Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

Глава I. ГАБИТУС СЕМЬИ

§ 1. Семейный вопрос

Семья воюет, а одинокий горюет.
(Русская пословица)

       Кризис семьи. Рынок требует мобильности без скидки на личные обстоя-тельства. Поэтому развитая рыночная экономика - это общество робинзонов: общество одиноких индивидов, не отягощенных партнерством, браком, детьми. Идеальный рынок - безбрачное, бессемейное, бездетное общество. Все великие теории XIX и XX веков предсказывали скорое исчезновение семьи. В основу прогноза были положены следующие тенденции:
       Резкое падение количества заключаемых браков. Во Франции только 25% женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке. Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Откладывание браков не сопровождается откладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением добрачных сексуальных контактов, что неизбежно ведет к числу абортов, осо-бенно при первой беременности, увеличению числа случаев вторичного бес-плодия, внебрачных рождений и отказов от рожденных детей.
       Увеличение числа одиночек. В Париже заре-гистрировано больше холостяц-ких семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения приво-дит к увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых людей, живущих в одиночестве, и женщин, которые должны хотят одни воспи-тывать детей. Общественное содействие и предоставление раз-личных пособий на малолетних детей позволяет жить одному или в одиночку воспитывать де-тей.
       Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25-55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою оче-редь треть бездетны. Из остальных подавляющее боль-шинство - однодетные семьи.
       Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно выби-рает "бездетный" образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей, "сосредоточенных на детях", к семьям, "сосредоточенным на взрослых". Сей-час возникают различные организации для поддержки бездетной жизни, В США возникла Национальное движение за деторождение по желанию, чтобы защитить права бездетных и сражаться с пропагандой рождаемости. Нацио-нальная ассоциация бездетных создана в Великобритании.
       Люди все чаще разводятся. 1999 года в России на 1000 заключаемых бра-ков пришлось 623 развода. Японии, на 100 браков сегодня приходится 24 раз-вода. В США из 100 браков распадаются 55. Во Франции на 100 браков фикси-руется 32 развода. Разведенные все реже вступают в брак повторно.
       Женский вопрос. В древности родовую месть называли женским вопро-сом. Труднее всего уговорить к примирению было женщин. Они особо упорно настаивали на исполнении кровомщения, они же и защищали кровников. Если женщина мстила сама, это приравнивалось к героическому подвигу.
       В начале XIX века в романах французской писательницы Жорж Санд был вновь поставлен женский вопрос - вопрос об освобождении женщин. На пер-вом этапе главной задачей движения женщин, развернувшегося вначале в Ве-ликобритании, являлось получение юридических прав: права на гражданство, права на участие в голосовании, права на доступ к образованию и здравоохра-нению. Это движение называлось "суфражизм". Оно охватило США, Россию, многие страны Европы в XIX - начале XX столетия. В результате женщины обрели право избирать и быть избранными в законодательные органы, право распоряжаться собственностью, право на имущество и детей в случае развода, возможность заниматься наукой, общественной, государственной, политиче-ской деятельностью и т.п.
       С конца ХIХ века начался процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия стали первыми стра-нами, признавшими за женщинами статус граждан, наделив их, начиная с 1893 г., избирательными правами на национальном уровне. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и в Норвегии в 1906-1907 годах, в Дании - в 1915 году, в Германии, в Швеции и Соединенном Королевстве - в 1918 году и в США - в 1920. Во Франции женщинам пришлось ждать этого момента до 1944 года, в Италии - до 1945 года, а в Швейцарии - до 1971 года. Во многих из этих стран первыми получили право голоса лишь некоторые женщины - те из них, которые отвечали критериям землевладения, этническим требованиям и так далее. В большинстве развивающихся стран женщины обрели право голоса одновременно с независимостью, поскольку они были участниками борьбы за свободу. К 1998 году женщины имели это право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия) и в Рес-публике Бруней.
       В программе Славянской секции Интернационала и "Революционном кате-хизисе" М.А. Бакунин требовал полного политического и социального уравне-ния женщины с мужчиной и замены легальной семьи, узаконенной религиозно-юридическим браком, браком свободным, уничтожение не только брака, но и семейного права, которое он неразрывно связывал с правом наследства. Он ра-товал за социальные гарантии матерям и их детям со времени определившейся беременности матери до совершеннолетия их детей. Лейтмотивом женского движения М.А. Бакунин считал борьба за высшее образование. С этой целью в России XIX в. организовывались женские кружки, создавались общества пере-водчиц, издательниц, переплетчиц и типографщиц, женщины добивались от-крытия высших женских курсов.
       Анархизм боролся за освобождение женщин от работ по дому. П. А. Кропоткин писал о женщине: "Она больше не хочет быть вьючным жи-вотным своего дома; довольно с нее и того, что она столько лет своей жизни отдает на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судо-мойкой, горничной!". Освободить женщин предполагалось механизацией до-машнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и общественного пи-тания, столовых для каждой группы домов. "Освободить женщину, - писал П. А. Кропоткин, - не значит открыть для нее двери университета, суда или пар-ламента; потому что освобожденная женщина всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину. Освободить женщину - значит избавить ее от отупляющего труда кухни и прачечной; это значит - устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь дос-таточно много свободного времени, чтобы принимать участие в общественной жизни".
       Мужской вопрос. В основе патриархальной семьи всегда лежала сексуаль-ная и социальная доминантность мужчины. Брак в традиционном понимании подразумевал такой договор, по условиям которого мужчина обеспечивал жен-щине пищу, жилище и оборону, а она отвечала за рождение и сохранение по-томства, уход за ним и удовлетворение мужских сексуальных потребностей. Многие мужчины не в состоянии предоставить женщине ни достойный дом, ни содержание, ни защиту, ни ее участие в общественной жизни. Результатом яв-ляется большое количество сексуальных расстройств у мужчин с низким и средним достатком.
       Лишь твердый доход позволяет ему претворить в жизнь идеал мужчины - надежного кормильца, внимательного супруга и заботливого отца семейства. Поэтому мужчина должен выкладываться на работе, интериоризировать карь-ерные побуждения, эксплуатировать сам себя. Человек, которому необходимо кормить жену и двое детей, делает все, что ему говорят.
       Ради жены и детей мужчина вынужден подчинять себя на работе чужой во-ле и чужим целям. Полная отдача в профессии ради чего-то, чем потом невоз-можно заняться ввиду отсутствия свободного времени, отсутствия желания и сил. Только благодаря большему участию женщин в наемном труде мужчины сбрасывают с себя иго роли единственного кормильца.
       Напряженный бизнес характеризуется четкой зависимостью половой актив-ности предпринимателей от успешности их дел. По некоторым данным, у лю-дей, подвергшихся принудительным методам воздействия, получившим угрозы о физическом уничтожении, может развиться патоспермия, т. е. ухудшение по-казателей спермограммы, вплоть до исчезновения сперматозоидов.
       Детский вопрос. Сексуальная революция позволила женщине распоря-жаться своим телом и сексуальностью. Контрацепция отделила секс от репро-дукции. Женщина приобрела сексуальную автономию, но мужчина перестал нести ответственность за последствия полового акта. В патриархальном обще-стве за ребенка отвечал отец. Теперь этот ребенок зачастую не нужен никому, даже маме. Жизнь открывает ей заманчивые возможности, нередко подавляю-щие инстинкт материнства.
       В 1980 г. только 10 % новых граждан Евросоюза родились вне брака, в 1997 г. - 25 %. Лидером по рождению детей без отца оказалась вполне благо-получная Исландия. За ней идут Швеция, Норвегия, Эстония. У нас в стране вне брака рождается почти каждый третий малыш.
       Положение ребенка, окруженного кучей любящих родственников, не при-выкшего к заботе о младших, не имеющего возможности подражать старшим, не совсем комфортно. Следствиями являются деморализация молодежи, разрыв поколений, молодежная контр-культура, постепенное ухудшение качества насе-ления.
       Ребенок, при всех заботах и хлопотах о нем, дает взрослому больше, чем тот ему. Он ему позволяет прожить еще одну, две, три жизни (по числу детей), глядя на каждую из них широко раскрытыми глазами ребенка.


Источники и литература:
1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
2. Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи. М., 1987.
3. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе. М., 1978.
4. Семья в изменяющемся мире. Сыктывкар, 1994.
5. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
6. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz