Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Summary

§ 7. Семейная культура русских

Бабы маются, девки замуж собираются
(Русская поговорка)

              Отцы и дети. Древнерусское государство управлялось одной большой семейной общиной Рюриковичей. Как и водится в семейных отношениях, братья непрерывно воевали. Из-за многочисленности потомства младшие члены семьи получали в княжение не уделы, а одни слезы, так что бытовала поговорка "На семь князей - один воин".
       Андрей Боголюбский сделал первый шаг к служилому государству. Он отменил систему уделов, княжил единовластно и не давал городов -ни брать-ям, ни сыновьям. Северорусская колонизация обеспечивала свободный фонд земель, которые предоставлялись на условиях службы. Служилые отношения стимулировали присоединение новых территорий и подчинили себе родовые отношения князей.
       Важную роль в трансформации семейно-родовых отношений сыграл ин-ститут духовных отцов и детей. В древнерусских семьях преобладало "любовное небрежение к детям". Духовные отцы, возглавлявшие покаянные семьи, проповедовали идеалы многочадия, благочестивого родительства, ма-теринской любви. За любые попытки матерей избавляться от детей духовные отцы давали от 5 до 15 лет поста и покаяния. Неустанная регламентация ин-тимной жизни супругов со стороны духовников привела к тому, что отсутст-вие детей стало считаться большим горем.
       Отсутствие детей стало подлинным горем в служилом государст-ве. По вотчинному праву вотчина передавалась от отца к сыну. И отсутствие по ка-кой-либо причине престолонаследника ставило служилое государство на грань смуты, которая каждый раз отбрасывала служилое государство назад, так как родовые интересы и счеты выходили на первый план.
       Если детей у служилого человека было много, то проблема их содер-жания решалась испомещением, т. е. поступлением на государеву службу с предоставлением поместья для кормления. Поместье отлича-лось от вотчины примерно так же, как служебная квартира отличается от частного дома. Поскольку слу-жить приходилось в различных зем-лях, то и поместья предоставлялись по текущему месту службы.
       Таким образом, на государевой службе зависимость от физическо-го отца ослаблялась, так как корм-ление предоставлял государь. По обычному праву, кто окормляет, тот и считается отцом - соци-альным отцом. Для служилого че-ловека настоящим социальным и духовным отцом был государь: он и кор-мил и прощал повинившихся и покаявшихся. Уже в XII в. Дани-ил Заточник называл великого князя отцом. В 1721 г. в Троицком соборе Петр I офици-ально прини-мает титул Отца Отечества.
       Почему Иванушка плачет? А как же ему не плакать. Как правило, сын он младший. Слезы - детское состояние души. Бескрайние просторы нашей страны сформировали особый характер русского человека, выработали за-щитный механизм ребячества, чтобы безграничные пространства не давили, не сводили с ума.
       Итак: "Заплакал Иванушка, запечалился, сел на камень и уснул". В сказках других народов мужчины не плачут. На Руси плачут иванушки-дурачки, царе-вичи, солдаты, богатыри. Плачут, когда сила есть, а ума не хватает. Публично плачут все видные государственные деятели, особенно большевики. Плачут до тех пор, пока не появляется волшебный помощник. По большей части ска-зочная женщина, которая никогда не плачет. Плакать ей просто некогда.
       Укладывает сказочная женщина своего богатыря спать. Герой доверчиво засыпает младенческим сном, не сомневаясь нисколько, что его суженая не подведет, потрудится всю ночь, не покладая рук. Девушке нельзя было по-зволить себе полениться или даже просто чуть-чуть разнежиться: в девках ос-танешься. Лучшая та, кто работает, не покладая рук.
       За кого бы ни выйти, лишь бы выйти. Мужчину своего русская женщина любит не за его богатство и красу, а за его недостатки. Она жалеет своего Иванушку, чтобы другие на ее добро не позарились.
       Старуха-процентщица или золотая рыбка? Забота о малолетнем на-следнике вела к по-вышению роли женщины в семье служилого человека. Из-за длительных от-лучек мужей по служебным нуж-дам хозяйство оставалось на бабушках, матерях, старших сес-трах, женах, которые занимались также уст-ройством слу-жебных дел своих мужчин.
       У истоков русской государственности стоит княгиня Ольга, которая, за-нимаясь делами своего мужа, ввела административно-территориальное деле-ние, сформировала стабильную финансовую систему, назначила сборщиков дани, начала строительство крепостей, установила охрану границ. Она вела переговоры с византийским императором Константином, но не приняла его руку. От него приняла христианство. "Предание нарекло Ольгу Хитрою, цер-ковь - Святою, история - Мудрою" (Карамзин).
       Так, в служилом государстве устано-вился не всегда заметный матримони-альный контроль, открытым прояв-лением которого был российский матриархат XVIII века. Мужчину почитали, но слова не давали. В паре старик-старуха у старика нет никаких своих желаний, он ничего не хочет. Все желания - только у старухи (женщины в статусе). Сила и влияние бабки - не только в сказке. "Теперь все будет как при бабке", - первый указ Алек-сандра I.
       Оборотной стороной женского влияния на различные стороны россий-ского общества стала забота женщины о всестороннем развитии собствен-ной личности. Необходимость осваиваться в незнакомой обстановке, необхо-димость учить язык, изучать нравы и обычаи русского народа, необхо-димость принимать решения в от-сутствие мужа стимулировала ду-ховный рост иноземных царевен. Молодая Екатерина II - нагляд-ный пример потреб-ности учиться, учиться и учиться.
       Легендарная баба-яга, амазонка сарматского происхождения и инвалид неведомых войн, настолько образованна, что руководит возмужанием Ива-нушек, по-матерински поучает, карает, помогает, дает сложнейшие задания. Баба-яга владеет табунами коней, у нее целая дюжина дочек, все "ягишны", воинственны и отважны. Вместе они способны сокрушить все и вся на своем пути. Поэтому эмансипация женщин в России опередила эмансипацию муж-чин.
       Дворянки освободились от затвор-ничества раньше, чем дворяне до-бились освобождения от обязатель-ной службы по указу 1762 года о вольно-стях дворянства. Женская свобода материализовалась в мире изменчивой мо-ды, распростране-ние которой среди низших сосло-вий имело последствием бурное раз-витие мануфактурного производст-ва в России.
       Своему ошеломляющему успеху роман Н. Г. Чернышевского "Что де-лать?" во многом обязан тем, что в нем доказан следующий тезис: женщина по многим признакам является более высоким, развитым человеческим ти-пом. Жизнестойкость, адаптивность, желание красоты выгодно отличают женщин от мужчин. Поэтому только женская красота спасет мир.
       "Четвертый сон Веры Павловны" содержит картину всемирно-исторического развития отношений половых классов. Равноправие женщин устанавливается в процессе обожествления их красоты. Ответ на вопрос "что делать?" лишь в последнюю очередь касается товарищеской организации труда. Главное для мужчины: "Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: "Я недовольна тобою, прочь от меня..."
       "Свободная" любовь формирует не только новый тип семьи, но и новый тип человека, в котором снимается противоположность мужа и жены: "Мы один человек". Кратковременная разлука высвобождает громадную энергию любви, которая поглощается в "сердечной святыне любимого тру-да". Интеграция свободной любви и праздничного труда - такова суть "царства будущего", которое "светло и прекрасно".
       4. Коллективизм в любви. Как отмечали исследователи творчества Ф. М. Достоевского, во всех его романах любовные отношения связывали не двоих, а троих. Эта ситуация автобиографична: такие отношения сложились у Достоевского с Марией Исаевой и Вергуновым и в романе с Полиной Сусло-вой. Любовник необходим как гарант любовного союза. Принцип тройствен-ности любви устанавливается Достоевским как закон любовных отношений.
       В тройственных любовных союзах находились такие выдающиеся люди России как Герцен, Огарев, Чернышевский, Шелгунов, Софья Ковалевская, Зинаида Гиппиус, Ленин, Маяковский. Формирование таких союзов связыва-ется с отличающими "лишнего человека" чувствами бессилия, слабости и не-решительность, душевной холодности, апатии и бесчувственности, отсутст-вия страсти, сильных чувств, слабоволием. Чувство неполноценности побуж-дает искать невесту, чье положение улучшилось бы благодаря браку. Брак предпринимается для спасения падшей или освобождения угнетенной жен-щины. Выбор невесты с моральным дефектом означал, что у "лишнего чело-века" есть некоторое внешнее обязательство, избавляющее его от необходи-мости свободного выбора. Брак стал как бы неизбежностью, взятым по необ-ходимости моральным обязательством
       Не всем суждено любить, быть любимым и жениться по любви. Ключ к счастью - присутствие посредника в каждой паре. Несколько человек допол-няют друг друга и составляют единое целое. Любовь, опосредованное чувст-во, имеет, по своему существу, коллективистскую природу. Посредничество позволяет разделить любовный опыт, т. е. испытать опосредованные чувства. Открыть другу свое сердце и сделать участником своей супружеской жизни.
       В романе "Что делать?" Вера Павловна и Лопухов, несмотря на более чем скромный доход, живут в отдельных комнатах, двери которых выходят в об-щую гостиную. Собственная комната давала женщине ощущение личной сво-боды. Практика раздельных спален стимулировала заложенное в фиктивном браке безбрачие. Негласный кодекс чести предписывал "новым людям" воз-держиваться от супружеских отношений.
       Такое поведение мотивировано перспективой утверждения Царства Божия на земле, что положит конец рождениям, оправдав тем самым разделение спален. Роман Якобсон, близкий друг Маяковского и Бриков, отмечал непри-язнь поэта к ребенку, неугасимую вражду к "любвишке наседок". Самое вы-разительное поэтическое признание Маяковского в неприязни к детям - это его "я люблю смотреть, как умирают дети".
       Маяковский и Брики выработали свой подход к семейной жизни, что от-разилось в их тройственном союзе, сознательно проецируемом на Чернышев-ского. По словам Лили Брик, роман "Что делать?" был их требником. Мая-ковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нем поддержку, а "Что делать?" - последняя книга, которую он читал перед смертью. Даже предсмертное письмо Маяковского говорит: "Товарищ прави-тельство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская".
       В чем же заключается смысл такой любви? По православному учению, пребывать в половой раздельности - пребывать на пути к смерти. Бессмерт-ным может быть только целый человек. Поэтому ближайшая задача любви: создать истинного человека как единство мужского и женского начала. Вос-становить, интегрировать человека в целостность.
       Русский философ В.С. Соловьев заметил, что размножение рода и поло-вая любовь находятся в обратном отношении. Особенно сильная любовь - неразделенная и несчастная. Но как действительное упразднение эгоизма лю-бовь есть оправдание и спасение индивидуальности. В чувстве любви мы ут-верждаем абсолютную ценность другой индивидуальности, а через это абсо-лютную ценность собственной индивидуальности. Семейный эгоизм лучше, чем эгоизм в одиночку, но рассвет любви открывает иные горизонты.
       Любовь - высшее проявление индивидуальной жизни, находящей в со-единении с другим существом свою собственную бесконечность. Весь миро-вой процесс проявляется как процесс реализации и воплощения Вечной жен-ственности в великом многообразии форм и степеней. Обожание - взрослое состояние души. Поэтому требуется терпение до конца. Нужно взять крест свой. Истинная любовь - нравственный подвиг. Супружеский венец прирав-нивается к венцам святых мучеников.


Источники и литература:
1. "А се грехи злые смертные:": Любовь, эротика и сексуальная этика в дореволюционной России (IX - первая половина XIX века). М., 1999.
2. Бурцева Т. "Отцы и дети": смена вех // Социокультурные исследования. 1997. Новосибирск, 1997.
3. Громыко М.А. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986
4. Корчагина И. Парадоксы души русской женщины. М., 1997.
5. Пушкарева Л.Н. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, лю-бовница (X - начало XIX в.). М., 1998.
6. Русские. М., 1998.
7. Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
8. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1995.


Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz