Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

В книге А

А.Зиновьев «Глобальный человейник»

(фрагменты)

В книге А.Зиновьева «Глобальный человейник» описывается воображаемое общество будущего, черты которого удивительным образом напоминают многие черты современного Запада и посткоммунистической России. Мы приводим ряд отрывков относящихся к проблеме семейных и сексуальных отношений – зарисовки будущего, такого, каким его увидел известный философ и социолог.

--------------------------------------------------------------------------

ОТ АВТОРА

Я просмотрел множество книг и фильмов о будущем человечества. Во всех них почти полностью или полностью игнорируется социальный аспект будущего человечества, то есть то, какой вид примут человеческие объединения, их члены как социальные существа и отношения между их членами. Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена именно этой теме. По литературной форме книга является социологически- футурологической повестью. Основная ее идея такова. Наш XX век был, может быть, самым драматичным в истории человечества с точки зрения судеб людей, народов, идей, социальных систем и цивилизаций. Но, несмотря ни на что, он был веком человеческих страстей и переживаний — веком надежд и отчаяния, иллюзий и прозрений, обольщений и разочарований, радости и горя, любви и ненависти... Это был, может быть, последний человеческий век. На смену ему надвигается громада веков сверхчеловеческой или постчеловеческой истории, истории без надежд и без отчаяния, без иллюзий и без прозрений, без обольщений и без разочарований, без радости и без горя, без любви и без ненависти...

Мюнхен, 1996

(…)

СЕМЬЯ

Наша семья может служить классическим примером для социологических теорий, причем — для любых, как критических, так и апологетических в зависимости от интерпретации одних и тех же фактов. Мой отец был мелким предпринимателем, но не из жажды наживы, не из любви к частной собственности и частному бизне­су, а просто в силу необходимости как-то заработать на жизнь

Когда я появился на свет, произошел очередной крах теории и практики регулирующей роли государства в экономике и начался очередной подъем теории и практики свободного предпринимательства, свободного рын­ка, свободной конкуренции. В очередной раз в средствах массовой информации стали поругивать и затем совсем опускать имена Кейнса и кейнсианцев и превозносить и упоминать к месту и не к месту имена Хайека и хайекианиев. Все заговорили о Невидимой Руке, якобы уп­равляющей свободным рынком. Потом я узнал, что ее выдумал Адам Смит еще в XVIII веке. Я узнал об этом именно потом, когда наступил очередной крах теории и практики свободной экономики и начался очередной расцвет теории и практики регулируемой экономики. Но это потом, а когда начало пробуждаться мое сознание, эта Невидимая Рука владела моим воображением. Я ее видел в кошмарных снах. Она гонялась за мной, хватала за горло и душила. Это хватание за горло, как я узнал опять-таки потом, я выдумал не сам, а услышал от взрос­лых, которые постоянно говорили об этом. Меня удив­ляло, почему эта рука называлась невидимой, так как я ее видел очень отчетливо. Я постоянно рисовал ее. Я по­казывал мои рисунки Невидимой Руки взрослым. Они переглядывались, качали головами, называли меня но­вым Пикассо и сулили будущее великого художника. Но я ничего, кроме этой Невидимой Руки, рисовать не умел. И как только о ней перестали говорить взрослые, я бро­сил рисовать и ее. Но ее власть над собою ощущал по­том всю жизнь и ощущаю до сих пор. Я живу с таким ощущением, как будто Невидимая Рука управляет не только свободной экономикой, но и всеми прочими яв­лениями на свете. И моей жизнью тоже.

В деле отца было занято два наемных работника. Но родители сами работали вдвое больше, чем любой из них. Всю жизнь родителей можно описать словами «деньги», «кредиты», «проценты», «налоги», «долги». Раз в год две недели на курорте ниже среднего сорта. Раз в месяц посещение родственников, друзей, партнеров, зрелищных предприятий, врачей, одним словом — «вы­ход в свет». Разумеется, не все перечисленные мероприя­тия каждый месяц, а лишь какое-го одно или от силы два из них. Ничего из ряда вон выходящего. Никаких светлых надежд впереди. Лишь бы удержаться на этом Уровне, скопить что-то на старость и «зажить в свое удо­вольствие».

Вся жизненная философия отца сводилась к тому, что на планете шесть миллиардов человек живут еще хуже, чем мы, и потому мы должны быть счастливы. Жизнен­ная философия матери была еще проще: экономить на всем и копить на старость. Я не усвоил ни ту, ни другую, так как с голодающими шестью миллиардами ни­каких контактов не имел, а экономить и копить мне бы­ло просто нечего.

Я остался единственным ребенком в семье — явление тоже характерное. Уже в конце XX века коренное насе­ление Запада достигло численного предела, и прирост стал происходить за счет притока иммигрантов из окру­жающего мира и незападных людей, уже прочно посе­лившихся на территории западных стран. Дети для ко­ренного населения стали слишком дорогим и хлопотным удовольствием. Кошки, собаки, птицы и даже рыбы ста­ли предпочтительнее для удовлетворения прирожденной людям любви к детям и заботы о них. Не помогали ни­какие меры, поощряющие рождаемость и препятствую­щие избавлению от нее. Проблема запрещения или раз­решения абортов, породившая грандиозные баталии в парламентах, шумиху в средствах массовой информа­ции, бесчисленные судебные процессы и уличные де­монстрации, отпала сама собой вследствие прогресса медицины (противозачаточные средства), а также вслед­ствие распространения спида и других массовых болез­ней, предохранение от которых означало и предохране­ние от беременности. Большинство коренного западно­го населения стало заводить детей уже в довольно зрелом возрасте, когда появлялась какая-то уверенность в буду­щем. Так и я появился на свет, когда моему отцу было уже за сорок, а матери — за тридцать.

Родителей отца я не видел совсем. Родители матери еще были живы, но я видел их редко. Я не испытывал по отношению к ним никакой привязанности, так же как и они ко мне. Они изредка появлялись у нас, дела­ли грошовые подарки, пили кофе, ели какую-то ерунду, которую ни в коем случае не стали бы есть дома, и говорили о деньгах, налогах, кредитах, процентах, дол­гах. Мы изредка навешали их, делали грошовые подар­ки, пили кофе, ели такую же ерунду и говорили о день­гах, налогах, кредитах, процентах, долгах. У матери был брат. Иногда он с женой и двумя детьми навещал нас. Было очень скучно. Говорили о деньгах, налогах, кре­дитах, процентах, долгах. Мы вздыхали с облегчением, когда они наконец-то убирались восвояси, сожрав все съедобное, что было в доме. Изредка мы тоже навеща­ли их. И все было точно так же, как было, когда они навещали нас. Критики нашего общества усматривают в таких отношениях признак крушения семьи, апологе­ты же — признак подлинной свободы личности. Я вос­принимал это как объективную реальность и относился к ней без всяких эмоций. К тому же родственные отношения тут ни при чем, так как все точно повторя­лось, когда нас навешали просто знакомые родителей и когда мы навещали знакомых родителей.

Никакой особой привязанности к родителям у меня не было, как и у них ко мне. Думаю, что это общее явление в нашей среде. Во всяком случае, я не встречал ни разу за всю мою жизнь людей моего возраста, которые любили бы свою семью и держались бы за нее. Всем нам прививали с рождения мысль, что мы должны научиться сами за себя постоять и сами о себе заботиться. Конечно, родители оплачивали образование и обучение, если име­ли на то средства. Но эго делалось не из какой-то отвле­ченной любви к детям, а в качестве вполне практичной инвестиции средств. Вообще деловые, практичные, рас­четливые отношения преобладали и в семьях. В фильмах и в романах изображали счастливые семьи. Но они вы­глядели таковыми, поскольку брались вне делового ас­пекта жизни. Глядя со стороны, и наши реальные семьи могли выглядеть такими. Но это — лишь внешне. Впро­чем, этого и было достаточно. К чему еще какие-то скры­тые и глубинные интимные отношения, если того, что мы имели, было достаточно. С какой-то точки зрения, так было предпочтительнее. Что лучше — с интимностями, глубокими привязанностями, взаимным проник­новением в души друг друга, но со злобой, ненавистью, завистью и прочими негативными страстями, которые являются неизбежными спутниками хороших «душевных» отношений, или без всего этого, но с вежливостью, сдер­жанностью, улыбками, формальным этикетом?

Впрочем, особой сдержанности, вежливости и улыбчивости в отношениях между родителями я не замечал, зато ненависти и злобы было более чем достаточно. Они не разводились только потому, что развод разорил бы их. К тому же они не могли договориться насчет меня, что тоже было связано не с чувствами, а с какими-то материальными расчетами. Так что они дотянули семей­ную жизнь до моего окончания школы и совершенно­летия и развелись. В результате развода отец потерял все: женщины в нашем обществе имеют во многих жиз­ненно важных отношениях преимущества. Мать я пос­ле этого ни разу не видал. Отец с трудом нашел самую низкооплачиваемую работу на местном Кладбище Душ.

 

ПЕРВАЯ ШКОЛА ЗАПАДОИДНОСТИ

 

Иногда в средствах массовой информации появляют­ся материалы об общем состоянии семейных отноше­ний. Согласно этим материалам, две трети семей западоидов распадаются, причем половина — до десяти лет, другая половина — после. Многие семьи распадаются даже после двадцати и тридцати лет совместной жизни. Больше всего разводов падает на период, когда подрас­тают дети. В большинстве случаев инициатива исходит от женщин. Семейная жизнь уже через несколько лет для большинства превращается в ад. Вся грязь, кото­рая накапливается в душах людей в их общественной жизни, выплескивается на ближних в интимной жизни.

В отношениях с прочими людьми западоиды должны держаться в рамках социальных норм поведения, а до­ма эти ограничения ослабевают. Дети в семьях прохо­дят первую жизненную тренировку на качества западоидов — на заглушение человеческих чувств и выработку способности притворства и выдержки.

Дети воспринимают обстановку в семьях как норму, ибо у них нет образцов для сравнения, а привычка к се­мейному «теплу» не вырабатывается достаточно прочно. Больше половины детей вырастает вообще без нормаль­ной (в старом смысле) семьи. Образцовые семьи, изоб­ражаемые в фильмах и книгах, воспринимаются детьми либо как сказки, либо вообще не замечаются, как скуч­ное и лживое зрелище.

Частыми (если только не обычными) являются внут­рисемейные преступления, в особенности — избиения ро­дителями детей, сексуальные злоупотребления и даже убийства. Когда я рос, в средствах массовой информации несколько месяцев буквально смаковали случай изнаси­лования отцом годовалой дочери. Девочка умерла. Отца посадили в сумасшедший дом. Но тысячи специалистов и энтузиастов с серьезным видом обсуждали всякого рода пустяковые, банальные и нелепые проблемы в связи с этим случаем, зарабатывая деньги и паблисити. А развратным родителям были даны бесплатные уроки изощренного раз­врата с гарантией неразоблачаемости и ненаказуемости. Этот случай был, конечно, крайностью. Но характерной. Согласно данным социологов, в тридцати процентах семей родители совершают морально порицаемые и уголовно на­казуемые поступки в отношении детей.

(…)

 

СЕКС И ЛЮБОВЬ

Согласно социологическим обследованиям, 10 про­центов женщин начинают сексуальную жизнь до 12 лет, а мужчины — до 14; 40 процентов женщин — от 12 до 14 лет, мужчины — от 14 до 16; 40 процентов жен­щин — от 14 до 20 лет, мужчины — от 16 до 22; 10 про­центов женщин — после 20 лет или не начинают совсем, мужчины — после 22. Первые и последние 10 процен­тов считаются уклонением от нормы.

Согласно тем же данным социологов, первый сексу­альный опыт люди приобретают от старших по возрас­ту, от знакомых, от развратников, от насильников, от сексуально ненормальных. В шестидесяти случаях из ста это делается из любопытства, за вознаграждение и пото­му, что так принято. Лишь в тридцати случаях из потребности и стремления к удовольствию. В десяти случаях люди испытывают отвращение.

Обычное дело, когда родители сами совращают своих детей. Этому даже найдено научное обоснование. В ЗС ежегодно до миллиона несовершеннолетних детей по­кидает семьи. Большинство из них становятся поживой бизнесменов за счет секса и развратников. Впрочем, вместо разврата теперь говорят о сексуальной культуре, а сексбизнес называют трудоустройством и профессио­нальным обучением.

На основе таких исследований был принят закон о сек­суальном образовании в средней школе. В программу об­разования входят не только теоретические, но и практи­ческие занятия. Обучают на манекенах, охраняя мораль несовершеннолетних. Причем определяют, кто является прирожденным гомосексуалистом. Таких просвещают и в этом отношении. В результате люди с детства настолько хорошо узнают все, что касается любви и секса, что уже никогда потом не испытывают никакого ощущения тайны, возвышенности, божественности любви.

Изобилие секса, однако, является кажущимся. На са­мом деле тут имеет место такое же неравномерное рас­пределение, как и в отношении прочих благ. Одним до­стается изобилие, и они, пресыщаясь, кидаются в самый изощренный разврат. Другим достается мизер, а кому совсем ничего. Проституток полно, но им надо платить. Для «любви» у них есть постоянные партнеры. Потому изнасилования, половые извращения и гомосексуализм суть привычные явления нашей жизни с раннего детст­ва. К тому же, как установила сексология, происходит снижение сексуальных потенций западоидов. Западоиды выделяют в два раза меньше спермы во время полового акта, чем незападоиды, и число живых сперматозоидов в ней в два раза меньше. Сокращается потребность в по­ловых актах, так что ее приходится стимулировать искус­ственно. А это, в свою очередь, способствует росту сек­суальной патологии. И тоже с детства.

О своих первых сексуальных опытах не хочу вспоми­нать — стыдно. Способность стыдиться западоидам чуж­да, так что наличие ее у меня есть отклонение от нормы. В университете у меня возникла связь, типичная для западоидов моего возраста и положения. Мы заключили юридический контракт относительно наших сексуальных отношений, в котором были учтены все возможные си­туации (в контракте было 500 пунктов).

ДРУЖБА

Через фильмы, романы и телевидение нам усиленно навязывают культ дружбы. Но в реальности мне за всю жизнь так и не довелось наблюдать ни одного случая на­стоящей дружбы. То, что у нас называют дружбой, есть лишь сообщничество в каком-то деле. Дружбу в старом смысле у нас заменяют отношения предпочтения и вы­нужденность общения с более или менее устойчивыми партнерами. Социологи ввели свое понятие дружбы на этой основе и свои критерии измерения. Они установи­ли, что даже в этом смысле продолжительность дружбы у западоидов в среднем не превышает пяти месяцев, а процент случаев многолетней дружбы близок нулю.

Мои попытки заиметь дружеские отношения с дру­гими детьми не удались. Один раз этому помешали мои родители, другой раз — родители кандидата в мои друзья. Один раз «друг» начал вымогать у меня деньги, а когда у меня таковых не оказалось, ударил меня. Дру­гой «друг» сделал попытку завести со мной сексуальную связь. Я воспротивился, и «дружба» оборвалась.

(…)

 

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБОЛВАНИВАНИЕ

Ал: Почему ты до сих пор не замужем? Женщина ты интересная. Занимаешь неплохое положение на работе. Найти мужа не проблема.

Ро: Какого-то мужа найти — пустяк. Если бы я обратилась в брачную фирму, предложений последовало бы тысяч сто, не меньше. Но... Есть бесчисленные «но». Знаешь, сколько женщин только в Большом Западе старше двадцати пяти лет не выходило замуж? Больше трех миллионов. Это более тридцати процентов. А во всем ЗС более ста миллионов. Говорит это тебе о чем-нибудь?

Ал: Действует устрашающе. Я знал, конечно, что многие женщины не могут или не хотят выходить замуж, но никогда не думал о масштабах этого явления.

Ро: Плюс к тому полтора миллиона женщин в Большом Западе разведенные, три с половиной миллиона вдовы (женщины живут дольше мужчин). В общей сложности почти половина взрослых женщин живет одиноко.

Ал: Кошмар!

Ро: Это, конечно, не вчера началось. Например, в Германии в конце двадцатого века более десяти миллионов женщин старше двадцати пяти лет жило одиноко, около трех миллионов не выходило замуж. Более миллиона женщин растило детей в одиночку, причем в трудных материальных условиях. Сколько прошло лет! Какие перемены в мире произошли! А в этом отношении — никаких улучшений. Положение даже ухудшилось. Я не хочу тебя запугивать данными о том, сколько семей суть чистая формальность, сколько жен изменяют мужьям и мужей женам, в скольких семьях условия для детей таковы, что лучше бы без таких семей обойтись. Социологи предсказывают, что данные, которые я сообщила тебе, увеличатся в полтора раза.

Ал: Так надо что-то предпринять, чтобы остановить этот пагубный процесс!

Ро: Все перепробовано. И безуспешно. Даже еще хуже становилось. Это — неизбежная плата за прогресс. Свобода и доступность секса, противозачаточные средства, пропаганда эротики, фильмы, книги, возбуждающие средства, дороговизна выращивания ребенка, отсутствие уверенности в будущем, независимость стариков от детей, нежелание терять средства, силы и время на детей, черствость детей по отношению к родителям, бесчисленные соблазны... Как от всего этого избавиться?! Можно, но только ценой гибели всей нашей цивилизации. А вернуться в некое неиспорченное прошлое все равно как из старой проститутки сделать целомудренную и невинную девочку. Кстати, как началась твоя сексуальная жизнь?

Ал: Убого. Стыдно вспомнить.

Ро: Ты еще сохранил способность стыдиться?! Ты инопланетянин?!

Ал: Всего лишь провинциал. А как началась твоя сексуальная... карьера?

Ро: Скучно вспоминать. Одним словом — заурядно. Был первый половой акт, но не было никакой первой любви. И второй не было. И третьей... Позднее я прочитала кое-какие старые любовные романы. Мне показалось, будто меня ограбили ~ я не испытывала ничего подобного. Но в конце концов я решила, что старые писатели врали. Они просто выдумали любовь.

Ал: А теперь что ты думаешь?

Ро: Думаю, что секс как теперь, так и раньше был средством оболванивания и без того глупых людей. Проблема секса не есть всего лишь физиологическая, психологическая и нравственная. Она прежде всего есть проблема социальная, поскольку она касается жизни масс людей в ряде поколений. Вот в нашем обществе когда-то совершили сексуальную революцию. Едва избавились от ее ужасных последствий, как поторопились совершить вторую, еще более ужасную. Думаешь, по злому умыслу? Или из добрых побуждений? Ничего подобного! Специалисты установили снижение сексуальности западоидов, нарастание импотенции и патологических явлений. Требуются все более сильные возбудители. Где их взять? Не в старых же романах?! К тому же манипулировать современными массами людей без ориентации их на секс просто невозможно. Все средства пропаганды приедаются и теряют эффективность. А секс как средство оболванивания масс вечен. Когда он приедается и надоедает, он все равно держит людей в своих когтях, вынуждая на еще большие извращения. Между прочим, тебе не повредило бы посещение секс-школы.

Ал: Я смотрю уроки секса по телевидению.

Ро: Это все равно как учиться боксу, глядя, как дерутся другие.

Ал: А что мне даст эта школа? Вряд ли я стану от этого привлекательнее как любовник.

Ро: Дело не в этом. Ты будешь увереннее держаться. Это будет замечено, и твои шансы остаться на основной срок повысятся. Учти, у нас секс-школа — это нечто вроде университета марксизма-ленинизма в коммунистических странах в твоем любимом двадцатом веке.

СЕКС-БИЗНЕС

Ро: в своих рассуждениях опустила один аспект сексуальных революций, на мой взгляд главный: образование секс-компаний, секс-концернов и, наконец, глобальной секс-империи. Последняя взяла под свой контроль всю сексуальную жизнь человечества, слилась с преступным секс-бизнесом и превратилась в одну из мощнейших империй мировой сверхэкономики.

В связи с открытием многочисленных способов использования спермы развилась особая отрасль секс-бизнеса — сбор, сохранение и переработка спермы. Начался беспрецедентный бум на этой основе. Хотя за сперму платили гроши, для многих сотен миллионов бедняков и это было благом. Для большинства обитателей нашей планеты секс стал утрачивать естественный смысл и превращаться в средство заработка. Специалисты подняли тревогу, предсказывая спад сексуальной активности. Нашлись теоретики, истолковавшие это как самое эффективное средство остановить прирост населения.

В Большом Западе регулярно проводятся международные съезды, конференции, фестивали, демонстрации и т.п., связанные с сексом, — гомосексуалистов, участников группового секса, оралистов (сторонников орального секса), содомистов и прочих извращенцев и вырожденцев. И за всем этим так или иначе стоит секс-империя. Любопытно, что ни разу не проводилось мероприятие в защиту форм секса, которые считались естественными и нормальными в прошлые века, включая первую половину XX века.

В самом тяжелом положении с точки зрения секса оказалась категория мужчин, заурядных с точки зрения внешности и сексуальных способностей и не имеющих средств завести семью или платить проституткам и любовницам. Это — более тридцати процентов способных к сексу мужчин. Они поставляют значительную часть (по некоторым данным — половину) половых извращений и изнасилований. Кто-то попытался организовать из них массовое движение с требованием дешевых и даже бесплатных борделей, но оно не имело утеха, поскольку не получило поддержки секс-империи и было дискредитировано и средствам массовой информации Аналогично не имело успеха движение женатых мужчин, подвергаемых сексуальному террору собственными женами, — если жена заявит что половой акт с мужем произошел без ее согласия, суд без всяких доказательств осуждает мужа как насильника

(…)

СЕКСУАЛЬНЫЙ ГОЛОД

Дома принял пилюлю, заглушающую потребность в сексе. Я это делаю не первый раз. При всем изобилии женщин и доступности секса огромное число мужчин (если не большинство) испытывает острый сексуальный голод. Они либо не имеют возможности попасть в сре­ду, где женщины и секс легкодоступны, либо не име­ют денег на это, либо не представляют никакого соблаз­на для женщин. И женитьба для них почти исключе­на, ибо они не в состоянии содержать жену и детей — они просто не могут купить женщину на длительный срок в качестве жены. Я принадлежу к этому большин­ству сексуально голодающих мужчин. Для Лю я беспер­спективен. Ро иногда нисходит до меня. Но скорее для разговора или ради каких-то неясных мне расчетов на меня. С Та положение еще безнадежнее. Так что сло­ва Фила насчет «гарема» звучат скорее юмористичес­ки. Многие мужчины находят выход в гомосексуализ­ме. У меня это вызывает физиологическое отвращение. Не исключено, что какие-то слухи насчет намерений Ива, а то и сплетни такого рода отталкивают от меня женщин, которые могли бы пополнить мой жалкий «га­рем». Секс-школа, обучая людей технике секса, не по­ставляет, однако, сам секс как таковой. Между прочим, и сексуальное образование в школе, раздувая сексуаль­ные потребности и обучая технике их удовлетворения, не давало самого секса. Это считалось безнравственным! И потому подростки удовлетворяли свои рано и искус­ственно развитые страсти преступными и развратными путями.

ГРИМАСЫ ПРОГРЕССА

Поскольку женщины-западоиды утратили способ­ность быть не то что хорошими, а хотя бы терпимыми женами, возникла тенденция у западоидов-мужчин же­ниться на женщинах-незападоидах, причем как можно отдаленных в отношении образования, культуры и мен­талитета от нашей цивилизации. Такие женщины гото­вы были на любых условиях выходить замуж за западоидов, лишь бы вырваться из условий, в которых они родились и выросли.

Возник особый, нелегальный на первых порах, а за­тем и легальный бизнес по поставке таких жен западоидам. Выполнялись любые заказы. Разумеется, при этом процветала преступность, на которую закрывали глаза. Например, малолетних девочек выдавали за совершен­нолетних, девочек из простых семей выдавали за прин­цесс, фабрикуя соответствующие документы.

По мере того как такие жены знакомились с жизнью в ЗС и осознавали свои преимущества, как росло их число, как вырастали их дети с менталитетом и пре­тензиями западоидов, началась борьба за их равно­правие с женщинами-западоидами. Брачный бизнес, разумеется, всячески пытался сохранить статус-кво. Но в конце концов были приняты законы, уравнивавшие жен такого рода с женами-западоидами. И с поразительной быстротой испарились все достоинства жен тако­го рода. Зато недостатки западоидных жен развились у них с удвоенной силой. Мода на них прошла совсем. Брачный бизнес слился с преступной частью секс-биз­неса.

(…)

РО

Я начал забывать Ро. Не охлаждаться в отношении к ней, а именно забывать. Но она сама дала знать о себе. Каким-то образом она узнала о моем новом знакомстве и заявила свои права на меня. Утверждение Фила, что ее интерес ко мне есть ее работа в МЦ, уже не вызывало у меня сомнения. И тем не менее я не мог отказаться от встречи с ней. Почему не мог, не могу объяснить.

Ро показала мне новый стереофильм, о котором сей­час много говорят. Изумительной красоты первозданная природа. Оказалось, что она создана искусственно где-то в космосе. Столь же прекрасные сооружения, чудо архитектуры и бытового комфорта. Оказалось, что они суть продукты воображения, молниеносно превращаю­щиеся в реальность. Прибыла пара очень красивых, здо­ровых и жизнерадостных молодых людей. Вернее, веч­но молодых, так как им, как оказалось, более пятисот лет. Прекрасная одежда. Прекрасные вина и еда. Ведут беседу. Интеллектуально примитивную, но по замыслу сверхзначительную, ибо она касается значительных лич­ностей и событий. С самого начала зритель вводится (по замыслу) в ситуацию сексуального возбуждения и со­блазна. И вот пара этих чудо-людей, быстро пройдя пер­вые стадии полового акта, устремляется в помещение для секса, напоминающее самые новейшие секс-клубы. С них слетают их роскошные одежды, обнажаются ве­ликолепные тела с половыми органами, развитыми со­гласно новейшим достижениям сексологии. Но это все была лишь подготовка к главному. Любовники сброси­ли с себя кожу. Обнажились механизмы. И начался умо-одуряющий половой акт механизмов — роботов, имити­рующих даже не реальных людей, а те существа, какими по замыслу властителей наших дум и чувств должны быть реальные люди. И в заключение фильма зритель узнавал, что во время этой сексуальной оргии любовная пара спокойно сидела в маленькой уютной комнатке, не спеша пила какой-то напиток, беседовала о каких-то пустяках и наблюдала сексуальную оргию своих секс-дублеров.

Ро: Как видишь, и в сфере секса мы поднялись на новую ступень. Если предыдущая ступень была ступенью извращения сексуальной сферы прошлого, то новая является уже извращением извращения, то есть извра­щением второй степени. В чем конкретно это выража­ется? Сексуальные партнеры не равносильны. Один уже исчерпал свои силы, а другой жаждет продолжать развле­чение. Как быть? Были придуманы искусственные сти­муляторы. Но они имели серьезные недостатки — ущерб здоровью, ранняя импотенция. Затем изобрели искусст­венные дополнения к половым органам, которые имити­ровали функции настоящих. Время полового акта стало неограниченным. Если оба партнера пользовались искус­ственными средствами, акт становился фиктивным. Тем не менее он играл свою роль и становился привычным в этом качестве. Наконец были изобретены сексуальные дублеры, точная копия оригиналов. Стало возможно иметь половой акт, не встречаясь лично, одновременно участвовать во многих актах, причем в самых различных комбинациях. Стала обычной такая ситуация: дублеры занимаются сексом, а их хозяева спят, беседуют, вообще занимаются чем-то другим. При этом хозяева дублеров испытывают сексуальное удовольствие в новых, искусст­венно изобретенных формах.

Ал: Такое явление не есть исключение. Сходная си­туация имеет место в других сферах. Сложились, напри­мер, экономика экономики, политика политики, поли­тика экономики, экономика политики и тому подобное. Причем — не два уровня, а три и более. И все они не излишни. Новые «этажи» в социальных структурах вы­полняют новые функции, дают занятие множеству лю­дей, стимулируют творческий процесс. Если теперь, с высоты иерархии таких наслоений взглянуть на прошлое человечества и живой материи вообще, то можно уви­деть, что «извращение извращения» было общим зако­ном развития. Так что вместо отвергнутого и гегелевско­го закона отрицания отрицания следовало бы ввести в философию закон извращения извращения.

Ро: Жаль, что в одном мужчине никак не совмеща­ются все качества, какие хотелось бы. Потому прихо­дится разбрасываться. Будем надеяться, что со временем изобретут и мужчину второго уровня, можно сказать — сверхмужчину.

Ал: Как ты его себе представляешь? С фигурой чем­пиона по культуризму, с членом производителя-жереб­ца, с мозгом Аристотеля, Декарта, Паскаля, Ньютона, Шекспира и прочих гениев прошлого, с обходительнос­тью Ловеласа и тому подобное? Боюсь, что с таким мон­стром ты и одной ночи не выдержала бы. Только такой монстр невозможен.

Р о: Почему?

Ал: Насчет фигуры и члена судить не берусь. Но вот насчет интеллекта должен тебя разочаровать. Есть био­логический закон орган, который не упражняется, от­мирает. Вследствие развития интеллектуальной техники человеческий мозг используется лишь на одну сотую его возможностей. А интеллектуальная техника примитиви-зировала все интеллектуальные операции. Специалисты уже констатируют, что мозг современного западоида на пять процентов меньше мозга западоида двадцатого века. Через сто лет он сократится еще на пять процентов.

Ро: Глядя на твою голову, трудно согласиться с этим.

Ал: Я — рецидив прошлого.

(….)

СВЕРХЧЕЛОВЕК

В эпоху Возрождения зародились две тенденции эволюции человеческого материала общества. Одна из них исходила из благих намерений воспитать идеального человека на основе идей гуманизма, морали и просветительства, выработанных лучшими представителями рода человеческого. Принимались меры к воплощению этих идеалов человека в жизнь. И многое было достигнуто на этом пути. Самая грандиозная попытка воспитать образцового, высоконравственного и всесторонне развитого человека в массовых масштабах была предпринята в коммунистических странах. Она имела частичный и кратковременный успех, поскольку массы людей поднимались из состояния нищеты, необразованности и мракобесия на уровень сравнительного благополучия, образования и культуры, а также поскольку все силы общества были брошены на обработку людей в духе светлых идеалов. Но обстоятельства и природа людей оказались сильнее, и великий эксперимент потерпел крах.

Вторая тенденция в отношении человеческого материала, зародившаяся в эпоху Возрождения, исходила из реальных качеств людей, благодаря которым сложилась западная цивилизация и общества западного типа. Можно при этом различить два периода. В первый из них происходил отбор людей с отдельными качествами будущих западоидов. Качества эти существовали у отбираемых людей в виде природных задатков, склонностей, способностей. Все исследователи в этом отношении более или менее единодушны, отмечая такие качества западоидности, как высокий интеллектуальный потенциал, практицизм, деловитость, расчетливость, конкурентоспособность, изобретательность, способность рисковать, авантюристичность, любознательность, эмоциональная черствость, холодность, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости, склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другими народами, стремление управлять другими и подчинять их своей воле, высокая степень самодисциплины и самоорганизации.

Со временем число людей с упомянутыми выше свойствами западоидности росло. Они становились примером для других. Их качества, доказывая свою полезность для людей и их объединения в целом, поощрялись, культивировались. Происходил своего рода отбор, подобный искусственному отбору в выведении культурных растений и животных. Во второй период на смену искусственному отбору пришли новые методы. Людей стали штамповать в массовых масштабах с помощью искусственных средств, а именно — делать по определенным образцам с помощью средств воспитания, обучения, идеологии, пропаганды, культуры, медицины, психологии. Произошло нечто подобное тому, что имело место в улучшении пород домашних животных и культурных растений посредством искусственных стимуляторов, химических удобрений и генной техники. Качества западоидности стали всеобъемлющими как в смысле распространения в массе людей, так и в смысле проявления их в массе поступков каждого из них по отдельности. Если раньше люди с заметными чертами западоидов более или менее часто встречались в массе людей, а черты западоидности они проявляли в исключительных случаях, то теперь вся масса коренного населения западных стран стала обладателем этих черт в той или иной мере, а черты эти стали проявляться во всех их мало-мальски, серьезных жизненных ситуациях.

Колоссально, в общей совокупности — в тысячи раз, возросло число таких действий людей, для осуществления которых потребовались качества западоидности. При этом произошло измельчение основной массы этих действий. Качества западоидности стали использоваться в бесчисленных поступках, которые кажутся пустяковыми в сравнении с самими качествами. Западоидность для основной массы западных людей и для основной массы их поступков превратилась в мелочный житейский педантизм.

Произошло ослабление и снижение роли человечных качеств в жизни западоидов. К человечным относятся качества, которые считались добродетелями с моральной точки зрения. Теперь в большинстве случаев то, что западоиды имели благодаря таким качествам других людей (благодаря их «человечности»), они стали иметь благодаря более сильным и надежным средствам, а именно — благодаря деньгам, власти, славе, правовым нормам, договорам, открытиям науки и медицины, короче говоря — благодаря средствам надприродным и внеморальным, можно сказать — сверхчеловеческим. Если и произошло какое-то обесчеловечивание человека, то не за счет опускания его вниз, а за счет осверхчеловечивания, то есть за счет прогресса. Деградация человека была платой за его прогресс.

Число случаев, о которых идет речь, стало настолько велико, а их пример стал настолько заразителен, что они стали оказывать решающее влияние на состояние всего человеческого материала западного общества. Если, например, в любом возрасте и с любыми внешними данными возможно при желании иметь за деньги молодого и красивого партнера для сексуальных развлечений, если тебе на помощь приходит медицина и сексуальная техника, позволяющая иметь удовольствие больше и лучше, чем благодаря человеческой любовной страсти, как правило выдуманной и преувеличенной писателями, то никакая человечность в этом деле не может конкурировать с ее сверхчеловечным заменителем. Если какие-то человеческие достоинства становятся источником денег и успеха, то никакой нормальный западоид не будет их консервировать или раздавать другим даром.

Уже в первой половине XX века многие авторы отмечали, что западное общество стало расчетливо-прагматичным, сверхморальным. Моральное поведение стало для западоидов поверхностным, формальным, показным. Если же дело касается жизненно важных поступков и решений, если следование принципам морали препятствует достижению важных целей и успеху, и тем более если это грозит серьезными неприятностями и потерями, то западные люди без колебаний забывают о моральном аспекте поведения и поступают в соответствии с правилами практического и эгоистического расчета. Западные люди моральны в мелочах, без риска, с комфортом и с расчетом на то, что это видно. И это их качество не есть аморальность. Оно вполне укладывается в рамки морали в том ее виде, как они ее представляют себе.

Западоиды внутренне свободны от моральных и прочих человечных ограничений. Тут действует принцип: если западоид может совершить в своих интересах порицаемый или наказуемый поступок, будучи уверен в том, что ему удастся избежать порицания или наказания, он совершает его. Только страх разоблачения, порицания и наказания, а также практическая невозможность, чрезмерная трудность или нецелесообразность совершить порицаемый или наказуемый поступок удерживает западоида от него. Внутренне нравственный западоид существует как исключение. Как говорится, в семье не без урода. А как правило, западоиды лишь притворяются нравственными из тех или иных практических соображений, да и то лишь иногда. Они различаются не степенью нравственности, а лишь степенью притворства в нравственности. Еще Адам Смит сформулировал принцип западоидов: действовать в своих интересах, не действовать во вред себе. Это не есть принцип морали. Человек, который действует по принципам морали, не считается с тем, какие это имеет последствия для него. Он зачастую действует в ущерб себе. Он оказывается в худшем положении в борьбе за существование, чем человек неморальный. Западоид же не может позволить себе ничего подобного.

Эмоциональная сфера западоидов выглядит как ослабленная сравнительно с другими народами. Западоид на самом деле является не сдержанным за счет воспитания и волевых усилий, как принято думать и до сих пор изображать в книгах и фильмах, а холодным, черствым, бесчувственным по природе. Эмоциональная ослабленность западоидов компенсируется и прикрывается двумя факторами. Первый из них — информированность о тех явлениях, в которых по идее должна проявляться эмоциональность. Западоиды знают о чувствах неизмеримо больше, чем имеют их, чем ощущают их в себе. Второй фактор — высокоразвитая культура имитации эмоций. Западоиды не столько проявляют природную эмоциональность (ее почти нет или нет совсем), сколько играют в нее. Отсюда чрезмерно преувеличенные проявления или изображения радости, бодрости, веселости, интереса к пустякам.

Современный западоид выглядит психологически упрощенным сравнительно с другими типами людей и даже сравнительно с предшественниками. Тут надо иметь в виду то, что личности со сложной внутренней жизнью, какие изображала западная литература прошлого, либо были выдуманы писателями, либо существовали как исключение, да и то не в такой яркой форме. На самом деле они были гораздо скучнее и примитивнее. При всем при том, эти личности были свободны, имели достаточно времени для самоанализа (как правило — кустарного) и размышлений. Средства коммуникации были не такие, как они начали развиваться после Первой мировой войны, так что образованный человек, который мог поддержать беседу, имел ценность. Объектов культуры было не так уж много. Книги были редкостью и пенились. Одним словом, для богатой внутренней жизни нужны определенные условия. Это материальная обеспеченность хотя бы на минимальном уровне, праздность, любопытство, образованность, информационный и культурный голод, интерес к человеку. Теперь на Западе для большинства людей этого нет. Объекты культуры имеются в изобилии. От людей некуда податься. Информация избыточна. Развлечений сколько угодно. Люди заняты и озабочены, им не до праздных размышлений. Нет жизненных гарантий. Нужно все силы вкладывать в дело или работу. Сознание людей ориентировано иначе. Исключительные личности теряются в океане средних.

Представим себе два технических устройства, выполняющие сходные функции в качестве деталей сложных, точно так же сходных в целом механизмов. Одно из этих устройств имеет очень сложное внутреннее строение, снабжено десятками взаимосвязанных колесиков, рычажков и поршеньков. Второе же имеет крайне упрошенную внутреннюю структуру. Зато оно имеет сложную внешнюю форму, напоминающую скульптуры Генри Мура. Пусть первое устройство функционирует, приводя в движение свой внутренний механизм с его колесиками, рычажками и поршеньками, а второе выполняет свою функцию за счет своей причудливой внешней формы. При этом первое устройство работает хуже, чем второе, делает ошибки, ломается. Второе же ошибок не делает, не ломается, точно выполняет свои функции.

Если сравнивать эти устройства не сами по себе, а в контексте истории науки и техники, то проблема их сложности и простоты будет выглядеть иначе. Для изобретения первого устройства достаточен сравнительно низкий уровень науки, доступный даже школьникам, и довольно низкий уровень технологии. Второе же возможно лишь на основе высокоразвитой науки и технологии. Для создания его требуется сложнейший аппарат науки, каким и сейчас-то владеют редкие специалисты. В общем контексте развития науки и техники второе из рассматриваемых устройств выглядит как нечто более сложное и совершенное, чем первое.

Первое устройство можно уподобить менталитету незападоидов. Второе же можно уподобить менталитету западоидов. Западоид сравнительно с незападоидом кажется внутренне упрощенным. Но это упрощение есть преимущество западоида с точки зрения его усовершенствования внешнего, то есть в его функционировании в качестве члена своего общества. Общественный механизм тем самым стал независимым от неконтролируемых процессов внутри его «винтиков», исключив самую возможность таких процессов. Все то, что когда-то было внутренним содержанием западоида как человека, стало внешней организацией западоидов как сверхлюдей.

Мы рационализировали человека, исключив из его «внутреннего мира» все то, что не является необходимым для выполнения им частичных деловых функций. Ненужные для дела потенции отдельных людей не исчезли из общества насовсем. Они стали частичными деловыми функциями особых профессий. Причем индивиды, сделавшие их своим особым делом, сами стали такими же опустошенными, как и прочие, ибо, будучи вырваны из общей связи человеческих качеств, образовывавших «внутренний мир» людей, они утратили качество быть элементами этого «внутреннего мира».

Все то, что осталось в «Я» (в психике, в «душах») западоидов, мы выявили с исчерпывающей полнотой, разложили на простейшие элементы и сделали их объектом деятельности особых людей, учреждений и предприятий. Мы лишили их покрова тайны и статуса святости, отбросили все табу в обращении с ними. Тем самым мы разрушили целостность «души» западоидов, разрушили ее самозащитные механизмы и охранявшую ее автономность «оболочку». На место живой человеческой психики мы изобрели ее механический эрзац.

К сказанному следует добавить, что западоиды стали искусственными существами и на бытовом уровне. Конечно, люди всегда были искусственными существами в той мере, в какой они перенимали от предшествовавших поколений накопленные ими навыки, обычаи, вещи. Но в веке, аналогичном вашему XX веку, произошел качественный перелом и в этом отношении. Весь бытовой аспект жизни западоидов (вид одежды, характер питания, обиходный язык, обстановка жилья, режим дня, виды развлечения, манера обращения с ближними, секс и все прочее) стал формироваться специалистами и специальными учреждениями и через телевидение, кино, литературу, газеты, лекции, рекламу навязываться тотально всему населению так, что избежать этого воздействия стало невозможно. В сочетании с упрощенным и шаблонным образованием это дало желаемый эффект стандартизации внешнего вида и бытового поведения западоидов до такой степени, что их стало так же трудно индивидуализировать, как муравьев. В употребление вошел термин «человьи».

С точки зрения интеллекта мы, западоиды, поднялись на уровень сверхинтеллекта благодаря трем усовершенствованиям. Первое — мы освободили человека от необходимости запоминать накапливаемые знания и совершать операции с ними в голове, передав это техническим устройствам. На долю людей мы оставили умение оперировать этими устройствами с целью эксплуатации интеллекта других и знаний, добытых другими. Второе — мы осуществили рационализацию накопленных знаний и процесса познания, очистив их от излишнего «хлама» и примитизировав их, так что стерлась разница между гением и посредственностью, и преимущества оказались у последней. Весь гений человечества ушел на то, чтобы дать возможность посредственности занять его место. Третье — наше мышление стало совершаться не в понятиях и суждениях, как в прошлые века, а в отработанных раз и навсегда шаблонных информационных комплексах (фигурах), которые мы по определенным правилам комбинируем в блоки применительно к конкретным ситуациям. Благодаря информационно-интеллектуальной технике мы имеем неограниченный запас таких шаблонных фигур и можем складывать из них информационные «картины» на любые темы и любой степени сложности, причем молниеносно быстро.

В этом был безусловно прогресс, поскольку оперировать современной информацией старыми методами стало просто невозможно. Но был и несомненный регресс, так как на место логического способа мышления пришло сверхлогическое, в котором потеряло смысл понятие истины как соответствия реальности и исчезли условия для логической дедукции. Мы перестали познавать реальность как таковую и рассуждать логически. Мы стали комбинировать комплексы («упаковки») знаний, не анализируя их структуру и отношение к реальности, и сами эти комплексы стали для нас последней реальностью, не подлежащей сомнению. Таким образом, пережив и изжив стадию логического мышления, мы как бы вернулись к первобытному переживанию безотчетных интеллектуальных состояний, но на более высоком уровне, опосредованном интеллектуальным трудом многих поколений прошлого.

Западоид есть высший уровень эволюции человека Это искусственно выведенное существо, а не результат чисто биологической эволюции. О нем с полным правом можно сказать, что это сверхчеловек. А сверхчеловек в каких-то отношениях есть деградация человека. Никакой прогресс не дается даром. Сверхчеловек — это не то всесторонне развитое и совершенное во всех отношениях существо, о котором говорили мечтатели прошлого, а именно реальный западоид, то есть внутренне упрощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (незападному) человечеству.

Породив сверхлюдей-западоидов, мы породили и сверхчеловечные отношения между ними. Человечными являются такие личные отношения между людьми, которые строятся на основе личных симпатий и антипатий людей друг к другу. При этом человек имеет или не имеет ценность для другого как таковой, то есть независимо от его социального статуса (богатства, известности, должности) и независимо от практических расчетов другого. Эти отношения бывают «душевными», доверительными, искренними, проникающими в тайники сознания. Они имеют свои плюсы. Это внимание к ближнему, сочувствие, сострадание, солидарность переживаний, бескорыстие, взаимопомощь, соучастие. Они имеют и минусы. Это, например, бесцеремонное вторжение в чужую душу и личную жизнь, стремление контролировать поведение ближних, насилие над индивидом со стороны окружающих путем чрезмерного внимания, несоблюдение дистанции в отношениях, потеря уважения вследствие наблюдения людей с близкого расстояния, стремление к поучительству, раздражение, грубость.

Сверхчеловечные отношения являются сугубо прагматичными и эгоистичными. Тут один человек для другого не имеет никакой ценности сам по себе. Даже в тех случаях, когда кажется, будто он ценен сам по себе (например, красив, здоров, сексуален, умен), он ценен как предмет удовлетворения потребностей. Способности человека имеют ценность для других, поскольку они могут реализоваться в жизненном успехе, и другие могут за его счет поживиться. Если у тебя много денег и высокий социальный статус, так что за твой счет могут поживиться другие, то ты можешь иметь и дружбу, и любовь, и внимание, и заботу. Правда, они суть эрзацы. Но они ничуть не хуже человечных отношений такого рода Не надо идеализировать человечные отношения. Качество сверхчеловечных отношений, как правило, выше, чем человечных. И они надежнее человечных. Человечные друзья предают не реже, а чаще сверхчеловечных. А о любовницах и говорить нечего. То же самое можно сказать и о прочих отношениях.

Западоид имеет настолько мощную правовую защиту, что практически он лишь в ничтожной мере нуждается или совсем не нуждается в поддержке коллектива по работе и общественных организаций. Естественно, ослабляется или пропадает совсем внимание последних к нему в личном отношении. Если общественные организации и проявляют заботу о нем, как это делают профсоюзы, например, то он при этом фигурирует как представитель класса, а не как индивидуальная личность Внимание других организаций к нему имеет место постольку, поскольку оно оплачивается.

К сказанному следует добавить бытовые удобства, телефон, телевидение, автомобиль, изолированное жилье, возможность обслуживать себя, отсутствие надобности в тесных контактах с соседями, напряженную работу. Важную роль сыграла необходимость защищаться от негативных проявлений человечных отношений. При этом люди невольно ослабляли и даже заглушали совсем позитивные стороны человечных отношений, неразрывно связанные с негативными.

Сверхчеловечные отношения являются неглубокими Они легче устанавливаются и безболезненно обрываются. Они расчетливы, предполагают выгодность и полезность. Они не так обременительны, как человечные. При этом сохраняется дистанция, спасающая от бесцеремонных вторжений посторонних в твою душу и личную жизнь Они позволяют не тратить зря время, силы, чувства, мысли и средства. Они искусственные, «дела-ные». Это позволяет людям скрывать подлинные мысли и чувства, быть «социабельными», то есть более терпимыми в общественной жизни. С этой точки зрения, общество западоидов напоминает великосветское общество, только в «разжиженном» виде и в массовом исполнении.

Следствием сверхчеловечных отношений является холодность и сдержанность, равнодушие к судьбе ближнего, дефицит «душевности», одиночество, ощущение ненужности и другие явления западного образа жизни.

В XVII веке философ Гоббс определил человеческие отношения формулой «Человек человеку — волк» Эта формула до сих пор многими мыслителями считается отражением сущности человеческой натуры и человеческих ошошений. На мой взгляд, она уже устарела давно. Западоиды сделали шаг вперед. Для них более адекватной является формула «Сверхчеловек сверхчеловеку — робот».

Футурологи предсказывают наступление в будущем времени постчеловеческой эпохи. В эту эпоху, по их мысли, на нашей планете будут господствовать сооружения или существа, превосходящие людей по основным социально значимым качествам, — сверхлюди. По мнению одних из них, такими сверхлюдьми будут роботы, изобретенные людьми или заброшенные к ним инопланетянами. По мнению других, такими сверхлюдьми станут инопланетяне или сверхлюди, искусственно выведенные людьми с помощью генной технологии и бионики. Предсказание этих провидцев будущею уже сбылось в том смысле, что постчеловеческая эпоха действительно наступила. Но оно не сбылось в том смысле, что создателями и носителями постчеловеческой эпохи стали не роботы, не инопланетяне и не искусственные человекоподобные существа, а самые обыкновенные западоиды.

В итоге рассмотренной эволюции западоиды оказались теперь неспособными не то что на какие-то серьезные преобразования своего социального строя, но даже на то, чтобы придумать и пожелать какой-то иной социальный строй, отличный от того, какой они имеют. Они достигли потолка своей эволюции и теперь они обречены до скончания века воспроизводить свою социальную организацию в неизменном виде, ибо она с точки зрения их природных возможностей есть вершина совершенства.

Таким образом, эволюция западоидов завершилась Они превратились в сверхлюдей, то есть в социальных роботов. А роботы сами по себе не подлежат никакой эволюции.

 

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz