Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

 Эдуард Лимонов

«Джон Лейденский: сексуальная революция средневековья» глава  из книги «Священные монстры»
 
 

Когда его казнили в 1534 году, актеру Джону из Лей­дена было 26 лет. Его казнь — последний эпизод в странной истории Мюнстерской коммуны, первой воплощенной коммунистической Утопии на земле.

Радикальные опыты Мюнстерской коммуны сму­щали даже единомышленников-социалистов. Каут­ский игнорировал Мюнстерскую коммуну в своей мо­нументальной истории социализма. Советские учеб­ники предпочитали старшего товарища Джона Лей­денского — Томаса Мюнцера. Мюнцер был один из друзей Мартина Лютера, который в 1519 году прибил к дверям своей приходской церкви знаменитые 95 тезисов (осуждающие торговлю индульгенциями и остро критикующую папство) и тем самым начал в Европе протестантизм, или лютеранство,

Томас Мюнцер также основал теократическую республику в городе Мюльхаузен, где были вопло­щены некоторые черты коммунистического обще­ства. Но в своем Мюльхаузене Мюнцер обошелся без таких излишеств, как общность жен, и потому ока­зался достоин истории ханжи Каутского и ханжеских советских учебников. Хотя мюльхаузенскую тео­кратию все равно разгромили войска современных Мюнцеру князей, а его самого казнили.

В ту эпоху Европа кишела религиозными секта­ми. Половина из них (грубо оценивая, разумеется) искала спасения и возвышения-обожествления в ас­кетизме, в то время как еще большее количество сект находили обожествление в плотских излишествах. Так, известны неистовые адамиты, за столетие еще до возникновения у дверей церкви Лютера с его те­зисами воевавшие бок о бок с гуситами и затем вы­резанные своими союзниками. Адамиты практико­вали промискуитет, то есть общность жен, и выре­зали своих противников, справедливо считая, что кровь должна достичь холки коня, только тогда Бог умилостивится. Были еще амориты, практиковав­шие всеобщую коллективную любовь. Протестан­тизм же, особенно пуританство (многие пуритане затем выселились в Новый Свет — в Америку), на­против, искали Бога в ограничении плоти. Только для деторождения. Европа бушевала. В 1532 году в Германии и именно в Тюрингии, куда относятся го­рода Мюнстер, Мюльхаузен, а рядом через голланд­скую границу на голландской земле пристроился го­род Лейден, в Германии вспыхнула крестьянская война. Бушевала она вплоть до 1526 года.

А в 1534-м секта анабаптистов захватила город Мюнстер. Во главе секты стоял Джон из Лейдена. Анабаптисты отрицали обычай крещения во мла­денчестве и считали, что только зрелый взрослый человек имеет право решать: быть ему адептом Хри­ста или нет. Обратиться ли ему к Богу. (Это вкратце. У секты были и другие пункты программы, если выражаться по-современному.) Захватив город, Джон и его друзья стали на больших театральных по масштабам церемониях заново крестить граж­дан. В храмах и столовых беспрерывно читали тек­сты Ветхого Завета. В столовых члены секты обеда­ли бесплатно. Необходимые средства раздобыли, конфисковав вначале имущество «эмигрантов», тех, кто сбежал из города. Позднее конфискации подверг­ли имущество тех, кто медлил перекрещиваться (кре­щение — значит «баптизм» на всех европейских язы­ках). В области плоти короткие несколько недель проповедовался аскетизм, затем было введено мно­гоженство, по примеру ветхозаветных патриархов. У Джона из Лейдена было 15 жен. Портрета Джона Лейденского не сохранилось, но мне он представ­ляется рыжим, худым, высоким парнем, и в обычае актеров того времени он должен был носить пари­ки. Мюнстер к тому времени был уже большим го­родом, только что возвели величественный кафед­ральный собор, город был хорошо укреплен стена­ми и башнями. Так что действо по сценарию Джона из Лейдена могло развиваться спокойно. Некоторое время. На следующем этапе деньги были упразднены в Мюнстере. Совсем. Была введена общность имуще­ства. И одновременно была введена общность жен­щин. Несколько женщин, не пожелавших подчинить­ся, публично казнили на главной площади. Казнили также различных преступников — папских шпионов, тех, кто пытался утаить свое богатство. В конце кон­цов Джон Лейденский был провозглашен королем под именем Иоанна.

Все это время германские феодальные власти, конечно, пытались взять город. Вначале нападающие успешно отражали все атаки. Мужчины и женщины стояли вместе на крепостных стенах. Более того, Мюнстер сделал множество попыток экспортиро­вать свою анабаптистскую революцию — в соседние города отправлялись «апостолы», снабженные «пре­лестными письмами» Джона, стремясь побудить со­седей к восстанию. В нескольких городах действи­тельно вспыхнули восстания. Однако феодалам уда­лось их подавить. Напрягши все свои силы, феодаль­ная Германия подавила Мюнстерскую коммуну. Мюнстер был взят. Джон из Лейдена был пленен. Ему отрубили голову.

Мюнстерская коммуна была самым радикальным коммунистическим опытом. Были переименованы улицы города, дни недели и месяцы. Отменено хож­дение денег. Обобществлены женщины. По-видимо­му, буржуа в жилетке Каутский представил себе образ жизни анабаптистов в Мюнстере и, зардевшись, не включил их в свою историю социализма.

В конце 60-х годов XX века в Германии одна за другой стали образовываться коммуны хиппи. В Бер­лине в 1968 году появились «Коммуна № 1», «Ком­муна № 2», «Коммуна Воланда». Они следовали ста­рым рецептам: деньги и имущество у них были об­щие, промискуитет был признан единственно верным способом сексуального общения. Именно из среды коммунаров пришли в RAF, знаменитую «Фракцию Красной Армии», и в другие террористические орга­низации свежие резервные силы. История обожает совпадения и преемственность. Преемственность — это коммуны. Пассионария «Фракции Красной Ар­мии» Ульрика Майнхофф, что интересно, родилась в 1934 году, ровно через 400 лет после разгрома Мюнстерской коммуны. И окончила она, кстати сказать, Мюнстерский университет.

Сам средневековый город Мюнстер, как и мно­гие города Германии, во время 2-й мировой войны был вдребезги разрушен авиацией союзников. Раз­рушен был и кафедральный собор, в котором имели место в 1534 году многие трагические сцены анабап­тистской коммунистической революции. Как-то мне пришлось увидеть, живя во Франции, фильм о со­бытиях в Мюнстере, и главным героем его, разуме­ется, был юный безумец Джон из Лейдена. Фильм, впрочем, изображал историю поверхностно, сосре­дотачиваясь, главным образом, на аспекте первой известной сексуальной революции средневековья. Помню мечущихся в соборе жен Джона, короче, сде­лали версию «Калигулы». А сексуальная революция между тем крайне серьезная тема. Сексуальная сво­бода, свобода удовольствия, может конкретно осво­бодить человека, как не может его освободить даже запрет на частную собственность. Большинство лю­дей имеет в жизни скудный сексуальный рацион. Введение обязательного промискуитета значитель­но повысило бы качество жизни.

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz