| |||
Главная страница | E-mail |
Националистические и семейные настроения тесно переплетаются с религиозными чувствами, для которых в той или иной мере характерны смутность и мистичность. Этому предмету посвящено бесконечное множество работ. И все же пока еще рано говорить о создании исчерпывающей теоретической работы по данному вопросу. Обратимся к сути проблемы.
Поскольку фашизм столь успешно использует в своих целях мистическое мышление и настроение масс, то борьба с ним может быть эффективной только при условии понимания мистицизма и использования методов просвещения и психогигиены для ликвидации мистической заразы в массах. Скорость распространения научного мировоззрения значительно отстает от скорости распространения мистической заразы. Причина этого отставания заключается в неадекватности нашего понимания мистицизма как такового. Научное просвещение масс началось с разоблачения коррупции церковных сановников. При этом научно-просветительская деятельность адресовалась не чувствам, а интеллекту масс. Сколь бы искусными ни были разоблачения церковных сановников, они не производили никакого впечатления на мистически настроенного человека. Подробные объяснения того, как государство[34] использует жалкие гроши рабочих на поддержку церкви, производили на такого человека не большее впечатление, чем исторический анализ религии в работах Маркса и Энгельса.
Разумеется, атеистические организации также использовали эмоциональные средства при проведении просветительской работы в массах. С этой целью, например, Ассоциация свободных мыслителей Германии устраивала молодежные фестивали просвещения. Несмотря на это, в христианских молодежных организациях насчитывалось приблизительно в 30 раз больше членов, чем в коммунистических и социал-демократических партиях вместе взятых. Если в годы с 1930 по 1932 в коммунистической партии состояло 50 тысяч человек, а в социалистической — 60 тысяч, то в христианских молодежных организациях состояло примерно полтора миллиона человек. По данным национал-социалистов, в 1931 году в их организации состояло около 40 тысяч юношей и девушек.
В апреле 1932 года газета «Proletarische Freidenkerstimme» опубликовала следующие данные о распределении молодежи по организациям:
(Эти данные заимствованы из «Handbuch der Jugendverbande», 1931 г).
Большое значение имеет социальный состав организаций. Так, Ассоциация молодых католиков Германии имела следующий состав:
Рабочие | 45,6% |
Квалифицированные рабочие | 21,6% |
Сельская молодежь | 18,7% |
Предприниматели | 5,9% |
Студенты | 4,8% |
Служащие | 3.3% |
Пролетариат составлял подавляющее большинство. В 1929 году возрастное распределение выглядело следующим образом:
14—17 лет | 51,0% |
17 — 21 год | 28,3% |
21—25 лет | 13,5% |
старше 25 лет | 7,1% |
Таким образом, четыре пятых всех членов ассоциации находились в возрасте достижения половой зрелости или возмужалости!
Если коммунисты в своем стремлении привлечь на свою сторону молодежь выделяли классовый вопрос, то католики ставили на первое место вопрос веры. Коммунисты писали:
«При проведении ясной и последовательной работы вопрос классовой принадлежности возьмет верх над вопросом веры, в том числе и в среде молодых католиков- Необходимо уделять особое внимание не вопросу веры, а вопросу классовой принадлежности, тому страданию, которое объединяет нас и является нашей общей сущностью».
С другой стороны, руководители молодежных католических организаций писали в «Jungarbeiter», №. 17, 1931:
«Огромная и, вероятно, смертельная опасность со стороны коммунистической партии заключается в том, что она добирается до молодых рабочих и детей рабочих в весьма раннем возрасте. Мы очень рады, что правительство- энергично выступает против пагубной деятельности коммунистической партии. В первую очередь, однако, мы надеемся, что немецкое правительство примет суровые меры против борьбы, которую ведут коммунисты с церковью и религией».
В состав Берлинского совета по «защите молодежи от безнравственности и непристойностей» вошли представители восьми католических организаций. В 1932 году Молодежный центр выпустил воззвание, в котором говорилось:
«Мы требуем, чтобы государство использовало все возможные средства для защиты нашего христианского поколения от пагубного влияния похабной прессы, непристойной литературы и эротических фильмов, которые унижают и фальсифицируют национальные чувства.»
Таким образом, церковь защищала свою мистическую деятельность не там, где вели атаку коммунисты, а совершенно в другом месте.
Вышеупомянутая газета «Freidenkerstimme» пишет, что «задача неортодоксальной пролетарской молодежи состоит в том, чтобы показать молодым рабочим, исповедующим христианство, роль церкви и христианских организаций в реализации фашистских мероприятий по защите кризисных законопроектов и экономических, мер». Почему массы христианской рабочей молодежи выступили, против такой критики церкви? Коммунисты рассчитывали, что христианская молодежь сама увидит, что церковь служит капитализму. Почему молодежь не увидела этого? Очевидно потому, что эта сторона деятельности церкви была скрыта от молодежи. Кроме того, благодаря авторитарному воспитанию молодежь стала доверчивой и неспособной к критике. Нельзя забывать и о том, что представители церкви в молодежных организациях выступали против капитализма, и поэтому молодежи было трудно заметить различие в подходах коммунистов и священнослужителей к социальным вопросам. Вначале казалось, что отчетливое различие в их подходах существует только в сфере сексуальности. Создалось впечатление, что коммунисты, в отличие от церковников, положительно относились к подростковой сексуальности. Тем не менее вскоре- выяснилось, что коммунистические организации не только оставили этот важный участок невозделанным, но и в своих осуждениях подростковой сексуальности выступили в согласии с церковью. Меры, принятые коммунистами против немецкого Секспола, были не менее жесткими, чем меры представителей церкви. Говорит за себя и тот факт, что коммунистический пастор Залкинд, который был психоаналитиком, пользовался в Советской России авторитетом в области отрицания сексуальности.
Необходимо понять, что авторитарное государство контролирует и использует родительский дом, церковь и школу для прикрепления молодежи к своей системе и миру своих идей. Государство использовало весь свой аппарат власти, чтобы сохранить неприкосновенными зги институты. Поэтому упразднить их могла только социальная революция. Нейтрализация реакционного влияния этих институтов составляла одно из основных условий осуществления социальной революции. В их упразднении многие коммунисты усматривали основную задачу «Красного культурного фронта». Для выполнения этой задачи решающее значение имело понимание методов и средств, с помощью которых авторитарная семья, церковь и школа могли оказывать столь огромное воздействие. Кроме того, необходимо было обнаружить процесс, овладевавший молодежью в результате таких воздействий. Такие обобщения, как «порабощение» и «огрубление», не давали адекватного объяснения. Это был конечный результат. Необходимо было выяснить процессы, которые позволяют диктаторским интересам закрепляться в психологической структуре масс.
[««] Вильгельм Райх "Психология масс и фашизм" [»»]