вызывает сомнений.

 Самые лучшие законы до тех пор будут стоить не доро­же бумаги, на которой они написаны, пока все заинтере­сованные лица не отдадут себе отчета в том, с какими трудностями придется сталкиваться при положительном от­ношении к детской и подростковой сексуальности при ны­нешних политических условиях и с учетом нынешней структуры человеческой психики. Если бы родители и учи­теля не были сами воспитаны неправильно, если бы они не были сами больны и если бы детям и подросткам могли быть обеспечены наилучшие условия воспитания, то ситуа­ция была бы проще. Но так как этого не происходит, необходимо осуществить, прежде всего, два следующих ме­роприятия:

 а) в различных районах надо будет создать образцовые воспитательные учреждения для коллективного воспитания. В них хорошо подготовленные, реалистически мыслящие и здоровые в сексуальном отношении воспитатели должны внимательно наблюдать за сексуальным развитием подраста­ющего поколения и пытаться решать практические пробле­мы, возникающие при этом.

 Такие учреждения образуют ядро, из которого принципы нового устройства сексуальных отношений будут распрост­раняться повсюду. Это длительная, тяжелая, трудоемкая ра­бота, но только она в долгосрочной перспективе обеспечи­вает возможность справиться с элементами верноподданничества в психологии человека. Наряду с образцовыми воспитательными учреждениями исследовательские инсти­туты совершенно по-иному, чем прежде, изучали бы пси­хологию сексуальности, проблемы предотвращения душев­ных заболеваний и условия сексуальной гигиены. Они виде­ли бы в этом свою задачу, а не в том, чтобы, как раньше, коллекционировать индийские фаллосы и кондомы различ­ных типов.

 б) вне этих центров будет необходимо подготовить в массовом масштабе естественное сексуально-экономическое регулирование половой жизни. В качестве первого принципа должно быть признано, что половая жизнь не является частным делом. При этом сказанное нельзя понимать таким образом, что какой-нибудь чиновник получит отныне право совать нос в чьи-либо интимные дела. Речь идет о том, что забота об изменении сексуальной структуры людей, о формировании у них полной способности к сексуальному на­слаждению не может быть предоставлена частной инициати­ве, а является кардинальным вопросом всей общественной жизни.

 В соответствии с имеющимися экономическими возмож­ностями общество могло бы сразу же принять ряд мер, которые подготовили бы формирование будущего устройст­ва сексуальной жизни. Предпосылкой этих преобразова­ний будет отношение к половой жизни не как к второ­степенному, а то и последнему по важности делу. Следова­тельно, будут предприняты попытки производить хорошие противозачаточные средства таким же технически совершен­ным способом и с таким же вниманием, как изготовляются самые сложные машины. Для того чтобы сделать сексуаль­ную гигиену массовой, необходимо построить централи­зованно управляемые фабрики по производству противоза­чаточных средств и сделать эти средства легкодоступными для населения. Таким образом, пропаганда предупрежде­ния беременности для снижения численности абортов не бу­дет оставаться только на бумаге, а воплотится в практику.

 Необходимо подумать о недопущении повторения сексу­альной катастрофы, подобной той, которую пережил Совет­ский Союз. Для этого следует сразу же после прихода к власти взяться за решение вопроса о помещениях для молоде­жи и неженатых. Молодежь сама с удовольствием практиче­ски решит вопрос с этими помещениями и, почувствовав, что обладает всеми возможностями самой устраивать свою жизнь, конечно же, не устранится от участия в общественно полезном труде.

 Людям необходимо чувство уверенности в том, что рево­люционная власть делает все, чтобы обеспечить возможность сексуального наслаждения всем без ограничений, без всяких "но" и "если". Просвещение масс относительно вреда абор­тов и опасности венерических заболеваний станет излишним в той мере, в какой будет прогрессировать информирован­ность масс относительно ценности здоровой жизни и ес­тественной сексуальности. Население, счастливое в сексу­альном отношении, будет лучшей гарантией общественной безопасности, будет с радостью строить свою жизнь, защи­щаться от любой опасности со стороны реакции.

 Для того чтобы избежать "сексуального хаоса" в армии на флоте и не прибегать снова в будущем к помощи параграфа об уголовном преследовании за гомосексуализм, надо с самого начала приступить к решению одной из труднейших проблем сексуальной экономики общества — к вовлечению женской молодежи в жизнь армии и флота. Как бы невообразимо это ни казалось сегодня военным специа­листам, нет другого пути, кроме указанного, для того чтобы избежать сексуального разрушения личности в результате военной службы.

 Театр, кино и литература не должны больше быть по­ставлены исключительно на службу решению экономиче­ских проблем, как это имеет место в Советском Союзе. Нельзя ликвидировать проблемы любовной жизни, занима­ющие 90 % в литературных произведениях всех времен, невозможно и заменить их возвеличиванием и воспеванием машин. На место реакционной, патриархальной любовной культуры должно будет прийти жизнеутверждение в литера­туре, кино и т.д. Благодаря этому мы убережем себя от возвращения к мещанским формам в этой области, к китчевой сентиментальности.

 Работа в сексуально-политической области не может быть построена лишь на частной инициативе, хаотических усилиях малообразованных в сексуальной области врачей или романтически настроенных и сексуально неудовлетво­ренных женщин. Она должна, как и любое направление общественной жизни, основываться на коллективных нача­лах.

 Проблемы, возникающие в ходе сексуального переуст­ройства общества, требуют небюрократического решения. Сейчас не имеет никакого смысла ломать голову над деталя­ми организации этой работы. Вопрос об организации разре­шится сам собой, если половая жизнь людей будет рассмат­риваться в одном ряду с другими проявлениями жизни человека. Какая-либо центральная инстанция не должна иметь право декретировать переустройство сексуальной жиз­ни. Широкая сеть сексуально-политических организаций будет осуществлять посредничество между массами и науч­ными центрами.

 На информационных собраниях, подобных тем, какие проводили немецкие специалисты в области сексуальной политики, необходимо ставить на обсуждение проблемы сексуальной жизни масс и давать рекомендации по их реше­нию. Так, вопросы, интересующие людей, снова будут воз­вращаться в самую широкую аудиторию.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz