Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

 Она не могла сказать ничего положительного, разве что выразить глубокое презрение к готтентотам и высмеять тяже­лую борьбу молодежи за новые формы жизни в сфере сексу­альных отношений. Вместо того чтобы понять и помочь, вместо того чтобы развивать новое из старых форм, Смидо­вич следующим образом суммировала основные положения сексуальной идеологии комсомольцев, чтобы поиронизировать на ее счет:

 "1. Каждый комсомолец, каждый рабфаковец и вообще любой зеленый юнец может и имеет право реализовать свое половое влечение. По каким-то непонятным причинам это считается непреложным законом. Половое воздержание клеймится как "проявление мещанства". 2. Каждая комсо­молка, каждая рабфаковка или другая учащаяся, на которую пал выбор того или иного парня, — кстати, я не могу судить, откуда у нас на Севере появились такие африканские стра­сти, — должна быть покорна ему, иначе она "мещанка" и не заслуживает звания пролетарской студентки. Теперь 3-я, последняя часть этой своеобразной трилогии. Бледное, из­мученное лицо девушки, почувствовавшей себя матерью, с трогательным выражением на нем, свойственным беремен­ным женщинам. В приемных "комиссий по разрешению абортов" можно прочитать немало таких печальных историй о комсомольской любви..."

 При чтении этих строк нас озаряет гордость "нордиче­ского", сексуально "чистого" человека, то есть Смидович, по отношению к типичному недочеловеку, например готтенто­ту. Но не додумался "нордический" человек до простого выхода — до того, чтобы научить девушек избегать беременности, применяя для этого противозачаточные средства, и до того, чтобы позаботиться об обеспечении гигиеничных усло­вий половой жизни. Ведь иначе советская культура не смогла бы конкурировать с американской. Тем не менее ничего не помогло. Эти слова Смидович красовались на афишных тумбах в Германии как образец "коммунистической сексу­альной идеологии"!!

 И как всегда, когда не отваживаются понять юношескую сексуальность, в Советском Союзе в конце периода тяжелых конфликтов с молодежью был провозглашен лозунг: "Воздер­жание!". Лозунг столь же удобный, сколь и запутывающий, катастрофический и невыполнимый. Фанина Халле сообща­ет:

 "Представители старшего поколения, втянутые в дискус­сию, — ученые, специалисты по социальной гигиене, пар­тийные работники — занимали тогда позицию, близкую ко взглядам Ленина, которую народный комиссар здравоохра­нения Семашко следующим образом сформулировал в пись­ме к учащейся молодежи: "Товарищи, вы пришли в высшие учебные заведения и техникумы, чтобы учиться. В этом ведь и заключается сейчас главная цель вашей жизни. И подобно тому, как все ваши побуждения и намерения подчинены этой главной цели, ради которой вы должны отказывать себе в удовольствиях, потому что они вредно сказываются на вашей главной цели — учебе, на намерении стать активными участниками строительства новой жизни, вы должны подчи­нить этой цели все остальные области своей деятельности и своего бытия. Государство пока еще слишком бедно, чтобы взять на себя материальную помощь вам, воспитание детей и обеспечение родителей. Поэтому наш совет — воздержа­ние!"

 И в Советском Союзе повторилось явление, с незапамят­ных времен по пятам следующее за воздержанием, — сексу­альная безнадзорность.

 Следует энергично протестовать против ссылки на Лени­на, вводящей в заблуждение. Ленин никогда не защищал аскетизм молодежи. Кто подумает, что Ленин был настолько ограниченным, чтобы подразумевать под "жизнерадостно­стью и бодростью, вызванными также и полнотой любовной жизни" аскетизм ученых-импотентов и искалеченных жиз­нью специалистов по сексуальной гигиене?

 Тех представителей руководящих кругов Советского Со­юза, которые именно в решающие годы были облечены политической ответственностью, нельзя упрекнуть в том, что они не знали, как справляться с имеющимися трудностями. Упрекнуть их следует в том, что они уклонялись от трудно­стей, двигаясь по линии наименьшего сопротивления и наибольшей неудачи. Они виноваты в том, что, будучи революционерами, не задались вопросом, в чем же смысл происходящих событий, и в том, что, говоря о революцион­ном преобразовании жизни, не попытались отыскать или осуществить эту революцию в самой жизни. Эти люди ви­новны в том, что они рассматривали действительно господ­ствовавший хаос как "нравственный хаос" в соответствии с представлениями приверженцев политической реакции, а не как хаос времени перехода к новым, коммунистическим формам сексуальности. Не в последнюю очередь их следует упрекнуть за то, что они отвергли подходы к пониманию проблем половой жизни, сформулированные приверженца­ми немецкой революционной сексуальной политики.

 В чем же заключались трудности, которые, став слишком большими, вызвали торможение? Прежде всего, сексуальная революция происходит иначе, нежели экономическая. Она осуществляется не в формах, выражающихся в законах и планах, а в скрытых, потаенных и обремененных эмоцио­нальными моментами, отличающихся друг от друга в милли­оны раз деталях личной жизни. Справиться с сексуальным хаосом, воздействуя на эти детали, невозможно из-за одного только их обилия и сложности. Из этой невозможности выводится теория, суть которой в утверждении: "Частная жизнь мешает классовой борьбе, поэтому частной жизни не существует!"

 Конечно, нельзя пытаться в одиночку выйти из хаоса, справляясь с ситуацией в каждом отдельном случае. Это не соответствовало бы и нашему основному воззрению, соглас­но которому проблемы решаются действиями масс, а не индивидов, но среди личных трудностей встречаются и та­кие, которые затрагивают миллионы людей. Это, например, вопрос, до крайности занимающий каждого хоть сколько-нибудь здорового юношу в любом уголке Земли: как бы ему побыть наедине со своей девушкой? Нет сомнения, что решение одного только этого вопроса, то есть создание возможности быть вместе с целью беспрепятственного поло­вого общения, завоевало бы всю молодежь, так как она почувствовала бы себя понятой. Одним ударом было бы устранено весьма существенное проявление хаоса. Ведь если в каком-то городском квартале четыре тысячи юношей не знают, где они могли бы обнять своих девушек, то они будут делать это в подворотнях и темных закоулках, мешая друг другу, вызывая ревность и ссоры. Короче говоря, они-то и создают "хаос". Но ни в одной, буквально ни в одной из существующих политических организаций не прозвучало до сих пор недвусмысленного заявления в пользу создания квартир для молодежи специально в целях беспрепятственного полового общения. Это только одна деталь того, что привер­женцы сексуальности пытались осмыслить и выразить с помощью лозунга: "Политизация частной жизни".

3. Объективные причины торможения

 Причины описанных выше фактов торможения заключа­лись в необразованности и предвзятости, свойственных от­ветственным работникам. Но размах революции был столь велик, что препятствия, воздвигавшиеся отдельными функ­ционерами и старыми реакционными профессорами, не смогли бы устоять, если бы не трудности объективного про­цесса, на которые смогли ссылаться партийные функционе­ры, защищая свою не особенно надежную позицию.

 Было бы, следовательно, ошибкой утверждать, что в Советском Союзе сексуальная революция, а с ней и культур­ная революция потерпели неудачу из-за неразумия и боязни сексуальности, характерных для руководящих кругов. Это было бы субъективистское воззрение, противоречащее исто­рическому материализму. Движение такого размаха, каким была сексуальная революция в Советском Союзе, может быть заторможено только в результате столкновения с очень серьезными объективными препятствиями. Они могут быть с большей или меньшей степенью точности сведены в четыре группы:

 1) трудность всего процесса перестройки старого обще­ства на новых началах, в особенности культурная отсталость старой России, гражданская война и голод;

 2) отсутствие учения о сексуальной революции, которое соответствовало бы глубине произошедшего переворота. Не следует забывать, что советская сексуальная революция была первой революцией такого рода;

 3) структура характеров людей, отрицающая сексуаль­ность, то есть та конкретная форма, в которой законсерви­ровался патриархат, насчитывающий тысячи лет и означаю­щий подавление сексуальности;

 4) конкретные осложнения в такой взрывчатой и содер­жательной сфере жизни, какой является сексуальность.

 Эти четыре группы объемлют еще не все факторы, но они позволяют нам получить общее представление о предпосыл­ках, на которых могла основываться деятельность отдельных партийных работников, оказывая тормозящее воздействие.

 Нет никакого сомнения в том, что гражданская война 1918 — 1922 гг., сменившая трехлетнюю бойню, выставила процессу разрушения старых форм жизни в результате соци­альной революции оценку, едва тянущую на "гротескно" и "опасно". Ужасные голодные годы — 1921-й и 1922-й — резко снизили средний психический и материальный уро­вень жизни бедствующих народных масс и вызвали, мягко говоря, настоящие переселения народов.

 По сообщениям Коллонтай, Троцкого и многих других революционеров, тысячам семей, жителям целых поселков приходилось покидать свои родные места и перебираться куда глаза глядят в поисках хоть какого-нибудь пропитания. Случалось нередко, что по дороге матери оставляли детей, а мужья — жен на произвол судьбы. Многие женщины были вынуждены продавать свое тело, чтобы только продлить жалкое существование себе и своим детям. Численность беспризорных детей неизмеримо выросла. В такой обстанов­ке стремление молодежи к сексуальной свободе приняло, естественно, иные формы, чем если бы это было в спокойных условиях. Место болезненной и беспокойной борьбы за ясность и переустройство сексуальных отношений заняло огрубление половой жизни. О том же, что должно прийти на место "старого", не было никаких представлений. В принци­пе, это огрубление просто означало проявление структуры, испокон века свойственной человеку, чья личность органи­зована на патриархальных началах, структуры, которая су­ществует более или менее скрыто и только время от времени проявляется в виде эксцессов.

 Революция была столь же мало виновна в этом так называемом "сексуальном хаосе", как, например, граждан­ская война или голод. Революционеры ведь не хотели граж­данской войны. Революция лишь свергла царизм и покон­чила с капитализмом, и ей пришлось взяться за оружие, когда изгнанные решили вернуть себе отнятые власть и землю. Разразившийся же сексуальный хаос был, наряду с прочим, следствием свойственного состарившимся партработникам неумения справиться с прежними структурами, неспособны­ми к восприятию свободы.

 Если проанализировать взгляды ответственных советских руководителей на развивающийся хаос и оценки этого про­цесса, то можно однозначно констатировать, что хорошо знакомый нам страх перед сексуальной свободой замутнял взгляд, когда заходила речь о действительных трудностях и их причинах. Как жертвы, так и носители сексуальной рево­люции обвинялись в утрате чувства ответственности, но ведь устаревшая сексуальная мораль на протяжении тысячелетий подавляла сексуальную ответственность, неразрывно связан­ную с полноценной в сексуальном отношении структурой характера.

 В особенности же обвиняли молодежь в том, что сексу­альные связи между полами становятся все слабее. При этом забывали, что никогда и не было действительно здоровых связей, приносящих удовлетворение, а то, что не существо­вало, нельзя было и ослабить. Если что в действительности и ослабло, так это принуждение в семейных отношениях — результат экономической зависимости — и давление мораль­ной совести на молодежь. Если что и погибло, то не здоровые сексуальные отношения, а авторитарная мораль, бременем лежавшая на народе и запечатлевшаяся в сознании глубже, чем идеи бунта. Речь идет о той морали, которая всегда достигала результата, обратного намерениям. Никому не следовало оплакивать эту мораль.

 Во всех тех случаях, когда требовались объяснения ситу­ации, проявлялась растерянность. Бедственным экономиче­ским положением, например, пытались объяснить случай­ные половые связи, замеченные у немецкой молодежи и чуть позже как нечто само собой разумеющееся прекратившиеся. Это была ложная интерпретация.

 Никогда материальная нужда сама по себе не ведет к случайным связям. Исключением является только проститу­ция. Следовательно, не могли отличить бедствия, порожден­ные гражданской войной и тяжелым экономическим поло­жением, от проявлений новой жизни. Последние, будучи сами по себе здоровыми и оптимистическими, должны были показаться "сексуальным хаосом" всем тем, кто находился под грузом старых понятий. А ведь половой акт между 17-летним юношей и 16-летней девушкой может представ­лять собой одно или другое. Так, половой акт хаотичен, противоречит принципам сексуальной экономики, вреден для молодежи и опасен для общества, если он совершается в неблагоприятных условиях, если нездорова внутренняя психическая структура его участников, если они испытывают страх, давление моральных предписаний и совести и не переживают удовлетворения, короче говоря, если эта бли­зость проникнута хаосом, свойственным нашему времени. С другой стороны, в какой-то мере можно приблизиться к сексуальности будущего, совершая половой акт в благопри­ятных условиях, если структура личности молодых людей способна к счастливой любовной жизни, если они полно­стью сознают ее величие и важность и если близость проис­ходит без чувства вины и страха перед авторитетами и нежеланными детьми, для воспитания которых нет возмож­ности.

 Существует большое различие между тем, когда двое мужчин, испытывающих сексуальный голод, насилуют жен­щину или с помощью алкоголя склоняют ее к половому акту, и тем, когда двое самостоятельных людей разного пола, сознающих свою сексуальность и способных проявить ее, сознательно проводят друг с другом во время отпуска только одну счастливую ночь. Существует различие между тем, когда мужчина безответственно бросает на произвол судьбы жену и детей ради легкой связи, или тем, когда он, будучи сексу­ально здоровым, пытается сделать более терпимым невыно­симый для себя гнетущий брак, поддерживая втайне счаст­ливые отношения с другой женщиной. Этих примеров может быть достаточно, чтобы показать следующее:

 1. То, что людям, отравленным авторитарным сексуаль­ным устройством, представляется хаосом, не обязательно должно быть таковым, а напротив, может быть проявлением активности психического организма, сопротивляющегося непереносимым условиям жизни.

 2. Что многое, из являющегося хаосом, на деле — не моральная вина молодежи, а выражение неразрешимого про­тиворечия между естественными половыми потребностями и окружающим миром, противящимся стремлению всех и каждого к их удовлетворению.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz