| |||
Главная страница | E-mail |
В чужую жену черт ложку меда кладет.
(Русская пословица)
      
Внебрачные половые связи - половые связи лиц, находящихся в браке, с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Они могут носить как эпизодический, так и систематический характер. Вне-брачные связи рассматривались и рассматриваются в большинстве стран как измена, предательство, нарушение взятых на себя обязательств, признаются безнравственными и осуждаются. Во многих странах супружеская неверность признаётся половым преступлением, за которое устанавливается уголовная от-ветственность, а в арабских странах по шариату женщину, уличенную в прелю-бодеянии, забрасывают камнями.
      
Традиционно общественная мораль всегда значительно терпимее относи-лась к внебрачным связям мужчин, чем женщин. Мужчины в большей мере их и оправдывают, т. е. в отношении себя придерживаются более "разрешающих" взглядов, чем в отношении женщин. Женщины предъявляют одинаковые тре-бования как к себе, так и к мужчине, и в большей мере отрицательно относятся к внебрачным связям.
      
Внебрачные контакты чаще всего объясняются половой потребностью, не связываемой с недостатком эмоционального и духовного общения. Большей ча-стью эта потребность удовлетворяется со случайными, малознакомыми партнё-рами или в мимолётных связях с давними знакомыми, сослуживцами (так на-зываемый служебный роман), одним из супругов друзей. Внебрачные связи мо-гут провоцироваться временным отсутствием одного из супругов, алкогольным опьянением, ослабляющим внутренние запреты.
      
В меньшей степени они вызываются любовью к другому человеку, однако, зачастую продолжительная связь может перерасти в любовь. Нередко во вне-брачные связи один из супругов вступает после ссоры, сгоряча, из желания отомстить и самоутвердиться.
      
Стимулирует внебрачную активность неудовлетворённость отношениями в браке (невнимание, холодность отношений, грубость одного из супругов, фри-гидность жены или половое бессилие мужа, неудовлетворённость сексуальны-ми отношениями), причём наиболее значим этот мотив у женщин, а также у обоих супругов с продолжительным семейным стажем.
      
Многие из супругов оправдывают свои связи тем, что переживают с любов-ником много тёплых, приятных минут, общение с любимым человеком помога-ет им снять стресс, злость, усталость, почувствовать себя любимым человеком, что нередко в семье уже отсутствует. Часто для мужчины (возможно, и для женщины), хорошего семьянина и любящего мужа, внебрачная связь является допингом в приобретении уверенности в себе и дополнительной энергии в ра-боте. Однако женщине за такое удовольствие приходится приносить в жертву своё достоинство, встречаясь тайком от знакомых, проводя в одиночестве праздники. Значительная часть молодых девушек и одиноких женщин, поддер-живая связь с женатым человеком, втайне надеются на заключение с ним брака (или мужчина даёт такой повод) и испытывают сильное потрясение, узнав, что их мечтам не суждено осуществиться. Но в большинстве случаев все же любов-ники не претендуют на большее, чем получение эмоционального удовлетворе-ния от физической близости.
      
Статистика свидетельствует, что более половины пар, где один из супругов или оба допускали измену, не разводились и остались в браке. Лишь десятая часть тех, кто развелся, вступили в брак со своим любовником. Внебрачные связи в конечном итоге ведут к охлаждению супругов, нанесению одному из них душевной травмы и зачастую к разводу (иногда из-за чувства вины мужчи-на начинает больше уделять внимания семье, становится более заботливым по отношению к жене и детям и даже желает интимной близости с женой чаще обычного, однако бесконечно разрываться между двумя женщинами он не мо-жет).
      
Культура ревности. Ревность - сомнение в чьей-либо верности, любви. Проявляется широкой гаммой чувств - от лёгкого иронического подтрунивания до вспышек гнева, неприязненного отношения, ненависти вплоть до жестокой злобной мести и убийства. Ревность присуща всем людям. Проявляясь добро-желательно, она способствует усилению любви, взаимной тяги друг к другу. Ревность яростная, злобная, жестокая ведёт к разладу.
      
Для возникновения ревности могут быть объективные (ложные и действи-тельные), так и субъективные причины. В первом случае возможно действи-тельное или воображаемое появление между партнёрами третьего, а то и чет-вёртого лица (у того и другого - "кто-то"), внезапное, неподготовленное изме-нение режима сексуальных отношений (более редкие контакты, изменение тех-ники полового общения) с пристрастными допросами ("в чём дело?", "откуда это?", "кто научил?"). Во втором случае может иметь место действительное из-менение сексуальных потенций партнёров, чаще в сторону ослабления.
      
Виды ревности: собственническая (объект любви рассматривается ревнив-цем как безраздельно принадлежащая ему вещь); соперническая (в каждом че-ловеке ревнивец видит соперника); тираническая (ревнивец выступает в качест-ве тирана своей жертвы, даже получает удовольствие от причиняемых страда-ний); ущемлённости (у ревнивца тревожно-мнительный характер, какой-либо комплекс неполноценности, склонность преувеличивать собственные неприят-ности); обращённая (ревнивец оценивает своего сексуального партнёра исходя из собственного опыта неверности); привитая (ревность зарождается под влия-нием принципов "все мужчины (женщины) таковы").
      
Ревность рассматривается как мера любви одного человека к другому. От-сутствие ревности, наоборот, часто трактуется как признак безразличия, так что в случае сомнений один человек даже может испытывать силу любви другого, пытаясь вызвать в нем ревность. Психологи характеризуют ревность скорее как страх потери, чем демонстрацию любви. Необоснованные и частые проявления ревности свидетельствуют не столько о недоверии партнеру, сколько о неверии в собственную способность удержать взаимные отношения перед лицом даже незначительного соревнования. Когда ревность достигает такой степени, един-ственное, чего ваш партнер не может вам дать, это уверенность. Ваши чувства ненадежности и неполноценности таковы, что вы не можете поверить ничему другому, кроме того, что вас так страшит: ваше место занято кем - то другим.
      
Если в рутине хорошо организованной жизни внезапно появятся значитель-ные, но необъяснимые изменения, подозрения, вероятно, обоснованы. Подозри-тельность всегда разрастается при накоплении доказательств, пока либо полу-чит подтверждение, либо приведет к разводу. При возникновении подозрений позволить себе вспышку ревности и дать партнеру предупреждающий сигнал о вашей обеспокоенности вполне естественно. Вы имеете основания испытывать ревность, если партнер в вашем присутствии возмутительно флиртует с кем-нибудь. Это свидетельствует о его дурных манерах, и вы вправе высказать ему упреки. Но он мог быть далек от мысли обидеть вас, а мог и сознательно про-воцировать вас, чтобы убедиться в вашей любви, или же, переживая обиду, хо-тел развеяться. Однако каковы бы ни были его мотивы, ваша ревность имеет положительную направленность, с тем, чтобы открыто выразить и укрепить свое чувство самоуважения. Ревность неразумна, когда она возникает исключи-тельно из ваших собственных ощущений униженности или ненадежности. Бес-конечные вопросы о том, как ваш партнер проводит время без нас, задаваемые только потому, что вы подозреваете существование другой жизни на стороне, оскорбительны, могут вызвать негодование партнера и оказать самое пагубное действие. Осмотры его белья для выявления физических признаков неверности безрассудны, если вы не располагаете несомненными доказательствами, что он вас обманывает. Неразумно проявлять ревность к людям, которых он знал и любил до встречи с вами. Самого факта, что он с вами в настоящее время, должно быть достаточно, чтобы быть уверенной в его любви. Если вы ревнуете его к прошлому, переживайте это про себя. Если вы никогда не проявляете ва-шу ревность, вы, по-видимому, очень мудры. Однако не позволяйте партнеру обижать себя или подвергать опасности ваши отношения.
      
Если вы никуда не испытывали ревности, то либо вам выпало счастье быть в высшей степени уверенной в себе и абсолютно спокойной за прочность отно-шений, либо вас не трогает мысль, что вы можете потерять партнера.
      
Ревность - серьезная проблема для того, кто обнаружил бесспорную невер-ность партнера. Даже если вы знаете, что в настоящее время нет никаких пово-дов для подозрений, вполне естественно беспокойство о том, что случившееся однажды вполне может повториться, причем путь к подобному заключению те-перь куда короче. Это снижает вашу самооценку, что в свою очередь заставляет вас с еще большей готовностью верить, что партнер предпочтет вам почти лю-бую женщину. Чтобы восстановить доверие, необходима обоюдная деликат-ность. Не следует подвергать партнера ежеминутному перекрестному контролю по поводу каждого шага, чтобы не держать его в постоянной обороне. Партнера нужно убедить, что вы постоянно в курсе его дел, и проводить свободное время вместе с ним.
      
Та женщина, которая находится рядом с мужчиной длительное время, явля-ется матерью его детей и хозяйкой в доме, при прочих равных ему дороже. С течением времени супружества ценности меняются, и характер женщины ста-новится важнее ее сословного и имущественного статуса, а гармония в половой жизни и качество полового акта - важнее внешней привлекательности.
      
Соперничество. Биологической основой ревности является соперничество. Цель соревнования и выбора состоит в воспроизведении наиболее полноценных особей и блокировании размножения неполноценных.
      
Отношение соперников друг к другу бывает разным - от мягкого соревно-вания (танцы, песни) до жесткой турнирной борьбы. Самки (как и девочки-подростки) провоцируют стычки своего претендента с другими самцами. Со-ревнование обеспечивает наблюдающим его особям другого пола возможность выбора брачного партнера. Оно не только взаимостимулирует особей одного пола, но и расслаивает их. Токующих успешно оно подстегивает, а проигры-вающих подавляет, не позволяя генам слабых особей перейти в следующее по-коление.
      
Инстинктивно самка стремится получить для своих потомков гены от вы-дающегося самца. Самцы видов, которым не свойственна забота самцов о самке и потомстве, спариваются со всеми выбравшими их самками. Но у тех видов, у которых самец заботится о самке и потомстве, программа получения элитных генов сталкивается с программой обеспечения самца себе и потомству на весь период размножения. При разбивке на устойчивые пары элитных самцов всем не хватает.
      
Еще недавно считали, что самки тех видов, которые образуют устойчивые пары - строгие моногамы. Однако в последние годы методом биохимического установления отцовства у нескольких видов певчих было обнаружено, что до-вольно часто владелец гнезда и супруг - не генетический отец части или всех птенцов в гнезде. Самка выбрала супруга по программе обеспечения благопо-лучия для себя и потомства, но под влиянием программы заполучения для по-томства лучших генов вывела птенцов от другого самца. А пару с ним образо-вать не удалось, он был уже занят.
      
Многие браки, заключавшиеся по расчету, молчаливо предоставляли не только мужьям, но и женам право иметь любовников, о которых все знали и ко-торые иногда были практически членами семьи. Супруг частенько одалживали друзьям, гостям, соседям. В сексуально открытых браках супруги признают друг за другом право на какие-то, большей частью, краткосрочные сексуальные связи на стороне, удовлетворяющие те потребности, которых не может удовле-творить постоянный партнер.
      
"Песий лай". Мать, жена, сестра, дочь - статусы, сакрализованные как во внутреннем, общем, так и в промежуточном женском, "садово-огородном" кру-гах бытия. Русское слово "блядь" произведено от глагола со значением "блудить", "блуждать", причем оба эти смысла исходно параллельны. Блудница есть именно заблудившаяся женщина, женщина, попавшая на территорию, ма-гически несовместимую с традиционными родовыми женскими статусами.
      
Женщина, попавшая на охотничье-воинскую территорию без сопровожде-ния родственников-мужчин, есть именно женщина заблудшая, блудящая, гуля-щая. Она лишается всех территориально обусловленных магических (статус-ных) оберегов и становится законной добычей любого пса. Она - сука. Она - блядь. Отсюда формула "блядин сын" (исп. hijo de puta).
      
Фраза "пес : твою мать" является формулой магического "уничтожения" оппонента. Мать оппонента была осквернена псом (воином-псом). Пространст-во, на котором был возможен подобный коитус, в силу свершившегося факта не может быть "нормальным", магически положительно маркированным про-странством для зачатия человеческого ребенка, а является "Диким Полем", пространством маргинальным, хтоническим, противоположным "правильному", домашнему пространству. Отец оппонента не был человеком, а сын хтонического существа сам есть существо хтоническое. Мать оппонента самим магическим актом коитуса с псом утрачивает право называться женщи-ной и становится сукой. Оппонент приобретает формульный титул "сукин сын", указывающий на его хтоническое происхождение и не-человеческий статус. Следовательно, оппонент нечист, проклят и фактически мертв.
      
Матерная брань - это "песья брань"; это язык (лай) псов. Они просто так "разговаривают". Когда в пределах "человеческой" территории псы лают, они, в сущности, бранятся матерно - на своем языке. Матерщина не есть перевод песьей речи на человеческий язык. Она есть песья речь - речь охотников, вои-нов-псов.
Источники и литература:
1. Босанац М. Внебрачная семья. М., 1981.
2. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М., 1997.
3. Михайлин В.Ю. Русский мат как мужской обсценный код: проблема происхождения и эволюция статуса // Интернет-магазин "Новое Литера-турное Обозрение": info@nlo.magazine.ru.
4. Пушкарева Н. Л., Экштут С. А. Любовные связи и флирт в жизни рус-ского дворянина в начале XIX века // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996.
5. Юрганов А.Л. Из истории табуированной лексики: Что такое "блядь" и кто такой "блядин сын" в культуре русского средневековья // Одиссей. Человек в истории: История в сослагательном наклонении? 2000. М., 2000.
6. Блуд на Руси. М., 1997.