Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

Часть II. БОРЬБА ЗА "НОВУЮ ЖИЗНЬ" В СССР

Сексуальная реакция в России

 Но если конструирование будущего и провозглашение раз на­всегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем, — я говорю о беспощадной критике всего суще­ствующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед стол­кновением с власть предержащими ".

 Карл Маркс

 В последние годы множатся сообщения о реакционном развитии в сфере сексуальной и культурной политики в Советском Союзе. Они вызывают разочарование, заставляя проститься с надеждами.

 В июне 1934 г. в Советском Союзе снова был введен параграф уголовного кодекса, предусматривающий наказа­ние за гомосексуализм. Учащаются слухи о преследовании гомосексуалистов. Сторонники сексуальной реформы в Ав­стрии и Германии, ведя на протяжении полутора десятиле­тий борьбу против параграфов уголовных кодексов своих стран, карающих за гомосексуализм, вновь и вновь указыва­ли на прогрессивный Советский Союз, отменивший это наказание.

 С недавних пор стало более трудным прерывание бере­менности в случае первых родов и для матерей, имеющих только одного ребенка, притом что аборт и так был объектом преследований. Немецкое движение за регулирование рож­даемости, борясь против политической реакции, видело мощную опору в первоначальной позиции Советского Союза по этому вопросу (пример — кампания Вольфа — Кинле в 1932 г.). Теперь мы все чаще слышим о торжестве противни­ков свободных абортов. Советский Союз также отворачива­ется от своих прежних взглядов.

 Немецкое издательство "Ферлаг фюр зексуальпопитик" ("Издательство сексуально-политической литературы". — Прим. пер.)  издало в 1932 г. при участии различных молодеж­ных организаций написанную мной книгу "Борьба молоде­жи за свои сексуальные интересы", чтобы показать мои взгляды и результаты практической деятельности в этой области. В работе среди молодежи мы ссылались на свободу в сексуальной сфере, предоставленную в Советском Союзе молодым, что и нашло отражение в моей книге. Коммуни­стическая партия Германии в 1932 г. запретила распростра­нение книги, а годом позже и нацисты внесли ее в список запрещенных. А теперь мы слышим, что молодежь Советско­го Союза ведет тяжелую борьбу против старых врачей и некоторых высокопоставленных чиновников, которые вновь и вновь возвращаются к старой теории аскетизма. Мы не можем больше ссылаться на сексуальную свободу советской молодежи и видим смятение, которое охватило западноевро­пейскую молодежь, не понимающую, что происходит в СССР.

 Мы читаем и слышим, что в Советском Союзе снова превозносится и "укрепляется" принудительная семья. Как стало известно во время написания этих строк, планируется отмена брачного законодательства, принятого в 1918 г. В борьбе против законов, являющихся юридической базой принудительного брака, мы всегда успешно опирались на советское брачное законодательство. Мы могли видеть под­тверждение слов Маркса о том, что социальная революция "отменяет принудительную семью", и нам приходилось ве­сти трудную работу, чтобы объяснить людям, связанным семьей, необходимость и полезность этого процесса. Сегодня торжествует реакционная политика в области семьи. Нам говорят: "Смотрите, с вашими теориями дело дрянь. Даже Советский Союз отказывается от лжеучения о разрушении авторитарной семьи. Принудительная семья была и остается основой общества и государства".

 Мы читаем и слышим, что в связи с решением вопроса о беспризорности на родителей вновь возлагается ответст­венность за воспитание детей. В своей педагогической и культурной работе мы исходили из того факта, что в Совет­ском Союзе власть над детьми была отобрана у родителей, а заботу об их воспитании передали всему обществу. Коллективизация воспитания детей была для нас, несомненно, одним из основных процессов развития социалистического общества. Каждый прогрессивно настроенный рабочий, лю­бая мать, наделенная ясным умом, признавали и одобряли это направление развития общественной жизни в Советском Союзе. Ведя работу среди масс, мы боролись против собст­веннического инстинкта и злоупотребления властью со сто­роны матерей по отношению к детям, применяли все наши знания, чтобы показать матерям, что детей у них не "отни­мают", но что общественное воспитание детей должно снять с них тяготы и заботы. Мы добились успеха. Теперь же реакционно настроенные педагоги могут сказать: "Смотрите, даже в Советском Союзе покончили с глупостями, восстано­вив естественное право и вечную власть родителей над детьми".

 Я рекомендую читателю достать русскую книгу Есипова-Гончарова "Я хотел бы быть как Сталин" ("I want to be like Stalin", 1947 г.). Эта книга была издана русским комиссари­атом воспитания (Наркомпросом. — Прим. пер.), то есть официально. Она представляет собой самое гнусное изо всех тех злоупотреблений детским характером в соответствии с целями власть предержащих, которые встречались мне за 30 лет работы психиатра.

 В советских школах давно отказались от Далтон-плана. Методы обучения приобретают все более авторитарный ха­рактер. Мы давно уже не можем опираться на советский опыт в борьбе, которую ведем в сфере педагогики за самоуп­равление детей и уничтожение авторитарной формы школы.

 Борясь за рациональное половое просвещение детей и юношества, мы всегда ссылались на успехи Советского Со­юза в этой сфере. Но вот уже который год мы ничего не слы­шим о каких-либо новых достижениях, кроме того разве, что идеология аскетизма принимает все более жесткие формы.

 Следовательно, нам приходится констатировать тормо­жение сексуальной революции, более того, возвращение вспять к формам регулирования любовной жизни, основывающимся на авторитарной морали.

 Мы узнаем из самых различных источников, что в Со­ветском Союзе сексуальная реакция постоянно берет верх, а прогрессивные круги не в состоянии объяснить эти процес­сы, пытаются обрести ясность и не находят ее, оказываясь поэтому бессильными перед злоупотреблениями властью со стороны реакции. Замешательство как в Советском Союзе, так и вне его ставит, таким образом, на повестку дня вопрос о советской сексуальной политике. Что случилось? Почему сексуальная реакция берет верх? Из-за чего потерпела крах сексуальная революция? Что следует делать? Это вопросы, которые сегодня должны интересовать каждого воспитателя, любого, кто занимается социальным попечением, и каждого теоретика или практика экономической политики.

 Аргумент, в соответствии с которым политическая реак­ция может помешать открытому обсуждению этого вопроса, несостоятелен. Во-первых, политическая реакция никогда не сможет встать на точку зрения научной сексуальной полити­ки, чтобы выступить против нынешних мер, принимаемых в Советском Союзе. Напротив, она торжествует, наблюдая за этими мерами. Во-вторых, прояснение данного вопроса в европейском и американском рабочем движении важнее оглядки на возможный престиж. Замешательство вредит. Во Франции "Юманите" уже провозгласила борьбу за спасение "расы" и "французской семьи". Реакционные меры, прини­маемые в Советском Союзе, сегодня известны каждому и их нельзя отрицать.

 Регресс в сексуальной сфере, наблюдаемый в Советском Союзе, связан с обидами вопросами революционного куль­турного развития. Мы знаем, что направление движения к самоуправлению в общественной жизни отступили в пользу авторитарного руководства обществом. Регресс, проявляю­щийся в сексуальной сфере, наиболее четко и яснее всего осознается именно здесь, так как сексуальный процесс в обществе всегда был ядром процессов его культурного раз­вития. Мы видим это на примере политики фашизма по отношению к семье столь же ясно, как и в истории перво­бытного общества при переходе от матриархата к патриарха­ту. В первые годы существования коммунистического госу­дарства коренному изменению экономических отношений сопутствовала революция в сексуальной жизни. Эта сексу­альная революция была объективным выражением револю­ционного преобразования культуры. Без понимания сексу­ального процесса в Советском Союзе нельзя понять и про­исходящий там процесс культурного развития.

 Катастрофичной окажется та ситуация, в которой вожди революционного движения попытаются защищать реакци­онные, мещанские взгляды, используя ярлык "мелкобуржу­азности", наклеиваемый на приверженца сексуальной рево­люции. Возвращение к китчу в различных формах является только выражением неудачи прорыва вперед.

 В этой работе мы лишь в самом общем виде намечаем соотношение между торможением сексуальной революции и регрессом в культурно-политической сфере. Может быть, в ближайшее время удастся получить материал, необходимый для уяснения общих вопросов культуры. Полезнее все же исследовать сначала ядро культуры, чем поступать наоборот, запутывая общую дифференцированную проблему культуры без знания ее основы, структурированной в соответствии со структурой человеческой личности.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz