Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 6. Семейная культура украинцев

Добрые дети - батькам венец,
злые дети - батькам конец
. Украинская пословица

              Родина. Украинское название семьи - родина - ключ к пониманию исто-ков ее происхождения: принадлежность к роду. В Западной Европе социаль-ная структура общества выстраивается вокруг семьи. На Руси - вокруг рода.
       Род - первое мужское божество среди славянских божеств. Никаких изо-бражений и следов культа Рода не сохранилось. Только в языке есть много слов, имеющих корень "род": роды, родинка, родители, родственник, приро-да, урожай, родник. Корень "род" содержали также слова, которые ныне не употребляются: родиа - молния и плод граната, родрый - красный (отсюда слово "рдеть"). "Род" был повсюду, смотрел на человека и сверху, и снизу, и сбоку, и из каждого угла. Из поколения в поколение у человека формирова-лось родовое мышление. Каждый человек, который входил в сообщество Ро-да, пользовался его защитой
       Для украинцев была характерна братская семья задружного типа, то есть союз индивидуальных семей, объединенных родством по мужской линии вплоть до пятого колена. Каждая братская семья, как и задруга, имела патро-нимическое имя - собирательное от имени предка, основателя семьи (напри-мер, Иванковичи). Жили эти семьи в отдельных жилищах, расположенных во-круг дома главы семьи (домачина). Средний размер братской семьи - 20 че-ловек, иногда до 50-60 человек. Глава семьи был выборным - обычно стар-ший в семье, хотя им мог быть и молодой и даже женщина. Глава семьи ру-ководил хозяйственными делами, но решения по важнейшим вопросам при-нимали сообща.
       В украинской семье женщина (особенно мать) традиционно играла боль-шую роль. Со смертью мужа она становилась главой семьи, Дети получали опекуна, если она вторично выходила замуж. Вдова передавала хозяйство сы-ну лишь по старости. И при жизни мужа жена принимала участие в его делах. Хотя традиционно при всем этом подчинение мужу было непременным, вы-ражалось и пословицах и поговорках. "Жинка небита, як хата невкрита".
       Расходились мирно. В соответствии с принятым бракоразводным ритуа-лом обращались друг к другу с просьбой о прощении, благодарили за совме-стно прожитые годы, желали счастья в новом браке и в знак расставания раз-резали пополам краюху хлеба или пояс, забирая каждый по половине.
       Весьма ограниченные права детей в семье варьировались в зависимости от возраста и положения детей в семье. Дети разного возраста имели опреде-ленное традицией положение в семье, соответствующий ему круг обязанно-стей и прав, а также особые наименования для каждой половозрастной груп-пы.
       Девочку до 10 лет звали дивча, от 10 до 13 лет -дивчина, в 14-16 лет - дивчище, старше 16 лет - дивка, (в Среднем Поднепровье и на Подолье - дивка в заплитках, а на Слобожанщине - дивка на выданье). Мальчик до 10 лет - хлопец (он пас гусей, кур или телят), от 10 до 12 лет - хлопчишко (он уже во всем помогал отцу), от 13 до 16-17 лет - подпарубок (работал наравне с отцом, но под его присмотром), старше 16-17 лет - парубок (он уже рабо-тал самостоятельно).
       Принадлежность к семье, а тем более главенство в ней повышали автори-тет человека, одновременно расширяя его права (от детства к парубоцтву). Права парубка расширялись после того, как он выбирал себе суженую и еще больше после обручения. Полноправным же членом общества парубок стано-вился только после женитьбы. Неженатый человек, какого бы возраста он ни был, считался парубком. Естественно, что и отношение к нему было как к па-рубку, к пожилому парубку - с насмешкой.
       Создание семьи было не личным делом брачащихся. Это было заботой всей общины. Влияние общества на подбор брачных пар и создание семьи осуществлялось через сельскую общину, возрастные объединения молодежи (парубоцьки и дивоцьки громади), церковь.
       Громади. Основным институтом, организующим досуг молодежи и регу-лирующим ее добрачные отношения, были молодежные общины (громади). Они помогали упорядочивать отношения молодых с местной властью, раз-решали конфликты среди молодежи и молодежи с жителями села, помогали в организации пиршеств. Эти объединения включали только неженатую моло-дежь, направляя свои действия на организацию очень ответственного перио-да в жизни человека - от момента парубкования до женитьбы.
       В Галиции парубковання начинался в 15-16 лет, а дивування в 14-16 лет, в Среднем Поднепровье - соответственно в 16-17 лет и 16 лет. Обусловлено это было ранней женитьбой, что в свою очередь объясняется нуждой в до-полнительных рабочих руках в хозяйстве. Чем более развиты были формы земледелия в различных областях, тем более поздние были сроки вступления в эти общины. Вступив в общину, молодежь приобретала право на создание семьи, участие в семейных советах, а в определенных условиях - и в сельских сходах, а также на свободное распоряжение заработанными деньгами.
       Вступление детей в молодежную общину торжественно отмечалось, со-провождаясь обрядовыми действиями, символизировавшими наступление зрелости. Главным из них была ритуальная смена прически: парней подстри-гали определенным образом, девушкам впервые заплетали косы. Парубков подвергали также испытаниям, в которых они показывали свои трудовые на-выки, находчивость и смелость. Парня сажали на коня, обычно белого, пока он гарцевал, члены общины приветствовали его песнями и аплодисментами. Это называлось обрядом коруновання. Девушки при вступлении в общину вносили деньги, парни либо деньги, либо угощение.
       В Х1Х веке местом добрачного знакомства и общения молодежи, заклю-чения брачных договоров (згоди, угоди) на Украине становятся ярмарки, на которые съезжались жители окрестных сел. Главы хозяйств нередко специ-ально привозили туда своих взрослых сыновей и дочерей на выданье, а также изготовленные ими вещи. Трудолюбие и хозяйственные навыки были глав-ными критериями в оценке брачного партнера.
       Церковь также играла значительную роль в расширении возможностей для знакомства и выбора брачного партнера. В ее приход входило несколько населенных пунктов и, следовательно, несколько молодежных общин.
       Вечерницы. Основным местом общения молодежи были вечерницы, ко-торые устраивались в доме вдовы или бездетных пожилых супругов. На ве-черницы собирались вечером, после окончания домашних работ. Девушки приходили к ним с работой, которая чередовалась с развлечениями: танцами, пением, шутками, играми, рассказами. Эти вечера посещали и парни. Здесь завязывались знакомства.
       Общественное мнение не одобряло позднее возвращение с вечерниц. Время пребывания для девушек там регламентировалось: "Как солнце сядет на маковку, девушка должна быть дома". Девушек, задержавшихся там до-поздна, называли "гулящими". Парубки могли задерживаться до часа ночи, организуя вторые вечерницы - парубоцьки.
       Провожать девушку с вечерницы парень мог лишь после объяснения в любви и получения разрешения на проводы у родителей своей избранницы, после чего он имел право не только провожать девушку, но и, не таясь, дер-жать ее за руку. О девушке в таких случаях говорили: "Вона вже веде паруб-ка", - что означало общественное признание будущей брачной пары. С этого момента парубок был обязан заботиться о своей суженой и оберегать ее це-ломудрие, честность (венок).
       На защиту девичьей чести выступало все парубоцтво села, нередко выби-рая с этой целью побратима-охранника. К побратимству прибегали девушки-сироты или те, кто еще не имел суженых. Девушка и побратим присягали в церкви на верность дружбе. За потерю венка (целомудрия) девушку и побра-тима строго наказывали.
       Потеря венка и рождение внебрачных детей воспринимались как позор всей общины. По поверью "нечестное" поведение девушки приводит к не-урожаям и мору. Поэтому таких старались изгнать из села. Практиковался также "вывод с танца". Девушку, которая плохо себя вела, один из парубков выводил во время танцев из круга, либо заставлял ее танцевать "под голый бубен".
       Украинские вечерницы многофункциональны. В них и элементы пробного брака, и развлечений, и подготовки к браку. Отголоски пробного брака мож-но увидеть в обычае женихання (ухаживания). В противоположность жени-ханню обычай оставаться на ночь у невесты был распространен на Украине повсеместно. После сватовства жених имеет разрешение проводить с наре-ченной не только день, но и ночи наедине, обязуясь ничего, что противоре-чило бы целомудрию, не делать.
       Брачный договор. Условия брачного договора родителями жениха и не-весты обсуждались во время сговора, нередко с участием молодой пары. Од-ним из важнейших условий брачного договора было выделение молодым земли. По законам обычного права ее получал жених, но при условии отделе-ния от родителей. Невесту также старались наделить землей, но это не был обязательный пункт договора. Невесте предоставлялся небольшой участок земли, передававшейся в наследство по женской линии. Эта земля оставалась ее собственностью. Обязательным условием договора было наличие посага, который одновременно являлся приданым невесты и ее свадебным подарком. Это скриння - постель, белье, рушники, одежда. Выделяли без договора скот и немного денег.
       Оставаться с родителями после женитьбы мог только сын. Дочери оста-вались в родительском доме после замужества крайне редко. Мужчин, кото-рые жили в доме тестя, называли примаками. В основе примачества по при-нуждению лежит желание родителей жениха поправить свое материальное по-ложение с помощью богатого свата. Попав в дом тестя, зять-примак (прий-мак), по сути, становился рабочей силой в его хозяйстве, не имея никаких прав. В Прикарпатье примака 10 лет считали чужим, и только через 10 лет он получал право на определенную долю домашнего имущества. В районе с бо-лее развитым земледелием бытовало примачество по приглашению. Зятя при-глашали в приймаки, если родители невесты не имели сыновей или они были малы, или если теща была вдова. В таком случае зять становился главой се-мьи.
       В народе законным считали только брак, заключенный по договору и за-крепленный свадебным обрядом. Брак с венчанием, но без свадьбы считался недействительным. Был также брак "на веру" - без венчания, но со свадьбой. Брак "на веру" заключали тогда, когда канонические преграды препятствова-ли легализации брака, а экономические условия вынуждали к совместной жизни. Например, необходимость ведения общего хозяйства разведенными или вдовыми, которые в соответствии с законодательством не имели права венчаться вновь. Брак "на совесть" заключался также с "покрыткой" - де-вушкой, не соблювшей невинность до брака.
       Обычное право признавало законным и вынужденный приход обесче-щенной девушки в дом соблазнителя. Незаметно проникнув в дом парубка, забеременевшая девушка забиралась на печь и находилась там до рождения ребенка, после чего она получала право стать женой своего избранника.
       Существовал обычай сватовства девушки к парню. "Когда-то, - писал из-вестный украинский писатель и этнограф И. С. Нечуй-Левицкий, - девчата сами сватались за парубков: говорят, что девушка придет, бывало, в дом, где она заприметит себе парня, положит хлеб на столе и сядет на лавке. То был знак, что она хочет заручиться с хозяйским сыном. Если хозяин не проронил и слова, то был знак, что его сын не хочет на ней жениться, но, говорят, люди считали грехом давать гарбуза девушке".
       Любопытно, что у кавказских народов девушка была вправе требовать брака с молодым человеком, если, согласно ее показаниям, он случайно или намеренно загородил ей дорогу либо дотронулся до нее. Случалось, девушки сгущали краски или обманывали.
       Традиции выбора суженого девушкой объясняются оторванностью муж-чин от дома из-за казацкой службы, ухода на длительное время на заработки. Эти обстоятельства повышали роль женщины в обществе, расширяли ее права и уверенность в себе.


Источники и литература:
1. Гаврилюк Н.К. Картографирование явлений духовной культуры (По мате-риалам родильной обрядности украинцев). Киев, 1981.
2. Пономарев А.П. Развитие семьи и брачно-семейных отношений на Украи-не: (этносоциальные проблемы). Киев, 1989.
3. Украинцы. М., 2000.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz