| |||
Главная страница | E-mail |
СВОБОДНЫЙ МИР ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА.
Скоро исполнится 30 лет с того момента, когда, сокрушая на своем пути привычные, тысячелетние "моральные устои", на Западе разразилась, словно в одночасье, сексуальная революция, частички которой долетели тогда даже до нас. Кстати, в том, что они до нас долетели и успешно приземлились, нет ничего удивительного - тогдашний, середины 60-х, СССР, в отличие от ленинско-сталинского, в сугубо бытовом и "личном" плане был не намного менее свободен, чем тогдашний же Запад. (1) Примерно то же самое можно сказать и о странах европейского "социалистического лагеря", за исключением, пожалуй, Польши и Румынии, а из враждебных СССР соцстран - об Албании.
Несложно предвидеть, что о юбилее этой революции будут писать (в т.ч. и в России) много и сумбурно и что, скорее всего, даже не упомянут при этом ее провозвестников, в т.ч. первого из них - Вильгельма Райха.
Это было бы неудивительно: в официальной философской, психологической и социологической историографии над Райхом, скорее, принято посмеиваться, чем описывать его взгляды и научные достижения в конструктивно-объективном тоне. Например, словарь "Современная западная социология" (М., 1990) подает его как основателя "фрейдо-марксизма", при этом подразумевая, невольно вторя американским прокурорам 50-х годов, что (как минимум в последние годы своей активной деятельности) он был только философом, склонным к оккультизму и вообще с весьма странным мировоззрением, а после разрыва с официальным психоанализом не имел никакого отношения к психологии и, тем более, к медицине.
Однако это неправда - Райх до конца своих дней был философом, социологом, отчасти экономистом, психологом, психотерапевтом, социальным психологом и медиком-исследователем. Такая вот профессиональная эклектика итальянско-возрожденческого типа; только в чистом виде ни фрейдизма, ни марксизма в теориях Райха, особенно начиная с 1934 года, не было, а всё было гораздо сложнее. Чтобы подробнее рассказать об этой более чем незаурядной личности воспользуемся, в том числе, биографией, приведенной анонимным автором на сайте под названием "Сексуальная революция".
Известный прежде всего как психолог и психиатр Вильгельм Райх родился в Австрии 24 марта 1897 года. Он родился в австрийской Галиции в семье богатого фермера и жил в семье до восемнадцати лет. Вскоре после рождения сына отец Райха купил большую ферму в Буковине, украинской части Австрии, и переехал туда с семьею. В 14-летнем возрасте Вильгельм застал мать в объятиях одного из репетиторов. Мальчик, по глупости, рассказал об увиденном отцу - человеку чрезвычайно ревнивому. После этого мать совершила самоубийство. Отец с горя тоже покушался на свою жизнь, а затем заболел туберкулезом и умер спустя три года после гибели жены. После смерти отца Вильгельм стал фактическим хозяином фермы. Вместе с тем он продолжал учиться. В 1916 г. Райх поступил на службу в австрийскую армию, стал офицером, воевал в Италии. В 1918 г., вернувшись с войны, он поступил на юридический факультет Венского университета, затем перевелся на медицинский факультет. Первая мировая уничтожила и ферму, и все семейные сбережения. Братья Райх вместе с еще одним студентом снимали небольшую квартиру и часто жили впроголодь.
В 1921 году Райх женился на одной из самых красивых студенток университета, Анни Пинк. Они прожили вместе с 1921 по 1933 год. Впоследствии Райх был женат еще дважды.
В 1922 г. Райх становится первым (!) клиническим ассистентом Зигмунда Фрейда в Венской психоаналитической клинике. Фрейд высоко оценивал своего сотрудника и как практикующего врача, и как будущего теоретика. Только вот судьба учений учителя и ученика сложилась прямо противоположным образом - З. Фрейда часто называют "одним из освободителей человечества", тогда как его бывший клинический ассистент по сей день неизвестен "широким массам", для сознания которых никто, наверное, не сделал в ХХ веке больше полезного, чем он.
Райха с первых же месяцев психоаналитической практики не удовлетворял классический подход психоанализа к проблемам неврозов, к тому же игнорировавший их массово-эндемический характер. Изучение социальных причин неврозов побудило его заинтересоваться марксизмом. Он переезжает в Берлин, вступает в Германскую Коммунистическую партию. В 1930-33 гг. Райх обращается к анализу немецкого фашизма и к началу 1934 года заканчивает создание ряда своих главных произведений, включающих и социально-политические элементы: "Анализ характера" (1933, издана в России в 1997 г. под заглавием "Анализ личности"), (3) "Психология масс и фашизм" (1933) и ряд работ, объединенных впоследствии под общим названием "Сексуальная революция" (1945). Среди других книг следует отметить "Функцию оргазма"(1940), которая, как полагают, наилучшим образом в сжатой форме отражала его идеи и историю его научной работы. В ряде российских библиотек можно найти также его до сих пор не переведенные на русский язык "Страсть юности: Автобиография 1897-1922" и "Вторжение принудительной сексуальной морали".
В своих книгах Райх утверждал, что "невротический характер" - личность, формирующаяся в условиях подавления естественной сексуальности, склонная к слепому подчинению, неспособна к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Вот что он писал об этом в книге "Функция оргазма": "Я полагаю, что европейские демократии потерпели поражение в борьбе с диктатурой потому, что в демократических системах было слишком много формальной и слишком мало реальной, практической демократии. Любое мероприятие в сфере воспитания было проникнуто страхом перед живой жизнью. Демократия рассматривалась как состояние гарантированной "свободы", а не как процесс развития массовой ответственности. И в демократических политических системах существовало и существует воспитание, цель которого - обеспечить повиновение авторитарной власти."
Сперва Райх основал в Германии широкое "сексуально-политическое" движение молодежи, в которое вошли и молодые нацисты (!), и рабочие левой ориентации, и студенты. Затем при Компартии под руководством Райха был создан "Германский Государственный союз пролетарской сексуальной политики". Почему тогдашняя германская Компартия отнеслась к этому терпимо? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но сказались, видимо, статьи Райха, позже вошедшие в "Сексуальную Революцию", где он, видимо, в силу поверхностного знакомства с советскими реалиями, всячески превозносил ранний советский опыт, в т.ч. опыт сексуально-юридических реформ, в частности, широкое право на аборты, отмену запрета на инцест и гомосексуальные связи, облегченную бракоразводную процедуру, якобы абсолютно неавторитарные методы в т.ч. полового воспитания детей и подростков в советских коммунах и детских учреждениях и т.п. Понятно, что немецкие коммунисты вряд ли не оценили по достоинству этот "благородный жест" в сторону их "старшего брата". (4)
Райх действительно полагал, что в ленинской России воплотились позитивные "антисемейные" установки раннего марксизма, вслед за которым он сам считал современную патриархальную семью ориентированной вовсе не на "счастье в личной жизни", а на экономическое, частно-собственническое развитие рода (5). Подчеркнем здесь, что Райх вовсе не был противником современной семьи как таковой, но лишь "патриархальной семьи", где строгая половая мораль служит наследственным интересам рода. (6) Здесь Райх, однако, не разглядел того ныне очевидного обстоятельства, что столь грамотная имитация сексуальной революции в СССР 20-х гг. изначально была для большевистской власти лишь приманкой для массовой поддержки населением "диктатуры пролетариата", а не реальной целью.
В 1931 г. на конгрессе "Секспола" в Дюссельдорфе собралось 20 тысяч человек - это был звездный час организации, но он был, увы, недолог. Один из главных вопросов повестки дня конгресса - как отучить молодежь от посещения проституток и приучить ее к "посещению" ровесников противоположного пола. Вскоре, однако, такая сексуально-политическая эклектика привела к открытому конфликту Райха как с психоаналитическим, так и с рабочим движением. В 1933 г. произошел он окончательно порывает с коммунистами: из германской компартии его исключают за "троцкизм", а позже, из датской - за "выступление против революционной политики". Оба этих факта неудивительны - к тому времени "братская" советская компартия окончательно, что признавал и сам Райх, утратила "секс-революционный" дух, перейдя к котрреволюции и вообще к политической тирании (7), масштабов которой тогдашний Запад, не считая, отчасти, гитлеровского Рейха, еще не знал. Например, были возобновлены уголовные преследования гомосексуалистов, распространителей "порнографии", трактовавшейся намного шире, чем сейчас (хотя и сейчас еще эта позорная "порнографическая" статья есть в УК РФ), очень сурово стали наказывать проституток (при Ленине их часто просто расстреливали - кстати, по его прямому указанию, видно, плохо "обслуживали" его в свое время; в 20-е годы, как и сейчас, проституток, в основном, просто штрафовали, а в 30-е стали ссылать и сажать в лагеря) и т.п. Кроме того, сама семейная жизнь советских граждан подвергалась, по примеру ортодоксальных церквей средневекового Запада, пристальному вниманию всякого рода парткомов и профкомов, считавших высшей доблестью подглядывание в замочные скважины с соответствующими "оргвыводами". Естественно, что "братские компартии" чутко уловили новый, сталинский "дух времени". (8)
В 1933 г. Райх перебирается из Германии, ставшей в одночасье "Третьим Рейхом", в Данию, а в следующем, 1934 г., после приглашения одного из норвежских коллег, в Осло, где работает в университетском Институте Психологии, преподавая характероанализ и одновременно продолжая свои научно-клинические опыты. В том же 1934 г. прекращается членство Райха в Международной психоаналитической ассоциации. На глубинных причинах этого (о поверхностных - см. чуть выше) хотелось бы остановиться подробнее. Разрыв Райха с фрейдизмом, в отличие от разрыва с "коммунизмом" как таковым, происходил, скорее, по воле самого ученого (хотя его и исключили из психоаналитической организации "насильственно", Райх позже, уже в Норвегии, добровольно не захотел вступать в ряды местных психоаналитиков) и носил более длительный характер. Райх, например, долгие годы критиковал Фрейда не просто за "половинчатость" его учения о поле, строго индивидуалистическую направленность его психоанализа и почти полную аполитичность его как философа, если не считать очень осторожную фрейдовскую критику церкви, но и за отступление от идеалов его, Фрейда, собственной молодости.
Например, Фрейд изначально полагал, что сексуальные неврозы следует лечить не только психоанализом, но и изменением отношения общества к сексуальным проблемам, однако позже начал всячески лелеять "сублимацию" (в противовес чистому вытеснению) как позитивный стимул развития наук и искусств и вообще "цивилизованной жизни". Далее, Фрейд подразумевал, что невротик - вовсе не жертва социальных условностей и преступной половой политики всех властей мира и церкви, но жертва собственных "комплексов" и вообще затянувшейся инфантильности; ведь не случайно Фрейд всегда уделял основное место в своих исследованиях детской, и только затем, в меньших масштабах, - подростковой и "взрослой" сексуальности. И выводы делал, по мнению Райха, далеко не всегда верные: "Казалось, - писал Райх, - что естественной сексуальности вовсе не существовало. Бессознательное было наполнено одними лишь извращенными влечениями. Психоаналитическое учение отвергало, к примеру, существование первичной вагинальной эротики у маленькой девочки и допускало появление женской сексуальности из сложной взаимосвязи других влечений." ("Функция оргазма", обзорная часть.)
Психоанализ был подвержен, таким образом, не меньшим вытеснению и сублимациям, чем объекты его изучения и постепенно начал, по мнению Райха, обрастать (в т.ч. и из-за неверных трактовок положений учения самого Фрейда) ненаучной метафизикой: "После выхода в 1920 г. книги Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия" для объяснения сексуальных проблем было введено понятие "влечение к смерти как движущая сила - танатос", равноправная с половым влечением или даже более мощная... Прошло примерно восемь лет, пока мне стало ясно, что страх смерти идентичен неосознанному страху оргазма, а мнимое влечение к смерти, стремление к разрешению, к Ничто, представляет собой неосознанное стремление к снятию оргастического напряжения... Но те аналитики, которые не занимались практикой, и те, которые не понимали структуры сексуальной теории, начали применять новое учение о "Я". Вместо сексуальности стали говорить об "эросе". "Сверх-Я", выдвинутое в качестве вспомогательного теоретического представления для понимания душевной структуры, неумелые практики смогли "взять в свои руки". Они оперировали этим понятием, будто оно представляло собой реальные факты. "Оно" было чем-то злым, строгое "сверх-Я" с длинной бородой спокойно восседало неизвестно где, а бедное "Я" пыталось "посредничать" между ними. Место живых и подвижных фактов, клинических и научных дискуссий занимали механические схемы, которые позволяли не размышлять, и псевдонаучные спекуляции." Райха, например, не устраивала и поздняя фрейдовская концепция "биологической врожденности мазохизма", якобы вытекающей из "первичной" воли к смерти; сам Райх понимал мазохизм как общественно обусловленное "вторичное влечение".
К тому же Фрейд, по мнению Райха, часто неверно истолковывал природу неврозов вообще и наиболее часто встречающегося невроза в частности - невроза "сердечного страха". Читаем об этом в "Функции оргазма" следующее: "Невротический страх определялся [тогда] как сигнал со стороны "Я". Страх, по словам Фрейда, был сигналом тревоги со стороны "Я" как при проявлении отвергаемого влечения, так и при реальной опасности извне. Речь шла о невозможности установить отношение между актуальным неврозом и невротическим страхом. Это была позиция, достойная сожаления, но... Фрейд завершил свои размышления на данную тему, заявив: "Не позволено". Страх, по его мнению, следовало воспринимать не как следствие вытеснения сексуальности, а как причину этого вытеснения. Вопрос о том, из какого материала создавался страх, якобы не представлял интереса. Утверждение о том, что в страх превращается либидо, теряло, по мнению Фрейда, свое значение. Он упустил из виду то обстоятельство, что страх как биологический феномен не может проявиться в "Я", не будучи подготовлен в биологической глубине."
Что же касается прочих направлений психоанализа, уже "неофициальных", то они были Райху еще более чуждыми - его смешил "психоаналитический мистицизм" Юнга и половинчатые и авторитарные - как социальные, так и психоаналитические - теории Адлера: "Адлер, используя в своих исследованиях чувство вины и агрессию, не завершил разработку сексуальной теории. Он закончил свой путь как официальный философ и приверженец социальной этики. Юнг обобщил понятие либидо таким образом, что оно полностью потеряло присущий ему смысл, заключающийся в сексуальной энергии. Он превратился в сторонника "коллективного бессознательного" и тем самым мистики, которую позже представлял официально в качестве национал-социалиста". Также более или менее "плохо кончили", по мнению Райха (см. тж. "Функцию оргазма") и три других выдающихся ученых-психоаналитика его времени - Ранк, Штеккель и Ференци.
Райх вообще считал, выстрадав этот вывод за долгие годы научной работы и гонений со стороны многих "коллег", что психоанализ на индивидуальном уровне, не сопровождаемый сексуальными реформами на коллективном, бесполезен. Мировоззренчески ему были ближе, скорее, его же младшие современники, но не прямые ученики, - К. Хорни, Г. Маркузе, А. Фрейд, Т. Адорно, Э. Эриксон.
В философии как таковой Райх стоял на позициях не только так или иначе осознаваемого им натурфилософского пантеизма, но и вполне осознанного психофизического параллелизма (в противовес механистическому материализму - "телесные процессы порождают душевные" и метафизическому идеализму - "дух создал материю, но ни в коей степени не наоборот"), согласно которому "душевное и физическое - два параллельно происходящих процесса, взаимно воздействующих друг на друга... и хотя биологические законы и могут иметь силу в психическом, психические особенности не действуют в биологическом". Впрочем, Райх иногда очень осторожно намекает в своих книгах, что немного читал чисто философских работ (9). Очень радует либеральный взгляд, однако, такой вывод Райха из всех прочитанных им философов: "Я четко осознал тогда, что во всех без исключения философских трудах содержится какая-то доля истины". В то же время Райх - впрочем, вполне в духе новейшей философии - критикует метафизический взгляд на природу вещей: "Живое просто функционирует, в нем нет "смысла". Исследование природы пытается исключить метафизические предположения. Если нельзя понять, почему и как функционирует живое, начинают искать некий "смысл" или "цель", вкладывая их в сам процесс функционирования."
Райх разработал и собственную идеологию рабочей демократии, но в этой новой идеологии не было ни трудноосуществимых и скоропалительных идей социалистического утопизма, ни пресловутого "классового подхода", из которого напрямую вытекало бы нечто вроде кровавой и подлой "диктатуры пролетариата" (10), и этим Райх позитивно выделялся на фоне тогдашних леваков всякого рода. Вот что, в частности, писал он об этом в "Функции оргазма": "Чтобы справиться с массовым неврозом и иррационализмом в общественной жизни, другими словами, чтобы осуществить настоящую умственную гигиену, необходимы социальные рамки, в которых, прежде всего, устраняется материальная нужда и обеспечивается свободное развитие жизненных сил каждого. Такие социальные рамки может создать только подлинная демократия. Но подлинная демократия не является состоянием "свободы", которая могла бы быть подарена, разрешена или гарантирована какой-либо группе людей избранными или навязанными органами власти. Подлинная демократия - трудный и длительный процесс, в ходе которого массы людей, защищенных в социальном и юридическом отношении, имеют все возможности (а не "получают" их) учиться управлению живой индивидуальной и общественной жизнью и продвигаться ко все лучшим формам жизни". И еще: "Если демократия хочет устранить диктаторские наклонности в массах, она должна доказать свою способность покончить с бедностью и достичь рациональной самостоятельности людей".
Это было написано в начале 30-х; теперь же мы можем сказать, что эта часть его прожекта начала вполне успешно - и именно так, как хотелось Райху и его сторонникам во всех общественных классах и группах - осуществляться на Западе (за исключением, частично, США, где сохраняются элементы "дикого капитализма") примерно с 50-х годов ХХ века. Это современный социал-демократический, или лейбористский прожект (11). Райх также считал, что ни одна идеология, включая его собственную, не будет работать, пока не произойдет сексуальная революция и люди не перестанут стесняться своих телесных потребностей. Кстати, именно современные социал-демократы являются противниками бездумного и ханжеского морализма всякого рода "религиозно-консервативных партий" Европы, а также американских республиканцев и правых демократов.
Почему сексуальная революция виделась ученому столь необходимой? Сам он отвечает на этот вопрос так: "Люди - единственный биологический вид, не следующий естественному закону сексуальности. Этот факт является причиной многочисленных уничтожающих болезней. Отрицание жизни обществом имело своим следствием массовую смертность как в виде войн, так и в форме душевных и телесных нарушений жизненной функции." В "физическом", или телесном смысле речь здесь идет, прежде всего, о смертности от рака, возникновение которого он напрямую увязывал с подавлением сексуальности. Именно Райх открыл в 1923 году оргазм как сложнейший биологический феномен (его "оргон" - как раз нечто среднее между "организмом" и "оргазмом"), а нарушение животворящей функции оргазма в сексуальности и приводит как человека, так и общество к тяжелейшим последствиям. Ведь до сих пор секс рассматривался "христианской цивилизацией" исключительно как "неизбежное зло, необходимое для продолжения рода". Все это было замечательно, конечно, и очень "высоко морально", только вот этот "род" от поколения к поколению получался все более ущербным.
Экзистенциально-философский базис теории сексуальной революции, по мнению Райха, должен быть простым и естественным, в чем-то, заметим, даже ницшеанским: "Не теория отсутствия страданий, которой придерживаются йоги и буддисты, не эпикурейская философия наслаждения, не самоотречение монашества, а чередование борьбы и счастья, заблуждения и истины, ошибочного шага и его осмысления, рациональной ненависти и рациональной любви, короче, полная проявленность во всех жизненных ситуациях -- вот признак душевного здоровья. Способность выносить неприятности и боль, не погружаясь в разочарование, напрямую связана со способностью воспринимать счастье и дарить любовь." Добавим: полноценную любовь - и "плотскую" в том числе.
Как же понимает Райх саму сексуальную революцию и приносимую ей свободу? Как это ни покажется странным нашим нынешним апологетам всяческого "траханья", смысл такой революции отнюдь не в сексуальной распущенности или морально-юридической сексуальной вседозволенности. Во-первых, важнейшим для Райха моментом здесь было не потерять новые поколения для естественной и счастливой жизни (12), прекратив "препятствовать естественной сексуальной жизни детей и подростков", в том числе мастурбации и сексуальным отношениям молодых людей друг с другом (подчеркнем - друг с другом, вовсе не со взрослыми, что и в те годы было преступной "нормой" во многих семьях, особенно в тех, где были отчимы). Осуждается Райхом и авторитарное требование "добрачной половой аскезы" - как лицемерное и вредное: "Разрешать в законодательном порядке юноше вступление в брак вечером того дня, когда ему исполнилось 16 лет, показывая таким образом, что в данном случае половая жизнь не во вред, и одновременно требовать "аскетизма до брака", даже если по экономическим соображениям его можно будет заключить только в 30 лет, - значит лицемерить... Требование аскетизма выдвигается перед молодежью для того, чтобы сделать ее поддающейся влиянию и способной к вступлению в брак. Это требование позволяет достичь именно такого результата. Одновременно оно порождает самую настоящую сексуальную импотенцию, разрушающую браки и обостряющую брачный кризис." Резюме: "Пубертатный период есть сексуальное созревание и поначалу ни что иное. Так называемое "культурное половое созревание", о котором рассуждает эстетическая психология, - это, мягко говоря, болтовня. Обеспечение возможности получения сексуального счастья в жизни созревающей молодежи является центральным пунктом профилактики неврозов."
Во-вторых, сексуальная революция не ставит целью ни массовые (подобные анархистским) "прямые действия" вроде коллективных "хипповых" секс-хеппенингов (хотя Райх и был против запретов на секс по добровольному согласию вне общественных мест), ни смену общественно-политических формаций (13). Но она предполагает, прежде всего, революцию в ментальной сфере человечества. Вот что пишет об этом Райх в своей основной работе "Функция оргазма": "В сфере умственной гигиены должна быть решена большая задача. Она заключается в том, чтобы поставить на место сексуальной неустроенности, системы публичных домов, порнографической литературы и индустрии секса естественное счастье любви, гарантируемое обществом. За этим не кроется намерение "разрушить семью" или "подорвать мораль". Семья и мораль подрываются принудительной семьей и принудительной моралью. Наша задача как специалистов - покончить с вредом, который в форме душевных заболеваний приносит неупорядоченность половых и семейных отношений. Чтобы преодолеть эту "чуму", надо четко отличать любовь родителей и детей друг к другу от семейного принуждения в какой бы то ни было форме."
В-третьих, отметим еще раз, речь у Райха идет о необходимости браков только и исключительно по любви. (В том числе обществом должны перестать осуждаться "неравные" по возрасту и социальному статусу супругов браки и сексуальные связи, не преследующие прямых экономических интересов.) Это, как ни странно, самая трудноосуществимая на практике часть его теории: сейчас, когда подневольных браков в "христианском" мире становится все меньше, люди, тем не менее, - а это безусловный плохо осознаваемый таковым рудимент старой патриархальной морали - все чаще абсолютно добровольно заключают т.н. браки по расчету, которые, по статистике, оказываются долговечнее и даже бесконфликтнее "обычных". Только разве прочность и бесконфликтность любого брака - самоцель? Теория "сексуальной революции" как раз выступает против такой "прочности" любой ценой, ибо в результате о счастливой семейной жизни приверженцам "браков по расчету" можно забыть вовсе. Впрочем, эти браки - результат экономических бедствий большинства населения тех стран, где они процветают. А необходимостью экономических реформ (14) Райх, напомним, в своих построениях никогда не пренебрегал.
В-четвертых, Райх пишет о необходимости свободы создания и функционирования всякого рода нетрадиционных семей (в т.ч. "узаконенных", по желанию сторон, юридически) - с большим количеством партнеров (если речь не идет об обмане кого-то из партнеров), с временными "изменами" одного партнера другому с целью восстановления обоюдного влечения и нормализации последующей семейной жизни. Клиническая практика Райха показывала, что в тех случаях, когда люди ухитрялись (15) жить более свободно, чем предписывала "общественная мораль", они: а) жили дольше и счастливее, б) почти не страдали страшными физическими и психическими заболеваниями.
В-пятых, признавая аборты социальным злом, Райх призывает к их легализации, защищая тем самым права женщин на участие в планировании семьи. К слову сказать, легализация абортов, производимых не в результате изнасилования или по медицинским показаниям, в США произошла только в 1973 году, а в ряде католических стран (Италия, Польша и др.) не произошла по сей день. К планированию семьи напрямую относятся и предложения Райха по облегчению бракоразводных процедур; отсутствие юридических препятствий должно послужить, по мнению ученого, и общему смягчению нравов в этой области. Здесь дела пока плохи: в большинстве западных стран развод по-прежнему дело тяжелое, что вынуждает людей прибегать к "гражданским бракам", приводящим к поражению супругов в имущественных и сопутствующих им правах.
Листовки, резюмирующие и дополняющие все вышесказанное о такой революции и призывающие ее сторонников - т.е. всех людей, чудом сохранивших здравомыслие и здравые инстинкты и желания - на своего рода "баррикады", могли бы, по мысли Райха, выглядеть примерно так:
"Здоровая и приносящая удовлетворение половая жизнь безусловно предполагает наличие возможности быть без помех наедине с любимым партнером. Необходимо, следовательно, строительство жилья для всех, кто в нем нуждается, в том числе и для молодежи.
Сексуальное удовлетворение не идентично продолжению рода. Здоровый человек на протяжении своей жизни совершает половой акт три -- четыре тысячи раз, имея в среднем только двоих детей. Для сексуального здоровья безусловно необходимы противозачаточные средства.
Большинство людей страдают сексуальными расстройствами из-за воспитания, подавляющего сексуальность. Это значит, что они остаются неудовлетворенными в результате полового акта. Необходимо поэтому создание достаточного количества амбулаторий для лечения сексуальных расстройств.
Необходимо рациональное половое воспитание, формирующее положительное отношение к любви.
Молодежь заболевает из-за конфликтов вокруг онанизма. Здоровью не вредит только самоудовлетворение без чувства вины.
Молодежь имеет право на счастливую половую жизнь в оптимальных условиях.
Продолжительное половое воздержание, безусловно, вредно. Болезненные фантазии исчезают только при половой жизни, приносящей удовлетворение. Боритесь за это право!"
Мы видим, далее, что в отличие от современных концепций сторонников сексуальной революции, сам Райх - вообще не будучи сторонником запретов - относился весьма негативно и к гомосексуализму, и к порнографии, и к проституции, считая их обратной стороной репрессивной "половой морали капиталистической патриархальной социально-экономической системы" (16), "вторичными, возникшими взамен вытесненных, извращенными сексуальными влечениями", не приносящими ни подлинного удовлетворения, ни вообще жизнерадостности (17).
Например, в своем "Анализе личности" он считал положительным психотипом т.н. "генитальную личность", живущую естественной жизнью, ненавидящую порнографию и любое насилие, настроенную на прогрессивно-светские социальные перемены и в столь же естественном духе воспитывающую потомство, отрицательными психотипами - "садистско-порнографический тип", в котором с пресловутым "воздержанием" сочетаются похоть, часто с садистскими чертами, пользование услугами проституток, причем всегда разных и без удовлетворения от них (не говоря уже об их удовлетворении), страсть к порноизображениям и садистский морализм одновременно, отравляющий жизнь окружающих его; другой, еще более отрицательный психотип - "личность, пораженная эмоциональной чумой", самым ярким примером которой он считал Гитлера. Схожей точки зрения на личность "бесноватого фюрера" придерживался, в частности, и Эрих Фромм.
Отвлечемся немного от простого изложения фактов и зададимся вопросом: приходит ли нам в голову при чтении этих строк ужасно-гротескный термин "фрейдомарксизм"? Ведь достаточно просто вспомнить, что и Фрейд, и Маркс были атеистами, а у Райха мы читаем следующий, вполне натурфилософский, или в чем-то даже оккультно-теософский вывод: "Должно же когда-то стать раз и навсегда ясно, является ли Бог бородатым могучим существом, живущим на небе, или он представляет собой естественный космический закон, господствующий над нами. Только если Бог и закон природы - одно и то же, возможно понимание между наукой и религией. От диктатуры божественного наместника на Земле до диктатуры ниспосланного Богом спасителя народов -- всего один шаг."
С 1934 г. Райх отходит от леворадикальной политической деятельности. В конце концов, на эту тему он уже все сказал в своих книгах и попытался убедить своих многочисленных влиятельных собеседников и оппонентов. Пришло время, в основном, практической помощи конкретным людям. Он переезжает в Норвегию, и в Осло открывает новую школу психосоматической терапии. В 1934-37 гг. на основе своих сексологических представлений Райх проводит экспериментальные исследования биоэлектрического потенциала человека. Полученные результаты Райх истолковывает как открытие им (в 1939 г.) оргона - уникального, витального вида космической энергии, свойственной не только сексуальности, но вообще всем проявлениям жизни. (18) Позже, в 1940 г., Райх сконструировал аккумулятор оргона, обсуждал вызванные им эффекты с Эйнштейном и утверждал, что этот прибор пригоден для лечения различных телесных и психических заболеваний, от истерии до рака. Однако он не нашел понимания со стороны норвежских ученых и из-за обструкции в фашистской прессе (19) был вынужден покинуть страну.
В том же 1939 году Райх получает приглашение от Американского психосоматического медицинского движения и при поддержке известного психолога русского происхождения Малиновского переехал в США вместе со своей лабораторией оргонной энергии. В Нью-Йорке до 1941 г. он был профессором медицинской психологии в Новой школе социальных исследований. Именно в США идеи Райха приобрели наибольшее число сторонников и последователей и произвели наибольший эффект "в массах". Именно здесь, прекратив, наконец, свои вынужденные скитания, он смог работать с наибольшей интенсивностью и продуктивностью. Здесь следует напомнить читателю, что Райх явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии. На многих терапевтов тогда повлияла работа Ф. Перлза, которого Райх обследовал и на которого оказал больше влияние своими теориями.
Однако конец его в этой приютившей его стране был, мягко говоря, печален. Райх умер в тюремной больнице в Льюисбурге, штат Пенсильвания, в холодный осенний день 3 ноября 1957 года - под воздействием многочисленных и очень влиятельных недругов к двум годам тюрьмы его приговорили тогда, на излете маккартизма, за использование несертифицированного медицинского оборудования (т.е. той самой оргонной установки), "шарлатанство от медицины и неуважение к суду". Было ли затем строго "научно" доказано, что "всё это" - не шарлатанство вовсе? Конечно, нет. Сторонникам Райха (20) никто из "светил медицины" по сей день не верит, a-priori не желая ничего проверять экспериментально, а многие просто и не знают об их - последователях Райха - существовании. А ведь оргонными установками Райха могли бы заинтересоваться не только психотерапевты, но и онкологи - Райх уверял, что они способствуют излечению рака, тогда как сексуальная свобода способствует тому, чтобы раковые опухоли вообще никогда не возникали. Вероятно, это слишком смелое утверждение (например, Райх недооценивал здесь роль стрессов, вызванных общим темпом жизни даже некрупных городов, экологического и радиационного загрязнения среды, наконец, роль курения, наибольшая опасность которого теперь теми же онкологами бесспорно доказана). И тем не менее...
Не забудем и о том, что разработанная Райхом леворадикальная критика семьи (уже после середины 60-х гг.) имела огромный резонанс не только и не столько среди значительной части западных "деклассированных элементов", как писали о них советские критики (см. "Критику фрейдо-марксизма"; М., Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1983): этим "элементам" было "хорошо" друг с другом и без такого рода теорий. Помимо ряда представителей неофрейдизма, ее и сопутствующую ей теорию сексуальной революции подхватили представители Франкфуртской социологической школы (Т. Адорно и М. Хоркхаймер), экзистенциализма (в частности, Симон Бовуар, автор книги "Другой пол"). Она также оказала значительное влияние на молодежь в целом, на рост пацифизма (ибо было сказано: make love, not war), на идеи хиппи, на ряд направлений демократического движения: "новых левых", неофеминизм (в частности, на К. Миллет, автора книги "The Sexual Policy"), на движение афроамериканцев (особенно на Э. Кливера, одного из руководителей "Черных пантер") и на творческую интеллигенцию (драматургию Жана Жане, авангардную битническую прозу высоко ценившего Райха Уильяма Берроуза и пр.).
В заключение зададимся парой очень важных вопросов. Первое: а не будь Фрейда, Райха и их последователей вовсе, произошла бы сексуальная революция или нет? Скорее всего, да. Ведь качественное экономическое и духовное развитие Запада к 60-м гг. завершилось; охранительные моральные нормы для сменившего его развития чисто количественного были уже не столь "необходимы", и рано или поздно они начали бы - правда, постепенно - отмирать сами собой. Возрос общий уровень жизни - значит, "выгодные браки" перестали быть столь актуальными, стало меньше тяжелого труда - трудовая мораль ("протестантская этика") и все, что ей сопутствовало, в т.ч. жесткий пуританизм, сохранившись в общих чертах, все же отошли на второй план. Стало понемногу сказываться и стирание "межклассовых различий" в быту, вообще характерное для нынешнего постиндустриального общества (когда миллионеры слушают ту же музыку, что и жители рабочих районов и носят те же джинсы и т.п.). Даже нетрадиционными религиями за 10 лет, начиная с середины 50-х все там, кажется, уже наелись. Оставалось только освободить "позитивное естество человека".
Второй вопрос. Победила ли уже сексуальная революция середины 60-х на Западе? К сожалению, лишь отчасти, во многом, как мы уже отмечали выше, превратившись в обратную сторону многовековой репрессивной цивилизации, а начиная с 80-х годов даже наблюдается некоторый откат от ее принципов, вызванный даже не контрнаступлением моралистов (ибо оно и так никогда не прекращалось) но скорее сильным преувеличением негативной роли "крайностей" свободной любви даже ее недавними идеологами, якобы "повзрослевшими и поумневшими", т.е. облекшимися во всяческую духовную мертвечину. В буддийской, индуистской, конфуцианской и мусульманской цивилизациях, к сожалению, все по-старому - там такая революция, в общем, и не начиналась. Вопрос номер два с половиной - а что же в России? Надо заметить, что, начиная примерно с 1988 года, сексуальная революция у нас не прекращается, даже несмотря на фашизоидные тенденции четырех последних лет во власти и "общественном мнении" (21), что в западных (или, например, довоенных советских) условиях сразу свело бы всё на нет. Видимо, в том, что в современной России большинство людей только посмеиваются над нашей властью со всеми ее квазидуховными "инициативами", есть немалый позитив. Причем у нас в этом плане почти нет западной дихотомии больших, свободных, и малых, пуританских, городов и весей - свободная любовь иногда процветает даже в деревнях. И хотя общая культура (в нерепрессивном смысле слова) такой любви у нас еще сильно "оставляет желать", понадеемся, что времена изменятся и что эта свобода - навсегда.
Понадеемся, ибо блажен, кто верует.
Грэм Джефферсон,
Москва, август 2003 г.
Примечания.
1. А если вспомнить, например, о современных частных британских - и не только - школах с их раздельным обучением и почти тюремным распорядком и оттого являющихся рассадником неврозов и гомосексуализма в чудовищных масштабах, то слово "тогдашний" хочется исключить вовсе. Кстати, начальство этих школ уже планирует установить видеокамеры наблюдения в классных комнатах, а там, видимо, и до спален дойдет - и чем же тогда это будет отличаться от сюжета романа "1984" англичанина же Джорджа Оруэлла с его "телекранами"?
2. Примеров западной пуританско-моралистической клерикальной и судебной цензуры, при этом необязательно связанной с "вопросами пола", в наше время, как и столетиями ранее, планомерно подрывающей все позитивные ценности западных демократий, цензуры, в 90-е годы прошлого века плавно переросшей в абсурд "политкорректности", можно привести множество. Это и запрет на книги таких ныне всемирно признанных писателей, как Генри Миллер (запрет действовал с 1934 до 1961 г.) и Уильям Берроуз (с 1955 до 1966 г.), и запрет множества фильмов (вспомним существовавший в Голливуде с 1934 по 1966 г. и недавно возобновивший под другой вывеской свою деятельность специальный цензурный комитет) и видеоклипов, и вымарывание из старых "мультиков" сцен с курящими и пьющими даже отрицательными персонажами, и много прочей подобной паранойи.
Совсем недавний случай из того же ряда, только хуже: британский "постидустриальный" музыкант, философ, бывший хиппи и лидер одной из (ориентированных в т.ч. на сексуальные практики) общин New Age Дженезис Пи-Орридж был вынужден в 1991 году бежать в Северную Калифорнию из родной Англии, где ему всерьез и надолго грозила местная тюрьма по вздорным обвинениям в "сатанизме", санкционированным государственной - это не оговорка, ибо ее главой является глава государства, т.е. британская королева - англиканской церковью при поддержке спецслужб. Можно вспомнить историю совсем свежую - 2003-го года, с российской поп-группой "Тату" - то, какой нечеловеческий вой с требованиями и вовсе запретить девушкам въезд в Британию подняли британские моралисты вокруг слишком "откровенного", на их взгляд, видео- и концертного "имиджа" группы. Британское MTV тогда "не осталось равнодушным" и запретило показ их "откровенных" клипов. Качественное отличие от "Страны Советов" и почти всех республик "постсоветского пространства" здесь одно, хотя оно и весьма существенное - не столь массовое применение цензуры в результате, как правило, ее негосударственного характера (ибо западные суды и деятели господствующих церквей, как известно, от исполнительной власти не зависят).
3. Касаясь этой части своего творчества, Райх утверждал, что в тогдашнем психоанализе он со своим "характероанализом" был "белой вороной", т.к. психоаналитики не любили его за излишнюю "пространность его рассуждений" и, следовательно, "размытость научного аппарата". К тому же, отмечал Райх, "очень немногие четко отделяли оценку характера ("хорошего" или "плохого") от его научно-естественного исследования; характерология и этика были и остаются еще и сегодня почти идентичными". Однако Райх считал такого рода анализ совершенно необходимым, прежде всего, с т. зр. создаваемой им "сексуальной экономики" (или "сексуальной экономии" - в противовес "политэкономии" марксизма-ленинизма).
4. Райх побывал в большевистской России лишь однажды, находясь там, естественно, под неусыпным оком ГПУ, и его "советские" восторги напоминают, среди, к сожалению, многого прочего из западной литературы и публицистики тридцатых годов, роман Леона Фейхтвангера "1937", навеянный посещением автором Советского Союза - роман, в котором апологетика сталинизма принимает поистине неприличные для западного человека формы и масштабы.
5. См., среди прочего, К. Маркс: "Происхождение семьи, частной собственности и капитала", где все 3 понятия связывались воедино. Правда, в отличие от Маркса, под "личным счастьем" Райх понимал не абстрактный душевный союз людей, лишенный основной, экзистенциалистской по сути своей, марксистской характеристики капитализма - "отчуждения", но союз, основанный, прежде всего, на сексуальной симпатии, которая, даже утрачивая с годами большую актуальность, способствует сохранению того самого душевного союза.
6. Неудивительно, отмечает Райх, что в бедных семьях такая мораль всегда не столь репрессивна - наследовать нечего; воистину, не в деньгах счастье. Кроме того, добавим, что в бедных семьях (как и в семьях нищих стран) никогда не стремились иметь не более одного-двух детей (и, соответственно, "умерщвлять плоть" с целью недопущения "перенаселенности" семей), в то же время и цель многодетности умышленно не преследовалась. Таким образом, дети появлялись на свет - и "произрастали" затем в больших количествах, даже несмотря на высокую младенческую смертность - как бы в виде побочного, неконтролируемого результата самодостаточных, мало контролируемых любовно-сексуальных отношений родителей. А что еще оставалось, с другой стороны, делать бедным родителям? Ведь книги и прочие "культурные ценности", не считая "обязательных" посещений церкви, были им недоступны по причине своей дороговизны и всякого рода "фэйс-контролей" - тоже не сегодня придуманных - в магазинах и увеселительных заведениях.
7. Эта политическая тирания, заметим, началась и пышно расцвела именно при Ленине, чего Райх, увы, упорно не замечал. Также ведь и иностранные туристы, возвращаясь уже в 60-е - 80-е гг. из трехдневной автобусной поездки по Москве и Ленинграду, потом совершенно искренне говорили "нашим" журналистам из "Правды", что "никакого тоталитаризма в СССР, на самом деле, нет - это все выдумки нашей буржуазной прессы, контролируемой медиа-магнатами" и т.п.
8. К слову сказать, в ряде штатов США, например, формально и по сей день уголовно, хотя и не очень строго, наказуем не только гомосексуализм (лишь в июне 2003 г. Верховный суд страны, под влиянием правозащитных организаций, обязал эти штаты отменить такие законы), но и, например, оральный секс; однако эти законы, к счастью, давным-давно "не работают" в силу не только множества выигранных сторонниками сексуальных свобод судебных процессов и того обстоятельства, что США давно уже подписали "соответствующие международные пакты", но и потому, что эти "волею народа штата принятые законы" теперь вызывают даже у судей и полиции приступы нервного хохота.
9. Например, он почти нигде не упоминает Фридриха Ницше. А ведь сам Райх со своим уже отнюдь не извращенно (в духе пресловутой "воли к власти") понимаемым имморализмом производит впечатление совсем не философско-психологического гибрида из Фрейда и Маркса, а, как сказал бы писатель Виктор Пелевин, "неожиданно протрезвевшего и поумневшего Ницше".
10. Райх вообще был сторонником максимальной межклассовой и межидеологической терпимости.
11. Слово "современный" здесь не случайно, т.к. социал-демократия первых двух десятилетий ХХ века была слишком прокоммунистической, даже в тех случаях, когда на словах отмежевывалась от всякого рода большевиков. Например, невозможно представить себе лейбористов 20-х годов в Англии, по сути расколотых на "правых" и "левых", причем политика "правых" лейбористов, особенно внешняя, была бы, в смысле идеологических ценностей, почти неотличима от политики британских же тори - консерваторов.
12. На своих старших современников он, по умолчанию, "махнул рукой", оставив им в утешение свой модернизированный психоанализ. В "Психологии масс и фашизме" Райх, впрочем, признает, что психоаналитическое исцеление "взрослых" людей по его методу - чрезвычайно тяжелое дело и занимает редко месяцы, а чаще годы. Дело здесь в том, отмечает он, что у взрослого человека система моральных запретов, разрушающая до основания его психическое здоровье, въедается, как правило, глубже в психику, чем даже вытесненная сексуальность.
13. При этом многочисленные горе-моралисты видят в таком контексте слова "революция" изрядный заряд экстремизма (почему-то "научно-техническая революция", несомненно, имеющая массу издержек, такого протеста у них не вызывает).
14. Точнее, Райх рассуждал об общей концепции экономических реформ, т.к. всегда подчеркивал: "я не политик и даже не экономист".
15. Почти всегда в крупных городах, где всем "наплевать друг на друга" и можно было в чуть меньшей степени опасаться "позора" и преследований.
16. Под "капитализмом", заметим, Райх понимал любую систему, основанную на купле-продаже, в т.ч. иногда без участия денег, т.е. систему, существующую уже более 6000 "библейских" лет, с момента крушения в глобальных масштабах первобытно-родового матриархата с его естественным бытом и "естественной моральной само-регуляцией".
17. Современные культурологи, напротив, считают, что здесь нет ничего извращенного: с "порноизображений" вообще началась в свое время живопись как таковая, а в "наше" время - и "синематограф", ибо эти виды искусства по природе своей всегда ориентированы на максимальную зрелищность, а не на "возвышенность", как традиционная литература. Более того, ныне в либеральной общественной мысли общим местом стала констатация того, что исключительно гетеросексуальные отношения - требования культуры, а вовсе не природы, как, впрочем, и исключительно гомосексуальные.
18. Этот вид энергии, очевидно, тот же самый, что в оккультизме именуют "эфиром" - не путать с одноименным летучим "физическим" веществом - посредником между физическим телом человека (и вообще всей органической материи) и миром желаний, или астральным миром. Впрочем, сам Райх был далек от подобных ассоциаций, ибо терпеть не мог "асексуального мистицизма" и всего, что так или иначе было с ним связано.
19. Дело было, напомним, за полгода до окончательного установления в Норвегии нацистской диктатуры Третьего Рейха под "мудрым руководством" Гестапо, войск германского Вермахта и зондеркомманд СС.
20. В частности, из "Фонда попечения о детях" его имени, созданного еще в конце 50-х в тех же США, или из Американского Оргономического Колледжа, или из P.O.R.E. - Public Orgonomic Research Exchange - Общественного Оргономического Исследовательского Фонда.
21. Особо яркий пример таких тенденций подает Народная партия России, мечтающая возобновить уголовные преследования гомосексуалистов, горячо поддержавшая недавние гонения всякого рода "Идущих..." на якобы "порнографических" писателей - заметьте, гонения прежде всего на них лично, а не на их произведения, как в США 30-х - 50-х - и вообще мечтающая перекроить Конституцию в сторону больших прав всякого рода "силовиков" и клерикалов, а не простых граждан страны.