Теория сексуальной революции
Проблемы, относящиеся к индивидуальной личности
Неспособность к достижению удовольствия
Неспособность достижения удовольствия определяется прежде всего подсознательным страхом перед удовольствием.
"Человек, воспитанный в духе неприятия проявлений жизни и сексуальности, приобретает страх перед удовольствием, а психологическая причина этого страха коренится в хроническом напряжении мышц. Невротическая боязнь удовольствия представляет собой основу воспроизведения самими людьми мировоззрения, включающего отрицательное отношение к проявлениям жизни и обосновывающего диктатуры. Эта боязнь является ядром страха перед самостоятельным, свободным образом жизни. Она становится важнейшим источником силы политической реакции всякого рода, господства отдельных личностей или групп над большинством трудящихся людей."
На более примитивном уровне это можно отнести к проблеме достижения сексуального удовлетворения. Это актуально и для мужчин и для женщин, однако в женском случае проявляется более отчетливо, т.к. подавление женской сексуальности осуществляется обществом в гораздо большей степени, чем мужской.
"Внебрачное целомудрие женщины и ее верность в браке нельзя сохранить в долгосрочной перспективе без вытеснения сексуального начала из характера женщины, причем вытеснение это должно было быть значительно."
"Самая верная, самая лучшая супруга — это женщина, непритязательная в половом отношении, не особенно самостоятельная, отрицающая сексуальность или только терпящая контакты, окрашенные эротикой. Это половое воспитание вполне последовательно, если рассматривать его с точки зрения пожизненного моногамного брака, а требование эротизации противоречит идеологии брака. "
Человек, боящийся получить удовольствие (будь то сексуальное удовлетворение или удовольствие от жизни в более широком смысле) и, следовательно, не способный к получению такого удовольствия, вынужден устанавливать в качестве цели своего существования - покой, а основной чертой его характера становится апатия. В какой то мере это даже идет ему на пользу, т.к. избавляет от дискомфорта, душевных тревог и волнений. С стороны может показаться даже, что такой человек находится в более выгодном положении, чем человек с активным восприятием жизни. Видимо последнее и послужило причиной, что анализируя конфликт между консервативной культурой и инстинктивным стремлением к счастью в человеке, З.Фрейд в своих поздних работах вынужден был занять пессимистическую и пораженческую позицию.
"Вывод Фрейда был проникнут безнадежностью. Хотя стремление к счастью и неискоренимо, оказать влияние следует не на ситуацию неустроенности, а на влечение к счастью.
Сложная конструкция душевного аппарата позволяла, по его мнению, оказать влияние несколькими способами. Насколько удовлетворение влечения является счастьем, настолько же оно может оказаться причиной тяжелых страданий, если внешний мир заставит нас бедствовать и откажет в удовлетворении потребностей. Следовательно, можно было бы надеяться на частичное освобождение от страданий благодаря воздействию на инстинктивные побуждения (а не на мир, заставляющий бедствовать!). Целью такого воздействия была попытка справиться с внутренними источниками потребностей. Крайней формой этого воздействия является умерщвление потребностей, чему учит восточная мудрость и что осуществляется в практике йоги."
Будучи фрейдистом, В.Райх однако не смирился с таким подходом. Он в некотором роде был более последователен, чем его учитель. Его отрицания принципа покоя, как цели человеческого существования, содержит глубокий экзистенциальный пафос.
"Хотя сексуальное разочарование, в которое впадает большинство человечества, и означает притупление чувств, убожество жизни, паралич любой активности и инициативы или является основой для возникновения жестоких садистских эксцессов, оно предлагает и относительный жизненный покой. Такая ситуация похожа на некое предвосхищение смерти самим образом жизни — как если бы человек жил только ради того, чтобы идти навстречу смерти! И это-то состояние смерти заживо люди предпочитают, если их психическая структура не способна выдержать беспокойство и потрясения, свойственные живой жизни."
Что, кстати, характерно для многих неофрейдистов. В частности, таким же пафосом проникнута концепция В.Франкла, изложенная им в книге "Человек в поисках смысла".
Широкое распространение психических неврозов
Констатация широкого (массового) распространения неврозов характера является основой психоанализа З.Фрейда. По мнению В.Райха, психические расстройства являются расплатой за вольное вмешательство культуры в естественную схему сексуальных отношений. Почему в начале XX века был востребован З.Фрейд с его учениками? Потому что в консервативной Европе того времени ситуация с неврозами стала уже нестерпимой. Благодаря фрейдизму был несколько приоткрыт предохранительный клапан и часть пара была выпущена. Тем не менее, по мнению В.Райха, данное напряжение оказало существенное негативное влияние на психологию масс и явилось одной из причин податливости масс для восприятия идеологии фашизма. Ведь неврозы были настолько широко распространены, что, казалось, они уже не исключение, а норма.
"Следовало признать со всей отчетливостью, что люди становились невротиками в массовом масштабе. Интересней был вопрос о том, как люди при господствующих условиях воспитания смогли остаться здоровыми! "
"Следует ли упорствовать и по-прежнему считать страданием только неврозы, которыми болеют отдельные люди? А ведь именно это делается в частной практике. Душевные заболевания представляют собой пандемию, действие которой захватывает весь мир: душевнобольным является все человечество"
Такой подход характерен не только для теорий В.Райха, но и для всего фрейдизма в целом. Известно, что З.Фрейд не раз отмечал, что его пациентом по сути является все человечество. Причиной такого положения вещей является вся система патриархальной культуры и авторитарного воспитания.
"Где источники невротической эпидемии?
Этот источник следует искать прежде всего в авторитарном семейном воспитании, ориентированном на вытеснение сексуальности с неизбежным в этом случае конфликтом между ребенком и родителями. Такой конфликт порождает генитальный страх."
Может быть эта гипотеза покажется слишком смелой, но опираясь на свой клинический опыт, В.Райх в качестве ядра положительной программы по искоренению неврозов рассматривал "любовную жизнь, приносящую удовлетворение".
"В словах «при любовной жизни, приносящей удовлетворение, не бывает невротических нарушений» нечего менять. "
[««] Теория сексуальной революции [»»]
Главная страница
Сайт создан в системе
uCoz