Теория сексуальной революции
Гуманизм мнимый и настоящий
Практика показывает, что апелляция противников сексуальной революции к "гуманизму" часто является лишь одним из приемов манипулирования сознанием в целях прикрытия собственнических и эгоистических интересов. Мнимая "человечность" является ширмой за которой пытаются скрыть истинную "бесчеловечность".
"Эта «человечность» увековечивает и одновременно скрывает бесчеловечность. Наша «бесчеловечность» — это борьба за то, о чем добрые и добродетельные так много болтают, а потом позволяют фашистским реакционерам заманить себя в ловушку. Поэтому мы признаем, что последовательная сексуально-энергетическая работа позволяет безгласному страданию обрести дар речи, создает новые противоречия и одновременно усиливает уже существующие противоречия. В результате этого процесса человек перестает мириться со своим положением. В то же время он получает возможность освободиться, т. е. начать борьбу с социальными причинами страдания."
Доброта и гуманность не должны обязательно быть синонимами наивности и беззащитности.
"Добрые люди считают, что все вокруг добры, в то время, как эмоционально инфицированные убеждены в том, что все вокруг лгут, мошенничают и жаждут власти. При таком положении вещей хорошие люди находятся в очевидно невыгодной ситуации. Будучи добрыми по отношению к эмоционально оглупленным, они истощаются, их выставляют на посмешище, а в итоге предают.
Так было всегда. Для ныне живущих добрых людей настало время быть жесткими, поскольку жесткость необходима в борьбе за сохранение и приумножение жизненной силы - она не умалит их положительных качеств, пока они на стороне справедливости."
Наука и политика
В отличие от естественных наук общественные науки неизбежно включают в себя элементы идеологии и политики. Нельзя, прикинувшись простачком, абстрагироваться от этого факта. Поэтом каждый ученый рано или поздно встает перед трудным выбором.
"При установлении какого-либо факта ученого интересует только его применимость, а не желательность. Таким образом, ученый неизбежно вступает в острое противоречие с политикой, которую интересует не применимость факта, а лишь его способность затрагивать интересы той или иной политической группы. Социолог находится в сложном положении, так как, с одной стороны, он должен выполнить свою задачу — открыть и описать реальный процесс, а с другой стороны, ему необходимо сохранить связь с основным социальным движением. Поэтому перед публикацией неудобного фактического материала он должен тщательно взвесить тот эффект, который его точные формулировки произведут на народные массы, находящиеся преимущественно под влиянием политического иррационализма. Научная социальная теория, обладающая определенным интеллектуальным диапазоном, может пробиться через все преграды и превратиться в социальную практику только в том случае, если массы спонтанно претворят ее в жизнь. Общее и спонтанное усвоение рациональных взглядов на существенные потребности общества может состояться после того, как будет полностью исчерпан потенциал устарелых систем мысли и враждебных делу свободы институтов. Но устарелость этих систем в институтов должна быть доступна пониманию каждого человека. "
"Действительно, те из нас, кто обладает политическим опытом, могли бы бороться за власть подобно любому другому политику. Но у нас нет времени; у нас есть более важные дела. В процессе политической борьбы, несомненно, будут утрачены дорогие для нас знания. Для достижения власти необходимо питать миллионы людей иллюзиями. "
Методологические соображения. Опасность радикализма и упрощения
Новые теории всегда с трудом пробивают себе дорогу.
"Теория сексуальной экономики настолько революционна, что очень просто назвать ее "безумной". "
Дополнительным осложняющим фактором является то, что энергия протеста против консервативных норм на первом этапе вполне может носить патологических и деструктивный характер. Это порождает страх перед переменами.
"Распад моральных норм и ценностей в сексуальной сфере вначале проявляется в форме сексуального протеста; но на первом этапе сексуальный протест сохраняет патологический характер, и поэтому сторонник сексуальной энергетики вполне оправданно воздерживается от такого протеста. Тем не менее задача заключается в том, чтобы придать разумную форму этому протесту, направив его в русло сексуальной энергетики. Ведь и жизнь тоже обрела свободу в результате потрясений."
Особую опасность представляет упрощенное видение проблемы сексуальной революции, которое легко может дискредитировать всю идею.
"Существовала опасность впасть ради удобства в упрощение всего комплекса проблем, сказав: все, что нужно больным, если прежде они соблюдали воздержание, — это начать жить половой жизнью, поощрять онанирование, и все будет в порядке!
Таким образом, аналитики пытались ложно истолковать мою теорию генитальности."
Перспектива востребования идей "сексуальной революции"
Не смотря на достаточно большую степень консервативного противодействия идеи сексуальной революции рано или поздно будут востребованы обществом в полном объеме. К этому вынуждает сам ход истории.
"После краха диктатур человеческому обществу потребуются истины, причем истины непопулярные. Эти истины, называющие подлинные причины нынешнего социального хаоса, рано или поздно возобладают — независимо от того, хотят этого люди или нет. Одна из таких истин заключается в том, что корни диктатуры — в иррациональном страхе перед жизнью, который испытывают массы. Тот, кто высказывает такого рода истины, подвергается очень большой опасности, но он может и подождать. Ему нет необходимости бороться за власть, чтобы добиться торжества истины. Его сила — в знании фактов, касающихся всего человечества, как бы эти факты ни отвергались. Во времена тяжелейших общественных бедствий воля общества к жизни заставляет все-таки признавать эти факты "
Современный человек является порождением общественного убожества и представляет собой существо с трехслойной и во многом противоречивой структурой характера. Однако именно существование данной структуры является основанием для надежда на будущий потенциал человека.
"Патриархально-авторитарная эра истории человечества знала попытки поставить проявления вторичных асоциальных влечений под угрозу наказания с помощью запретов, основанных на принудительной морали. Так культурный человек нашей эпохи превратился в существо с трехслойной структурой. На поверхности он носит искусственную маску самообладания, принудительной, неискренней вежливости и общительности. Под этой маской он скрывает второй слой, фрейдовское «подсознательное», в котором сдерживаются садизм, жадность, сладострастие, зависть, извращения всякого рода и т. д. Этот второй слой является искусственным продуктом культуры, отрицающей сексуальность, и сознательно ощущается в большинстве случаев только как внутренняя пустота и тоска. За ним, в глубине, живут и проявляются естественная общительность и сексуальность, стихийная радость труда, способность любить. Этот третий и последний слой, представляющий собой биологическое ядро структуры человеческого характера, не осознается и вызывает страх. Само его существование противоречит авторитарному воспитанию и господству. Он является в то же время единственной реальной надеждой на то, что человек однажды справится с общественным убожеством. "
Для человека, обремененного научными знаниями в области человеческой психологии и обладающего глубокой интуицией по отношению к другим людям, всегда есть опасность встать на путь мизантропии и презрения к человеческой природе. Чтобы избежать этого необходимо научиться видеть здоровые стороны человеческой натуры, а главное видеть потенциал их проявления.
"я научился видеть людей в их двойственности. Они зачастую были испорчены, зависимы, вероломны, нашпигованы пустыми фразами и пребывали в состоянии душевного запустения. Но это не было дано от природы. Такими они стали под воздействием жизненных, обстоятельств, хотя, в принципе, могли стать и другими — порядочными, способными любить, общительными, проникнутыми чувством солидарности, человеколюбивыми по собственному побуждению. Речь шла о противоречиях характерологического свойства, отражавших противоречия общественной жизни."
Книгу "Посмотри на себя, маленький человек", которая является по сути отчаянным криком души великого ученого, Вильгельм Райх заканчивает такими словами:
"Ты велик, когда занимаешься своим ремеслом, когда ты вдохновенно вырезаешь по дереву, строишь, рисуешь, шьешь, жнешь. Твое величие - в голубом небе и в олене, бегущем по утренней росе, в музыке и танцах, в воспитании детей и в прекрасном теле твоей жены (или мужа). Ты велик, когда изучаешь звезды в планетарии, когда набираешься мудрости в библиотеке. Ты велик, когда рассказываешь сидящим у тебе на коленях внукам истории о далеком прошлом и смотришь в неопределенное будущее с забавной детской непосредственностью. Ты несешь величие, мать, баюкающая свое дитя, когда ты со слезами на глазах горячо молишься о его будущем счастье, а потом, час за часом, год за годом, сама строишь это счастье для него.
Ты велик, маленький человек, когда ты поешь хорошие, сердечные народные песни или когда танцуешь под аккордеон старые танцы, ибо народные песни исходят от души и вмещают в себя целый мир. И, наконец, ты велик, когда можешь сказать своему другу: "Я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность жить, не впадая в мерзость и алчность, видеть, как подрастают мои дети, слышать их первые слова, заниматься своим ремеслом, прогуливаться на природе, играть, задавать вопросы, смеяться и любить. Спасибо судьбе за то что не отняла у меня свободу и чистоту, за то, что одарила меня весенними нежными чувствами, за полоскание ручья у моего дома и пение птиц в соседнем лесу, за то, что уберегла меня от участия в сплетнях и сутяжничестве соседей, за то счастье, с каким я обнимаю свою жену (мужа) и чувствую силу жизни в ее (его) теле, за то, что я не растерял терпения в трудные времена, и что моя жизнь имеет значение и продолжение. Благодарю судьбу за то, что я всегда прислушивался к своему внутреннему голосу, который говорил мне: "Есть только одна вещь, которая имеет значение: хорошая счастливая жизнь. Следуй зову своего сердца, даже если оно увлекает тебя на тропу, которой избегают трусливые. Как бы ни было тебе трудно, не позволяй себе ожесточаться."
[««] Теория сексуальной революции [»»]
Главная страница
Сайт создан в системе
uCoz