Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

Предисловие к III изданию (1945 г.)

 Предлагаемое III издание моей книги "Сексуальность в борьбе за культуру" ("Die Sexualitat im Kulturkampf",I изд. — 1930 г., II расширенное изд. — 1936 г.) появилось благодаря большим усилиям д-ра Теодора Р. Волфса сначала на анг­лийском языке. Содержание книги осталось прежним, в терминологии, напротив, пришлось произвести ряд измене­ний.

 Дело в том, что европейское движение за свободу, в соответствии с хронологическими рамками которого мате­риал этой книги поначалу охватывал период с 1918 по 1935 г., базировалось на заблуждении. Суть его заключалась в том, что авторитарное мышление отождествлялось с образом жиз­ни "буржуазии", а мышление, ориентированное на свободу, — с образом жизни "пролетариата". Из-за этой коренной ошибки европейское движение за свободу и потерпело по­ражение. Социальные события последних двенадцати лет поправили его, преподав кровавый урок: авторитарное мыш­ление и мышление, ориентированное на свободу, не имеют ничего общего с острыми экономическими классовыми про­тиворечиями. Идеология социального слоя не является не­посредственным отражением его экономического положе­ния. Эмоциональным, мистическим взрывам, потрясающим человеческие массы, должно быть придано столь же большое значение (если даже не большее) в социальных движениях, сколь и чисто экономическим интересам. Практика автори­тарного принуждения точно так же проходит через все слои общества всех наций, как и мышление и действия, проник­нутые идеями свободы. Не существует классовых границ, проводимых в соответствии со структурой характера соци­альных слоев, подобно тем, которые существуют согласно размерам дохода и положению в социальной иерархии. "Классовые бои" ведутся не между пролетариями и буржуа, как это механистически формулирует теоретическая социо­логия. Нет, трудящиеся, характеры которых структурирова­ны в соответствии с принципами свободы, борются и против трудящихся, чьи характеры структурированы авторитарно, и против паразитов общества. Представители высших социаль­ных слоев, характеры которых структурированы в соответст­вии с принципами свободы, борются, рискуя жизнью, за права всех трудящихся, против диктаторов — выходцев из пролетариата.

 Сегодня, в 1944 г., Советская Россия, являющаяся ре­зультатом пролетарской революции, реакционна в сексуаль­но-политическом отношении (я сожалею, что приходится говорить об этом), тогда как Соединенные Штаты Америки, родившиеся в ходе революции буржуазной, можно охаракте­ризовать как страну, по меньшей мере прогрессивную в этом отношении. Социальные понятия XIX века, определявшиеся чисто экономическими факторами, неприменимы к харак­теристике мировоззренческого расслоения в борьбе вокруг вопросов культуры, идущей в обществе XX столетия. Упро­щая ситуацию до краткости формулы, можно сказать, что социальные конфликты бушуют сегодня вокруг интересов сохранения и поддержания жизни, с одной стороны, и инте­ресов уничтожения и подавления жизни — с другой. Сегодня вопрос социальной совести не "Богат ты или беден?", а "Ты за сохранение и возможно большую свободу человеческой жизни? Борешься ли ты за это? Делаешь ли ты практически все, что в твоих силах, помогая миллионным массам людей труда стать настолько самостоятельными в мышлении, дей­ствии и жизни, чтобы полное саморегулирование социаль­ной жизни в не столь уж отдаленном времени превратилось бы в само собой разумеющееся правило?"

 Совершенно ясно, что социальный вопрос, поставлен­ный столь конкретно, учитывает живой процесс жизни в каждом, даже беднейшем члене человеческого сообщества. И в этой связи в огромных масштабах возрастает значение, которое я 15 лет назад придал сексуальному угнетению. Благодаря исследованиям в области социальной и индиви­дуальной сексуальной экономики мною была выяснена роль подавления любовной жизни детей и юношества как важнейшего механизма формирования послушных подданных и людей, пребывающих в состоянии экономического рабства. Дело, следовательно, не в том, предъявляется ли в доказа­тельство того или иного образа мыслей партийный билет белого, желтого, черного или красного цвета, а вне всяких сомнений, в том, — и здесь навсегда исключаются всякие возможности социального обмана, — одобряются ли полно­стью, поддерживаются ли и охраняются возможности сво­бодного проявления жизни у новорожденных, маленьких детей, детей, находящихся в периоде полового созревания, женщин и мужчин или эти возможности подавляются и уничтожаются. При этом совершенно неважно, с помощью какой идеологии, в каком государстве, с позиций ли "про­летарской" революции или защиты "капиталистического" строя, с использованием аргументов какой религии (иудаиз­ма, христианства или буддизма) происходит такое подавле­ние. Сказанное неопровержимо и имеет силу повсеместно до тех пор, пока существует жизнь и пока хотят делом доказать серьезность демократических идеалов, раз и навсегда покон­чить с социальным обманом масс трудящихся людей.

 Сознание необходимости радикального изменения уст­ройства сексуальной жизни проникло сегодня в общее соци­альное мышление и быстро распространяется. Хотя дело с социальной заботой о любовной жизни в период полового созревания все еще обстоит очень плохо, а официальная наука о воспитании все еще избегает касаться такой щекот­ливой темы, как сексуальность в пубертатный период, мысль о том, что интимная жизнь в этот период является естест­венным, само собой разумеющимся требованием, не кажется столь ужасающей, как в 1929 г., когда я впервые высказал ее. Забота о любовной жизни детей постепенно охватывает все более широкие круги. Своим успехом во многих странах сексуальная экономика обязана многочисленным хорошим воспитателям и заботливым родителям, которые считают сексуальные потребности ребенка и подростка чем-то совер­шенно естественным и обоснованным. Правда, все еще существуют достойное средневековья позорное законода­тельство, регламентирующее половые отношения, и ужасные заведения типа исправительных домов, приносящие безмер­ные несчастья. Но рациональной идее любовной жизни ребенка и подростка проложена дорога, и это бесповоротно.

 Идеям нового периода просвещения придется утверж­даться в борьбе против все еще сильных пережитков средне­векового иррационализма. Хотя еще и можно встретить носителей взглядов о "наследственной дегенерации" и "кри­минальном вырождении", понимание социальной обуслов­ленности преступлений и эмоциональных заболеваний по­всеместно овладевает умами. Слишком еще много врачей, рекомендующих для предотвращения онанизма связывать руки детям, но в ежедневных газетах, у которых немало читателей, уже можно найти высказывания противополож­ного свойства. Немало здоровых подростков все еще попа­дают в исправительные дома из-за того, что они выполняли естественные любовные функции, но немало уже и судей, понимающих, что такая юрисдикция и такие заведения яв­ляются социальным преступлением. Среди духовенства все еще более чем достаточно лицемерных моралистов и донос­чиков, проклинающих естественную сексуальность как тво­рение дьявола, но растет и число кандидатов на должности священников, которые ведут практическую социальную ра­боту и отвергают морализаторство. Есть еще епископы, вы­ступающие за регулирование рождаемости, — пусть они и ограничивают свою позицию только законным браком. Не­мало молодых людей все еще терпят неудачу в изнурительной борьбе за любовное счастье, но бывает, что и в радиопереда­чах ставят на место отца, проклявшего дочь, которая родила без штампа в паспорте. По-прежнему действуют законы о нерасторжимости брака, позволяющие превратить развод в аферу с вымогательством, но быстро растет, охватывая об­щество, отвращение к таким законам и к таким бракоразвод­ным процессам.

 Мы переживаем подлинную, вызывающую глубокие из­менения революцию в культурных характеристиках бытия. Это борьба, в которой нет парадов, мундиров и медалей, барабанного боя и пушечного салюта. Борьба эта стоит, однако, не меньших жертв, чем битвы гражданских войн 1848 или 1917 годов. Чувства человека-зверя, способности восп­ринимать свои естественные функции просыпаются от ты­сячелетнего сна. Переворот в нашей жизни затрагивает кор­ни нашего эмоционального, социального и экономического существования.

 Речь идет, прежде всего, о происходящих в хаотической форме гигантских изменениях в семейной жизни, этой ахил­лесовой пяты общества. Изменения эти хаотичны потому, что наша структура семьи, унаследованная от патриархата, оказалась глубоко подорванной и готова уступить место лучшей, естественной форме семьи. (Настоящая работа на­правлена не против естественных семейных отношений, а против авторитарной формы организации семьи, закрепля­емой жесткими законами, структурой характеров людей и иррациональным общественным мнением.) Говоря о рево­люционных изменениях в культурных характеристиках бы­тия, я и имею в виду, прежде всего, смену патриархально-авторитарной формы семьи естественной ее формой. Но именно этой естественной форме отношений между супру­гами, а также между родителями и детьми приходится пре­одолевать очень опасные препятствия. Именно процессы, происходившие в Советском Союзе в ходе социальной рево­люции после 1.917 г., о чем идет речь во второй части книги, свидетельствуют об опасном в эмоциональном и социальном отношении характере этих изменений. Эти процессы, спрес­сованные в двадцатые годы в Советской России на кратком временном промежутке и призванные путем принуждения обеспечить решение проблем, происходят теперь по всему миру — гораздо медленнее, но и с гораздо большей глуби­ной.

 Как в этой, так и в других работах по сексуальной эко­номике слово "революционный" означает не использование взрывчатки, а обращение к правде, не деятельность тайных кружков и нелегальное распространение листовок, а откры­тый и публичный призыв к человеческой совести — без отговорок и уверток. Речь идет не о политическом гангсте­ризме, расстрелах, заключении и разрыве пактов, а об осу­ществлении рационального переворота, о том, чтобы дойти до корня вещей. Сексуальная экономика революционна так же, как революционны изменения, приведшие в медицине к открытиям микробов и несознательной душевной жизни, в технике —законов механики и электричества, а в экономике — сути производительной силы товара. Сексуальная эконо­мика оказала действие, подобное действию переворота, так как она раскрыла законы формирования структуры челове­ческих характеров и основывает стремления людей к свободе не на призывах, а на понимании законов функционирования биологической энергии. Мы революционны, обращаясь с жизненным процессом не мистически, механистически и политикански, а естественнонаучно. Открытие космической энергии оргона, функционирующей в. живых существах как биологическая энергия, дает нашим социальным стремлени­ям солидный естественнонаучный фундамент.

 Развитие событий в наше время настоятельно побуждает к созданию планетарного сообщества граждан Земли и к ин­тернационализму без всяких "но" и "если". Деятельность политиканствующих правительств, стоящих над народами, должна смениться естественнонаучным регулированием со­циальных процессов. Все дело в человеческом обществе, а не в государстве, в правде, а не в тактике. Естественные науки стоят сегодня перед своей величайшей задачей — взять наконец на себя ответственность за дальнейшую судьбу этого измученного рода человеческого. Политика оконча­тельно выродилась в политиканство. Ученые-естествоиспы­татели будут призваны, хотят они того или нет, регулировать жизненные процессы, а политики будут волей-неволей учиться полезному труду. Задача предлагаемой работы — помочь возникновению нового, рационального и научно обоснованного устройства жизни, за которое повсюду идет жестокая борьба, сделать его рождение и становление менее болезненным, требующим минимальных жертв. Тот, кто порядочен и наделен социальной ответственностью за живу­щее, не может не понять ее и не злоупотребит выводами из прочитанного.

 Ноябрь 1944 г. Вильгельм Райх


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz