Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

ГЛАВА II. Неудача консервативной сексуальной реформы

 Целью сексуальной реформы является устранение недо­статков общественного сексуального бытия, коренящихся, в конечном счете, в способе экономического существования и проявляющихся в духовной жизни членов общества. В авто­ритарном обществе в связи с экономическими и идеологи­ческими конфликтами нарастают противоречия между дей­ствующей моралью, навязываемой господствующими клас­сами всему обществу в интересах сохранения и укрепления их власти, и естественными сексуальным потребностями в определенный момент. Такое нарастание противоречий до­ходит до степени кризиса, неразрешимого в рамках сущест­вующего общества. Но никогда еще в истории человечества это противоречие не приводило к столь острым, объективно жестоким последствиям, выливающимся даже в убийства, как на протяжении последних 30 лет. Поэтому никогда ранее не было написано столь много, не шли столь бурные дискус­сии по половым вопросам, как ныне, и никогда также не уводили все стремления настолько далеко по ложному пути, как теперь, в "век техники и науки".

 Такая ситуация лишь кажется парадоксальной. Противо­речие между бедственным положением в сексуальной сфере, разлагающим образом воздействующим на половую жизнь, и гигантским прогрессом сексуальной науки оказывается подобием другого противоречия — между экономической нищетой трудящихся масс и выдающимися техническими Достижениями нашего времени. Ситуация, когда в век осу­ществления асептических операций и хирургического искус­ства, достигшего в Германии совершенства, с 1920 по 1932 гг. ежегодно умирали от последствий аборта около 20 тыс жен­щин, а 75 тыс каждый год тяжело заболевали от последствий прерывания беременности, лишь кажется абсурдной — точ­но так же, как и такая, когда с прогрессом рационализации производства в 1930—1933 гг. все больше промышленных рабочих становились безработными и обреченными вместе со своими семьями на физическую и моральную гибель. Это противоречие, которое никак нельзя назвать абсурдным, является вполне рациональным, если не рассматривать его независимо от экономической и общественной структуры, в которой оно возникло. Нам также следует показать, что как факт сексуального убожества, так и неразрешимость пробле­мы пола неотделимы от общественного строя, которому они обязаны своим возникновением.

 В рамки культурно-политического противоборства впи­сываются и стремления к сексуальной реформе. Например, либерал Норман Хэйр, выступая за сексуальную реформу, борется только против определенного недостатка общества, не желая посягать на сам характер этого общества. Пацифи­стски настроенный социалист, "реформист" предполагает, осуществив реформу, сделать несколько шагов в направле­нии социалистического преобразования существующего об­щества. Он пытается повернуть в обратном направлении ход развития, начав с изменения экономической структуры.

 Несмотря на сколь угодно деловую аргументацию с на­шей стороны, человек, занимающий позицию моралиста, никогда не поймет, что сексуальные бедствия являются одним из признаков защищаемой им принудительной мора­ли. Он видит причины такого состояния или в греховности человека или в таинственной "Ананке" (гр. — внеземное принуждение; судьба. — Прим. пер.) или в не менее таин­ственной воле к страданию, а то и верит, что сексуальные бедствия столь велики из-за пренебрежения к тем требова­ниям аскетизма и моногамии, которые он выдвигает. Но мы не хотим считать его способным на признание своей доли вины в процессе возникновения того, что он, — поверим ему в этом! — преисполнясь сострадания, хочет устранить с помощью реформ. Последствия такого вывода могли бы при определенных условиях потрясти тот экономический базис, основываясь на котором, он хотел бы осуществить свою реформу. Такой моралист еще не понял, что фашист любого типа не намерен шутить серьезными вещами и, не колеблясь, прикажет заменить либерального пацифиста палачом, когда речь пойдет о его, фашиста, существовании.

 Приверженцы сексуальной реформы на протяжении многих десятилетий пытаются смягчить тяжелое положение в этой сфере. В центре внимания общественности постоянно находятся такие проблемы, как проституция, венерические заболевания, сексуальные бедствия, прерывание беременно­сти и убийства на сексуальной почве, а также неврозы. Ни одна из принятых мер не смогла каким-либо образом улуч­шить нынешнее преимущественно бедственное положение в сексуальной сфере, более того, предложения по осуществле­нию сексуальной реформы все еще отстают от действитель­ных изменений в отношениях между полами.

 Снижение числа заключаемых браков, возрастание числа разводов и нарушений супружеской верности делают насто­ятельно необходимой дискуссию о реформе брака. Внебрач­ные половые контакты завоевывают все большее признание вопреки воззрениям представителей сексуальной науки, ориентирующихся на этические ценности. В то время как сторонники сексуальной реформы все еще бьются над воп­росами о том, не стоит ли продлить воздержание в период полового созревания до возраста старше двадцати и не надо ли признать онанизм естественным явлением, фактом по­вседневной жизни становится начало половой жизни у боль­шей части молодежи в возрасте от пятнадцати до восемнад­цати лет. В то время как приверженцы сексуальной реформы продолжают ломать голову над вопросом о том, не следует ли наряду с медицинскими показаниями к прерыванию беременности признать и социальные, "криминальный" аборт и половые сношения с предохранением становятся все более популярными. Это отставание реформаторских стрем­лений, а также тот факт, что конкретные энергичные изме­нения в половой жизни далеко обогнали усилия пропаган­дистов сексуальной реформы, едва ли достойные упомина­ния, ясно свидетельствуют о том, что во внутренней сути реформаторских стремлений что-то несостоятельно, что внутреннее противоречие, подобно тормозному устройству, препятствует каждому движению и обрекает эти стремления на безрезультатность.

 Таким образом, мы стоим перед задачей проследить скрытый смысл фиаско авторитарной сексуальной реформы и разобраться в отношениях, которые органически связыва­ют авторитарную сексуальную реформу и ее неудачу с авто­ритарным общественным строем.

 Эти отношения отнюдь не просты. Собственного обсто­ятельного исследования требует в особенности проблема формирования сексуальной идеологии[2]. В данной же работе рассматривается лишь небольшая часть комплекса проблем, в частности, проблемы:

 1. Ситуация в сфере брака как препятствие сексуальной реформе.

 2. Семья, основанная на принуждении, как воспитатель­ный аппарат.

 3. Предъявляемое к молодежи требование аскетизма как логичная с авторитарной точки зрения мера воспитания для пожизненного моногамного брака и патриархальной семьи.

 4. Противоречие между консервативной реформой брака и консервативной идеологией брака.

 Некоторые из этих проблем оставались до сих пор без внимания, так как в критике сексуальной реформы подчер­кивались внешние формы половой жизни (жилищный во­прос, аборт, брачное законодательство и т.д.) в противопо­ложность сексуальным потребностям, механизмам и пере­живаниям. В Европе критика была весьма основательной и осуществлялась с социологической точки зрения (Ходанн, Хиршфельд, Брупбахер, Вольф и др.), но особо резким нападкам этой критики подверглось осуществленное в Со­ветском Союзе в 1918—1921 гг. коренное преобразование законодательства, регулирующего сферу сексуальных отно­шений[3].


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz