| |||
Главная страница | E-mail |
А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатый козел
тещиной курице как пришелся?
(Русская пословица)
      
Родствен-никами являются люди, связанные происхождением одного от другого (прямое родство) или от одного предка (боковое родство). Люди, из которых один рожден другим, связаны одной степенью родства, являются родственниками в первой степени. Внука связывает с дедом уже не одна сте-пень родства, а две, они являются родственниками во второй степени, Пра-внука связывают с прадедом три степени родства, они являются родственни-ками в третьей степени.
      
Членство в родовой группе, первоначально не требовавшее учета каких-либо генеалогических категорий, опиралось на факт кровной связи с одним из родителей. А уж посредством последнего человек находил свое место в группе, вступая с ее членами в обусловленные и вполне определенные отно-шения.
      
Свойство есть отношение, су-ществующее между одним из супругов и родственниками другого, а также между родственниками обоих супругов. Принадлежность как к родичам, так и к свой-ственникам налагала на человека определенные права и обязанности. Обычно родичи должны были во многом помогать друг другу, в частности совместно собирать брачный выкуп, мстить за кровь. Отношения свойственников характеризовались: 1) формаль-ным, внешним уважением и вежливостью, 2) избеганием (особенно строго до рождения ребенка), 3) если они находились рядом, их отношения принимали форму "подшучивания", 4) обменом подарками, 5) дележом пищи, 6) пользо-ванием вещами друг друга.
      
В домохозяйствах, где свойственники обитали вместе, складыва-лась осо-бая ситуация. Так как они принадлежали к разным родам, они никогда не могли избавиться от недоверия друг к другу, что по-рождало некоторую на-пряженность, грозившую ссорами. Будучи членами разных родов, свойст-венники постоянно проявляли недовольство друг другом, подозревали друг друга в недоброжелательстве, а в случае невзгод и бед обвиняли друг друга в колдовстве.
      
Не столько само по себе формальное родство автоматически обусловли-вало определенные отношения между людьми, сколько, напротив, взятые ими на себя права и обязанности позволяли включать людей в круг тех или иных родственников. Так, у внебрачного ребен-ка не могло быть отца "pater", у него был лишь породитель ("genitor"). Возможно породительство без отцовства, но и отцовство без породительства. Мужчина может не просто усыновить чужого ребенка, но и оформить себя в качестве его родителя. В таком случае он не только имеет по отношению к ребенку все права и обязанности отца, но и считается его отцом, несмотря на то, что не является его породителем. В Меланезии отцом становился человек, который уплатил повивальной бабке (или посадивший перед хижиной дерево определенной породы). У многих народов Африки отцом ребенка яв-лялся мужчина, внесший за его мать определенное коли-чество скота, независимо от того, имел он отношение к его рождению или не имел.
      
По отношению к маленьким детям термины родства не применялись. Термины родства функционировали лишь между теми людьми, которые на-ходились в определенных пра-вовых отношениях и были способны выполнять свои обязательства. Маленькие дети еще не были к этому готовы и до определенного возраста не входили в социальную систему. Например, у пиароа термины родства начинали применяться к ним лишь по достижении ими пяти-шестилетнего возраста.
      
При необхо-димости отношения родства могли свободно пересматривать-ся. В условиях ухудшения брачной обстановки один из лидеров яноама пере-вел некоторых из своих классификационных сестер в другую категорию, для того чтобы его сыновья могли взять их до-черей себе в жены. У яноама ино-гда люди отрицали родственные связи с теми, с кем они издавна воевали, и, напротив, утверждали о наличии таких связей, когда хотели за-вязать дружбу с бывшими врагами.
      
Элементарная родственная структура. Английский антрополог Радк-лиф-Браун единицей структуры родства считал первичную семью, состоящую из мужа, жены и их детей. Существование первичной семьи порождает три вида социальных взаимоотношений: между родителем и ребенком, между детьми одних и тех же родителей (сиблингами) и между мужем и женой как родителями детей. Это отношения первого порядка. Отношения второго по-рядка возникают между двумя первичными семьями, связанных общим чле-ном, например, отец отца, брат матери, сестра жены. К третьему порядку от-носятся отношения с сыном брата отца и женой брата матери.
      
С точки зрения французского социального антрополога К. Леви-Стросса, элементарную ячейку (атом) структуры системы родства составляют муж, жена, ребенок и представитель группы, из которой первый получил вторую. Повсеместный запрет инцеста исключает существование элемента родства, состоящего только из единокровной семьи; он составляется обязательно на основе союза двух семей или единокровных групп. Мужчина может получить жену только от другого мужчины, который уступает ему свою дочь или сест-ру. Изначальное нарушение равновесия, возникающее в данном поколении между отдающим женщину и тем, кто ее получает, восстанавливается благо-даря ответным дарениям в последующих поколениях.
      
Возможность структуры, состоящей из сестры, ее брата, его жены и их дочери, маловероятна, так как в большинстве обществе мужчины производят обмен женщинами, а не наоборот.
      
Для существования структуры родства необходимо наличие трех типов семейных отношений: отношения кровного родства, отношения свойства и родственные отношения порождения; другими словами, отношения брата к сестре, отношения супруга к супруге, отношения родителей к детям.
      
Законы родства. Элементарная структура системы родства основана на четырех членах отношений (брат, сестра, отец, сын), связанных между собой так, что в каждом из двух данных поколений всегда существуют одно поло-жительное и одно отрицательное отношение между родственниками
      
При патрилинейной системе, где отец и счет родства по линии отца выра-жают традиционный авторитет главы семьи, дядя по материнской линии рас-сматривается как "мать мужского рода"; обычно с ним обращаются, как с ма-терью, и иногда его даже называют именем матери. Противоположная систе-ма создается при матрилинейной системе: там носителем авторитета является глава семьи - брат по материнской линии, а выражения нежности и близости приходятся на долю отца и его потомства.
      
В одном случае дядя с материнской стороны представляет авторитет гла-вы семьи; его боятся, ему подчиняются, он имеет власть над своим племян-ником; в другом случае племянник обладает правом фамильярного отноше-ния к своему дяде, он может обращаться с ним почти как с жертвой. Во-вторых, существует связь между установкой по отношению к дяде с материн-ской стороны и установкой по отношению к отцу. В группах, где между от-цом и сыном существуют отношения близости, отношения между дядей с ма-теринской стороны и племянником отличаются строгостью. Там же, где отец выступает как суровый хранитель семейной власти, отношения с дядей отли-чаются свободой.
      
Так, например, социальная организация туземцев с Тробриандских остро-вов в Меланезии характеризуется матрилинейным счетом родства, свободны-ми и близкими отношениями между отцом и сыном и выраженным антаго-низмом между братом матери и племянником. Кавказские черкесы, характе-ризующиеся патрилинейностью, культивируют соперничество между отцом и сыном, в то время как дядя с материнской стороны помогает своему племян-нику и дарит ему в день его женитьбы коня.
      
На о-вах Тонга в Полинезии счет родства ведется по отцу. Отношения между мужем и женой гармоничны и носят гласный характер. В отношениях между дядей по материнской линии и племянником царит большая свобода: племянник стоит выше закона по отношению к дяде, с которым дозволяются любые вольности. Но отношения между отцом и сыном табуированы: сыну запрещается касаться его головы или волос, задевать его во время еды, спать в его постели или на его подушке, делить с ним питье или еду, играть с при-надлежащими ему вещами. Брат и сестра не должны даже находиться вместе под одной крышей.
      
Туземцы с оз. Кутубу в Новой Гвинее ведут счет родства по отцовской линии и заключают патрилокальные браки. Между отцом и сыном отношения дружеские. Муж господствует над женой, которая находится под покрови-тельством своего брата и ищет у него защиты от мужа. Племянник относится к дяде по материнской линии с уважением и оттенком страха.
      
У буневильских сиуаи, ведущих счет родства по материнской линии, от-ношения между братом и сестрой дружеские. Между отцом и сыном враж-дебности также нет. Все мальчики испытывают некоторый страх перед своим дядей по материнской линии и подчиняются ему больше, чем отцу. Многие молодые супруги неверны. Молодые мужья всегда подозрительны, склонны устраивать сцены ревности.
      
У добу Полинезии брат матери считается самым суровым из всех родст-венников. Он бьет своих племянников много времени спустя после того, как родители уже перестали это делать, и его имя запрещено произносить. Неж-ные отношения существуют с "пуповиной" - мужем сестры матери, т. е. двойником отца, скорее, чем с самим отцом. Отец менее суров, чем дядя, и старается всегда действовать в пользу своего сына и в ущерб родному пле-мяннику. Связь между братом и сестрой является самой сильной.
      
Родственные отношения подчиняют двум законам родства: 1) Отношение между братом матери и племянником так же связано с отношением между братом и сестрой, как отношение между отцом и сыном с отношением между мужем и женой. По одной известной паре отношений можно вывести другую пару. 2) Власть брата над сестрой уменьшается, а власть предполагаемого мужа возрастает. Связь между отцом и сыном ослабевает, а отношения между дядей по материнской линии и племянником укрепляются.
      
Системы родства. Любая система родства разрастается на основе эле-ментарной структуры системы родства, разветвляясь или развиваясь путем включения новых элементов.
      
Индоевропейская система родства. Характеризуется круговой системой, или простой формой обобщенного обмена, допускающей включение неогра-ниченно большого числа групп. Действует правило предпочтительного брака с дочерью брата матери: группа А получает жен от группы В, В от С и С от А. Участники расположены как бы по кругу, и система функционирует вне зави-симости от их числа, поскольку в сеть всегда можно ввести дополнительного участника.
      
Элементарной формой социальной организации является большая семья, состоящая из нескольких боковых линий, объединенных для пользования общей собственностью, но сохраняющие относительную свободу в брачных связях. В Индии кое-где предписывают предпочтительный брак только со старшей линией. В системе древних славян забота об исполнении предпочти-тельного правила переходила в каждом поколении от одной линии к другой. Но в целом в социальных структурах, основанных на большой семье, различ-ные линии, образующие каждую семью, не подчиняются общему брачному правилу.
      
В индоевропейских системах родства используется очень мало терминов и они организованы в субъективной перспективе (эгоцентричны): отношения родства мыслятся относительно данного лица, а термины становятся тем бо-лее расплывчатыми и редкими, чем более дальних родственников они обо-значают.
      
Тибето-китайская система родства предусматривает брак посредством обмена. Вместо включения в свой состав любого числа групп эта система де-лится на подгруппы четного порядка, причем участники обмена всегда сгруппированы по двое. Социальная организация характеризуется простыми или сложными клановыми формами. В терминологии родства насчитываются сотни терминов, а новые термины можно бесконечно создавать путем комби-наций элементарных терминов. Не существует ни одной степени родства, сколь бы удаленной она ни была, которую нельзя было бы описать столь же точно, как и наиболее близкую степень. Это абсолютно объективная система родства.
Источники и литература:
1. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М., 1981.
2. Бутинов Н.А. Типология родства // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979.
3. Бутинов Н.А. К вопросу о концепции родства // Советская этнография. 1990. № 3.
4. Воугел Э.Ф. Семья и родство // Американская социология. М., 1972.
5. Годелье М. Секс, родство и власть // Пол, секс, человек. М., 1993.
6. Крюков М.В. Система родства китайцев (Эволюция и закономерности). М., 1972.
7. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.