Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

 Вильгельм Райх
Сексуальная революция

Предисловие к русскому изданию

 Вильгельма Райха безусловно следует отнести к числу выдающихся представителей психологической мысли наше­го столетия. И время, которое является самым верным кри­терием, подтверждает это все усиливающимся интересом к его теоретическим воззрениям и практической деятельности в области психотерапии. Его новаторский взгляд на природу и жизнь человека, признание безусловной важности и спо­собности к чувственным переживаниям и абсолютной необ­ходимости полноценных сексуальных отношений, не огра­ниченных запретами и принудительными требованиями со стороны общества для гармоничного бытия человека в мире, до настоящего времени остаются до конца не осознанными и не принятыми в обществе, все еще стоящем в этом смысле на авторитарно-тоталитарных позициях.

 "Сексуальная революция" В.Райха является страстным призывом автора к отказу от принципа принудительной мо­ральной регуляции взаимоотношений полов со стороны пат­риархально настроенного общества, основанной на подавле­нии естественной биологической потребности людей в угоду экономическим соображениям и приводящей к неэффектив­ному использованию энергетических ресурсов человечества.

 В современной трактовке сексуально-экономические принципы В.Райха, скорее, следует рассматривать как сек­суально-энергетические, то есть как необходимость разумно использовать энергию жизни.

 Современному читателю книги, очевидно, следует учесть факт очарованности и идеализации автором событий поли­тической и общественной жизни, имеющих место в после­революционной России, и вытекающими отсюда спорными, а порой и неправильными их трактовками, а также простить автору чрезмерную скрупулезность в изложении фактическо­го материала.

Предисловие к IV изданию (1949 г.)

 Прошло двадцать лет с тех пор, как материал первой части этой книги был собран воедино и под названием "Половая зрелость, половое воздержание, брачная мораль" передан для публикации венскому издательству "Мюнстер Ферлаг". Двадцать лет — не так уж много по биологическим меркам, но за это бурное начало XX века на человеческое общество обрушилось больше бедствий, чем за многое пред­шествующие столетия. Мы вправе сказать, что все понятия, которые человечество выдвинуло для объяснения своего бытия, за эти два десятилетия оказались под сомнением.Но, конечно же, ни одно из них не постиг такой крах, как основанную на принуждении сексуальную мораль, которая чуть более тридцати лет назад предельно четко определяла нормы этой сферы человеческой жизни. Сейчас мы пережи­ваем подлинный переворот, охвативший все аспекты поло­вой жизни человека. Сильнее всего он сказался на взглядах, касающихся половой жизни детей и юношества.

 В 1928 г., когда я основал в Вене "Социалистическое общество сексуальных исследований и консультирования по сексуальным вопросам", отвергалось само существование прав детей и подростков в сексуальной сфере. Терпимое отношение родителей к играм детей с половыми органами было немыслимо, не говоря уже о взгляде на такие игры, как на проявление естественного, здорового развития. Даже мысль о том, что подростки стремятся удовлетворить свою потребность в любви с помощью обычных дружеских объя­тий, приводила в ужас. На каждого, кто хотя бы считал возможным существование таких прав, обрушивались пото­ки клеветы. В борьбе против первых попыток защиты права детей и юношества на любовную жизнь объединились люди, относившиеся друг к другу враждебно, более того, с ненави­стью, — приверженцы различных конфессий, социалисты, коммунисты, психологи, врачи, психоаналитики и т.д. В моих консультационных пунктах по сексуальной гигиене, а также на собраниях приверженцев умственной гигиены, памятных, наверное, некоторым австрийцам, выступали эти­ки и софисты, пророчившие гибель человечества вследствие распространения аморальности. Политики, безответствен­ным образом обещавшие массам рай земной, изгоняли нас из своих организаций, так как мы защищали права детей и подростков на естественную любовь. Моя чисто врачебная защита их биологических интересов, по мнению политиков, грозила тяжелыми последствиями для всей социальной и экономической структуры общества. Я имею в виду их на­падки на столь разные явления, как квартиры для подрост­ков, обеспеченное существование родителей, воспитателей и подростков, изменение структуры характера воспитателей, критика всех политических направлений, основывавших свою деятельность и существование на представлении о бес­помощности, присущей характеру человека, развитие внут­ренней самостоятельности как свойства человеческого ха­рактера, а тем самым и как свойства масс, саморегулирование в воспитании детей, а следовательно, постепенное превра­щение и взрослых в самостоятельные личности. Одним сло­вом, под угрозой оказались первые попытки больших изме­нений биологической конституции человека.

 Давление, которому наша социально-гигиеническая ра­бота подвергалась со всех сторон, было столь велико, что я решился уехать в Германию. В сентябре 1930 г. я оставил свою в высшей степени успешную врачебную практику и преподавание психоанализа и перебрался в Берлин. С тех пор я видел Австрию только один раз —в апреле 1933 г. Выступая во время этого краткого посещения Вены на большом собра­нии студентов Венского университета, я смог сделать неко­торые выводы из своей работы применительно к пониманию фашизма. Катастрофа в Германии казалась мне как психи­атру и биологу результатом биологической беспомощности человеческих масс, покорившихся воле немногих властолю­бивых бандитов. Я был благодарен за понимание, которое встретил у молодой интеллигенции Вены, тогда как ни один политик не проявил интереса к моему выступлению.

 С тех пор проблема биологии человека-зверя выросла до небывалых размеров. Сегодня, в марте 1949 г., мы в Соеди­ненных Штатах Америки оказались в самом центре трудной борьбы за признание биологической революции, на протяже­нии последних десятилетий охватившей человечество. Де­тальное изложение увело бы слишком далеко, но следует, тем не менее, подчеркнуть лишь одно обстоятельство.

 Сегодня, в 1949 г., в Америке стало предметом оживлен­ных общественных дискуссий как раз то, что в 1920 — 1930 гг. казалось в Австрии столь чуждым и опасным. Пере­лом наступил примерно в 1946 г., вскоре после Второй мировой войны. В ежедневных газетах стало появляться все больше статей, авторы которых ратовали за естественность детского генитального самоудовлетворения. Идеи движения за умственную гигиену, широко распространившегося в стране, овладели общественным сознанием. Сегодня в Аме­рике понимают, что будущее человеческого рода зависит от решения вопроса о структуре человеческого характера. В последние два года в воспитании детей особенно распрост­ранилось модное понятие — "саморегулирование", которое начало проникать в широкие массы. Правда, и здесь, как и в других сферах, на чиновничьих должностях встречаются сексуальные лицемеры, возмущающиеся даже при упомина­нии о саморегулировании. Но это ведь политические карье­ристы худшего сорта. В прогрессе же массового движения за умственную гигиену и в одобрении биологически естествен­ной сексуальности детей и юношества сомневаться не при­ходится. Мировоззрению, означающему отрицание жизни, противостоит мировоззрение, приверженцы которого гово­рят жизни "да".

 Хотя я не считаю, что победа уже достигнута. Предстоит еще трудная борьба на протяжении не одного десятилетия. Однако я утверждаю, что принципиальное одобрение есте­ственной любовной жизни становится позицией все более широких кругов, несмотря на существование многочислен­ных и опасных врагов. Насколько я знаю, Америка — единственная страна, основными элементами Конституции которой являются "Жизнъ, свобода и стремление к счастью". Заверяю читателя, что я вполне отдаю себе отчет в сущест­вовании в Соединенных Штатах и реакционных течений. Но здесь, как нигде в другом месте, существует возможность выступить за стремление к счастью и права жизни. Книга Александра Нейла "Проблема семьи", в полной мере пред­ставляющая сексуально-экономический принцип в воспита­нии, была распродана в тысячах экземпляров сразу же после выхода. Да и предлагаемая вашему вниманию книга "Сексу­альная революция" встретила положительный отклик. В Аме­рике существуют мощные и признанные организации роди­телей и воспитателей, придерживающихся принципа само­регулирования, а следовательно, и сексуальной экономики. Этот принцип жизни, включая сексуальный элемент, препо­дается в университетах. То там, то здесь этот подход сталки­вается с нерешительностью, замалчиванием, а подчас и враждебностью, но все же общественность энергично взя­лась за массовую сексуальную гигиену.

 Я охотно расширил бы эту книгу, приведя ее в соответ­ствие с современным уровнем знания, но от этого пришлось отказаться. Читателю предлагается законченный труд, отра­жающий сексуально-политическую ситуацию 20-х гг. То, что было характерно для нее, в значительной мере сохраняет силу. Поэтому я предлагаю "Сексуальную революцию " вни­манию немецкого читателя в почти неизменном виде. Науч­ный и врачебный опыт, накопленный с 1930 г. в области сексуальной экономики, уже был детально изложен. Плани­руется немецкое издание, призванное рассказать о новых явлениях. Следует также подчеркнуть со всей настоятельно­стью, что я вел свою работу около 17 лет независимо от всех партий и политических течений. Результатом стала работа, посвященная человеческой жизни, порою резко противосто­ящая угрозе жизни — угрозе, исходящей из сферы поли­тики.

 Вильгельм Райх

 Форест Хиллз, Нью-Йорк, март 1949 г.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz