Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

 — в настоящее время сексуальные отношения в боль­шинстве случаев подкрепляются и экономическими связями (экономическая зависимость жены и детей);

 — независимо от таких внешних трудностей внутренняя проблема заключается в привязанности, возникающей в про­цессе длительных отношений. Она и затрудняет большей частью единственный выход, возможный при отсутствии экономических связей и детей, а именно, прекращение от­ношений и обретение новых партнеров.

 Каждый человек, особенно при нынешнем обобществле­нии процесса труда, постоянно подвергается воздействию разнообразных сексуальных раздражителей помимо тех, ко­торые влияют на него со стороны партнера. В кульминаци­онный период сексуальных отношений эти внешние раздражители не оказывают на них существенного влияния. Тем не менее, они никогда не исключаются, и результатом церков­ных распоряжений о фасоне одежды или мер этического характера, принимаемых обществом, а также выдвигаемых от его имени требований аскетизма вряд ли будет что-либо иное, кроме растущего возбуждения, так как сексуальные стремления только усиливаются в результате их подавления. В игнорировании этого важнейшего факта и заключается трагичность, даже трагикомичность всякой сексуальной мо­рали, ориентированной на аскетизм.

 Следовательно, новые сексуальные раздражители, от ко­торых существует только одна эффективная защита, а имен­но: невротическое сексуальное торможение, порождают у каждого сексуально здорового человека более или менее интенсивные, более или менее осознанные (чем более здоров человек, тем выше степень осознанности) желания, направ­ленные на другой сексуальный объект. В результате сущест­вующих сексуальных отношений, приносящих удовлетворе­ние, эти желания первоначально не оказывают особого воз­действия и могут быть подавлены тем успешнее, чем более они осознаны. Ясно, что это подавление тем безвреднее, чем меньше его моральный компонент, чем больше, наоборот, сексуально-экономическое обесценение или осуждение с позиций сексуальной экономики, осуществляемое в этом процессе. Если желания, направленные на другие объекты, множатся, то они сказываются на сексуальных отношениях с постоянным партнером, ускоряя притупление чувственно­сти. Явным признаком такого притупления является сниже­ние полового влечения перед интимной близостью и наслаж­дения, испытываемого во время полового акта. Акт посте­пенно превращается в привычку или обязанность. Снижение удовлетворения от близости с партнером и желание обладать другими объектами суммируются и взаимно усиливаются. Против этого не помогают никакие преднамеренные дейст­вия, никакая техника любви. Теперь, как правило, начина­ется критическая стадия раздражения против партнера, ко­торое прорывается или подавляется в зависимости от тем­перамента и воспитания. В любом случае, как однозначно показывают анализы таких состояний, ненависть к партнеру становится все сильнее. Тот факт, что ненависть к партнеру может стать тем сильнее, чем более он мил и терпим, лишь мнимо парадоксален. Но не это является причиной ненави­сти к нему, а то, что любовь к нему воспринимается как препятствие к удовлетворению желания, направленного на другого партнера. Чувство ненависти начинает заглушаться проявлением чрезвычайной нежности. Эта нежность, порож­денная ненавистью, и бурно разрастающееся чувство вины на таких стадиях, являются специфическими компонентами приверженности к длительной связи, приверженности, ко­торой свойственна некоторая "клейкость". Это, собственно, и есть мотивы, по которым люди, состоящие в незарегист­рированном браке, столь часто оказываются не в силах расстаться, хотя им нечего больше сказать друг другу. Еще меньше они могут друг другу дать, и их отношения означают только обоюдные мучения.

 Но притуплению чувственности не обязательно стано­виться окончательным. Хотя из преходящего оно легко мо­жет стать окончательным состоянием, если сексуальные пар­тнеры не примут к сведению взаимные импульсы ненависти и будут отгонять от себя желания, направленные на другие объекты, как неподобающие и аморальные. За этим, как правило, следует вытеснение побуждений со всеми несчасть­ями и уроном, наносимым отношениям двух людей. Урон проистекает обычно из вытеснения очень сильных побужде­ний. Если находятся силы рассмотреть эти факты бесприст­растно, без искажающего морализаторства, то конфликт развивается в мягкой форме и обнаруживается какой-нибудь выход.

 Предпосылка такого решения состоит в том, чтобы нор­мальная ревность не превращалась в выражение претензий собственника, чтобы желание, направленное на другого пар­тнера, признавалось естественным и само собой разумею­щимся. Никому не придет в голову упрекать другого человека за то, что он не носит охотно годами одну и ту же одежду или за то, что его раздражает одна и та же еда. Только в сексуальной сфере исключительность обладания преврати­лась в значительную эмоциональную ценность, так как сме­шение экономических интересов и сексуальных отношений расширило естественную ревность до масштабов претензий на собственность.

 Многие зрелые и здравые люди сообщали мне, что после окончания конфликта в их сознании переставало быть ужасным представление о том, что их сексуальный партнер один-два раза может вступить в кратковременные отноше­ния с другим. После этого им казалась смешной прежняя невозможность придумать "измену". Бесчисленные приме­ры учат, что верность, к которой побуждает совесть, со временем вредит сексуальным отношениям. Этому противо­стоит множество примеров, ясно свидетельствующих, что случайная связь с другим партнером идет только на пользу сексуальным отношениям, которые как раз были готовы оформиться в брачные.

 При длительных отношениях, в которых отсутствует эко­номическая связь, имеются две возможности развития ситу­ации:

 — отношения с третьим лицом были кратковременными, а это доказывает, что они не могут конкурировать с длитель­ными отношениями, что лишь укрепляет последние;

 — отношения с другим партнером могут стать более интенсивными, приносить большее наслаждение и удовлет­ворение, чем имеющиеся, которые в этом случае прекраща­ются.

 Что же происходит в последнем случае с брошенным партнером, чьи любовные отношения еще не разрушены? Ему, несомненно, придется выдержать тяжелую борьбу, в первую очередь, с самим собой. Ревность и ощущение сек­суальной неполноценности будут бороться в нем с понима­нием судьбы его бывшего спутника. Он, возможно, будет стремиться к повторному завоеванию ушедшего партнера, что оживит автоматизм длительных отношений, разрушит уверенность в обладании. Или он предпочтет пассивное и выжидательное поведение и предоставит все своему ходу вещей. Мы ведь не даем советы, а взвешиваем возможности, соответствующие реальным фактам. Во всяком случае, труд­ностей будет меньше, чем несчастий, проистекающих из ситуации, когда два человека прилепляются друг к другу, движимые моральными или иными соображениями.

 Жалость к партнеру, столь типичная для многих в таких случаях и проявляющаяся в том, что человек на протяжении длительного времени подавляет свои новые желания, будучи не в силах искоренить их, слишком часто превращается в свою противоположность. Тот, кто поступил так, легко на­чинает ощущать себя вправе требовать от другого благодарности за это, начинает рассматривать себя как жертву, ста­новится нетерпимым, то и дело занимает позицию, которая ставит отношения под гораздо большую угрозу и делает их, конечно, куда более ужасными, чем это могла бы сделать "неверность". Но мы и не хотим скрывать, что такое внима­ние к потребностям партнера возможно у очень немногих людей, если учитывать нынешнюю структуру человеческого характера.

 К сожалению, все эти соображения могут иметь значи­мость лишь для очень узкого круга людей. Во-первых, потому, что сексуальные отношения в современном обще­стве развиваются из-за экономической зависимости женщи­ны совсем по-другому, чем описанные отношения двух не­зависимых людей, во-вторых, рождение детей опрокидывает в современном обществе все соображения сексуально-эко­номического характера.

 Следует лишь сказать о трудности, с которой сталкива­ются многие мужчины и которая может привести к серьез­ным последствиям, если тот, кто пытается бороться с нею, не имеет ясного представления о ее сущности. Имеется в виду стадия, на которой слабеет или полностью исчезает сексуальная привлекательность партнера, и если это про­изошло, то у мужчины могут обнаружиться нарушения по­тенции. Чаще всего речь идет о недостаточной эрекции или об отсутствии возбуждения, несмотря на раздражение. При сохранении нежной привязанности или при не проявляв­шемся до сих пор страхе импотенции такой случай может вызвать депрессию или даже привести к длительному поло­вому бессилию. Так как мужчина старается теперь скрыть свою холодность, он чувствует себя вынужденным вновь и вновь пытаться совершить половой акт. Это может оказаться опасным. Прежде всего, такое отсутствие эрекции представ­ляет собой не действительную импотенцию, а является толь­ко выражением недостаточной силы желания, обращенного к постоянному партнеру, и — обычно неосознанного — желания, направленного на другого партнера. С женщиной может происходить то же, только нарушение чувствительно­сти имеет для нее другое значение, нежели для мужчины. Это, во-первых, потому, что женщина, несмотря на наруше­ние чувствительности, может совершить акт, во-вторых, по­тому, что она воспринимает нарушение не с такой обидой, как мужчина. Если отношения в остальном нормальны, то откровенный разговор о причинах нарушения (чувственное нерасположение или желание найти другого партнера) часто легко устраняет трудности. Во всяком случае, следует подо­ждать до тех пор, пока нерасположение пройдет. При нор­мальных отношениях половое влечение, как правило, рано или поздно появляется снова. Намерение же попытать удачи у другого партнера вполне может в такой момент закончиться провалом из-за чувств вины по отношению к прежнему другу. В остальных случаях половой акт с другими партнера­ми идет на пользу.

 При соответствующей предрасположенности вытеснение желания найти другого партнера и попытка заглушить нерас­положение к нынешнему может вызвать невротическое за­болевание. Очень часто такой конфликт имеет следствием нарушение трудоспособности. Проявление заболевания за­ключается в том, что, не испытывая удовлетворения в дей­ствительности, больной ищет его в фантазии. Поэтому в таких случаях легко возникает настойчивое стремление к мастурбации. Исход подобных конфликтов может быть весь­ма различным в зависимости от предрасположенности, ха­рактера длительных сексуальных отношений, моральных по­зиций — как партнера, так и собственных.

 Наши предрассудки, коренящиеся в сексуальной морали, оказываются, как правило, причиной очень больших несча­стий, ибо большей частью одна только мысль о ком-то другом воспринимается как неверность, как нечто неподо­бающее и т.д. Всем должно быть известно, что такие состо­яния являются абсолютно неотъемлемым элементом поло­вого влечения, что они разумеются сами собой и не имеют ничего общего с моралью. Тогда бы, конечно, снизилось число убийств возлюбленных и супругов и случаев жестокого обращения с ними. Отпали бы и многие причины душевных заболеваний, представляющих собой только недостаточный выход из ситуации.

 До сих пор я говорил о трудностях, которые сами собой вытекают из длительных отношений. Прежде чем перейти к описанию дополнительных осложнений, происходящих под воздействием вмешательства экономических интересов, сле­дует рассмотреть еще некоторые факты, являющиеся эконо­мическими в широком смысле слова, но на самом деле представляющие собой идеологические феномены. Они ока­зывают затрудняющее влияние на развитие сексуальных от­ношений, которые еще не являются "браком". Имеется в виду идеология моногамии, которую особенно ревностно поддерживают и отстаивают женщины.

 Женщине нелегко дается расторжение длительных сек­суальных отношений, даже если она и экономически неза­висима. В этом случае так называемое общественное мнение чувствует себя призванным вмешаться в любое частное дело. Правда, сегодня оно уже закрывает глаза на внебрачную связь женщины, но легко приходит в ярость и клеймит как проститутку любую женщину, которая позволит себе всту­пить в связь с несколькими мужчинами.

 Сексуальная мораль, пропитанная собственническим интересом, превратила в нечто естественное такую ситуа­цию, в которой мужчина "обладает" женщиной, женщина же, напротив, "отдается" мужчине. А так как обладание подразумевает честь, в то время как отдаться означает уни­зиться, у женщин сформировалось боязливое отношение к половому акту. Это отношение стимулируется авторитарным воспитанием, действующим в том же направлении. Посколь­ку же для большинства мужчин обладание женщиной стано­вится более доказательством их мужественности, нежели любовным переживанием, и предшествующее ощущение за­воевания заглушает последующее чувство любви, постольку этот страх женщин получает трагическое оправдание.

 Далее, девочка уже с молоком матери впитала заповедь о том, что позволительны сексуальные отношения только с одним мужчиной. Это влияние воспитания укореняется в сознании глубже и сказывается сильнее (так как оно неосоз­нанно закрепляется под действием ощущения вины), чем половое просвещение, которое начинается слишком поздно. Нередко встречаются женщины, которые, несмотря на ин­теллектуальное превосходство, оказываются не в состоянии расстаться с нелюбимым мужем и отгоняют любую мысль об этом с помощью более или менее несостоятельных аргумен­тов всякого рода. Подлинный мотив, остающийся неосоз­нанным, выражается примерно в таких словах: "Моя (мел­кобуржуазная) мать выдержала всю свою жизнь в таком ужасном браке, значит, и я должна быть в состоянии сделать это". Эта идентификация с верной супругу матерью, живущей в моногамном браке, является в большинстве случаев самым эффективным тормозящим элементом.

 Длительные сексуальные отношения, не оформленные браком, обычно не сохраняются на протяжении всей жизни. Чем раньше начинаются такие отношения, тем выше веро­ятность и, как легко можно увидеть, психологическое и биологическое обоснование того, что они распадутся быст­рее тех, которые завязались в более позднем возрасте. Чело­век, если он не слишком угнетен своим экономическим положением, находится примерно до 30 лет в состоянии непрерывного душевного развития. Только в это время ин­тересы становятся обычно более прочными и долговремен­ными. Тем самым идеология аскетизма и моногамии оказы­вается в резком противоречии с процессом телесного и душевного развития. Она практически неосуществима. Это ведет к противоречивости всякой идеологии брака.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz