Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

 Исследователей, занимающих ответственные посты, и ведущих специалистов по сексуальной политике следует проверять с точки зрения их сексуального здоровья и отсут­ствия установок морализаторско-аскетического характера.

 Необходимо противодействовать религии, которая свои­ми ханжескими догмами отнимает у людей сексуальное счастье, и нести в массы достижения естественных наук. Тогда и будет видно, окажется ли права церковь со своим утверждением о внеземной природе религиозного чувства. Мы также не скрываем своего намерения защищать детей и подростков от привития чувств сексуальных вины и страха.

 В процессе социальной революции семья неизбежно распадется. Возвращение к старому семейному укладу будет невозможно. Необходимо считаться с семейными чувствами и привязанностями масс, открыто обсуждая и решая вопрос о семье по мере его развития. Наша точка зрения такова: цель сексуально-политической работы, проникнутой идеями культурной революции, формируется лишь на основе фак­тов, а не каких-либо закулисных соглашений.

 Спонтанная, инстинктивная жизнь людей, в которой проявляется единство со всей живой природой, характери­зуется стремлением к развитию, активности, наслаждению, желанием избежать того, что вредит организму. Она прояв­ляется в виде сильных, устойчивых чувств. Именно чувства, переживания представляют собой важнейшие элементы лю­бого побуждающего к движению вперед революционного мировоззрения. Явления биологической жизни лежат и в основе так называемых "религиозных переживаний" и "оке­анического чувства". Недавно было открыто, что вегетатив­ное возбуждение сопровождается биоэлектрическими про­цессами в тканях организма. Это понятно, ибо человек является частью природы, приводимой в движение биоэлек­трической энергией[28].

 Религиозному чувству, заключающемуся в том, чтобы быть наедине с Космосом, соответствует характер суще­ствования природы. Однако религиозная мистификация принципа органического волнообразного движения приро­ды привела к параличу этого процесса вместо его развития. Первоначальное христианство было движением коммуни­стического характера, но его побуждающая к поступательно­му движению и жизнеутверждающая сила оказалась превра­щенной в свою противоположность — в аскетизм и отре­шенность от мира — во многом из-за отрицания сексуальности.

 Став государственным институтом, христианство, апри­ори стремящееся к освобождению человека, превратилось в свою прямую противоположность. Влияние церкви в силу ее метафизического восприятия жизни способствовало зна­чительным изменениям психической структуры челове­ка, что, в свою очередь, приводило к усилению самой церк­ви.

 В марксистской экономической теории важная роль от­водится экономическим предпосылкам в понимании жизни, стремящейся к более высоким формам развития. Но ограни­чение этой теории лишь грубо экономическими и механи­стическими воззрениями явилось причиной отрицания жиз­ни. Экономизм потерпел поражение потому, что он не признавал важности биологической воли к жизни и расце­нивал ее как "психологию", отдавая этот процесс на откуп мистикам.

 Биологическая жизнь вновь проложила себе путь в усло­виях "неоязычества", культивируемого германским нацио­нал-социализмом. Фашистская идеология поняла вегетатив­ное волнообразное движение лучше, чем это сумела сделать церковь, и смогла "приземлить" его. Тем самым мистические рассуждения национал-социалистов о "кипении крови" и "связи с кровью и почвой" означают прогресс по сравнению с древнехристианским представлением о первородном грехе, но прогресс этот оказывается задушенным новым мистициз­мом и реакционной экономической политикой. Жизнеутверждение снова превращается в отрицание жизни, становится благодаря идеологии аскетизма, верноподданничества, долга и расового сообщества тормозом развития жизни. Тем не менее учение о грехе нельзя защищать, противопоставляя ему учение о "кипении крови". Это последнее надо двигать вперед, выпрямлять его.

 Из этого соотношения между старым христианством и неоязычеством проистекает немало недоразумений. Одни рекламируют неоязычество как революционную религию, чувствуя прогрессивную тенденцию, но не видя искаже­ния в сторону мистицизма. Другие хотят защитить церковь от фашистской идеологии, полагая при этом, что они дейст­вуют по-революционному. Может быть, такая позиция и верна с учетом нынешней политической ситуации, но при ее развитии в долгосрочной перспективе она вводит в заблуж­дение.

 Среди социалистов много таких, которые не хотели бы полностью отказываться от "религиозного чувства". Они правы в той мере, в какой имеют в виду вегетативную тенденцию развития, и неправы постольку, поскольку не видят реальных изменений и торможений, происходящих в естественной жизни. Еще никто не осмеливается коснуться сексуального ядра развития жизни и каждый неосознанно использует свой собственный сексуальный страх, для того чтобы занять позицию жизнеутверждения в форме револю­ционных взглядов или религиозных переживаний, но бук­вально тут же превратить ее в отрицание жизни из-за отри­цания сексуальности. Таким образом мы видим, что религи­озные социалисты и экономические марксисты дополняют друг друга.

 В ходе сексуально-экономических исследований был сделан правильный вывод из естественнонаучных предпосы­лок этой дисциплины и наблюдений над социальными про­цессами. Он заключается в следующем: необходимо способст­вовать осознанию и развитию жизнеутверждения в его субъ­ективной форме положительного отношения к сексуальному наслаждению и в его объективной форме рабочей демократии. За жизнеутверждение следует организованно бороться. Страх людей перед наслаждением является самым могучим против­ником жизнеутверждения, укоренившимся в психической структуре людей.

 Органический страх получения наслаждения, возникаю­щий из-за социально обусловленных нарушений этого процесса, образует под видом скромности, нравственных пред­ставлений, покорности вождю и т.д. ядро всякого рода трудностей, с которыми повседневно сталкивается практика мас­совой психологии и сексуальной политики. При этом, прав­да, стыдятся импотенции и неспособности подарить жизнен­ное счастье так же, как стыдятся и разделять реакционные политические взгляды. Как потенция, так и революцион­ность остались высокими идеалами, и каждый реакционер выступает сегодня в облике революционера. Но о том, что разрушено счастье чьей-то жизни, а у кого-то позади жизнь, растраченная впустую, неохотно хотят слышать. Поэтому люди в возрасте всегда активнее защищаются от конкретного жизнеутверждения, чем молодежь, а молодые люди с воз­растом становятся консервативнее. Ведь не хочется призна­вать, что можно было бы устроить свою жизнь лучше, поэтому теперь отрицают то, что когда-то поддерживали. Для осуществления собственных желаний необходимо преобра­зование всего жизненного процесса, разрушение многих по­любившихся способов суррогатного удовлетворения и иллю­зий. Впадая в отчаяние, не решаются отказаться от привыч­ной жизни. И исполняющим волю авторитарной государственной власти не препятствуют, так как имя им — "отец" и "мать".

 Но развитие жизни нельзя остановить. Процесс обще­ственного развития не без основания воспринимается как естественный процесс. Может быть, еще раз окажется воз­можно согнуть человека, принудив к аскетизму, повинове­нию авторитарной власти, отрицанию жизни, но в конце этого пути — победа естественных сил в человеке, единство природы и культуры. Налицо все признаки очевидного вос­стания естества против наложенных на нее оков образа жизни.

 Только теперь по-настоящему и началась истинная борь­ба за "новую жизнь", но сначала в форме тяжелейшего материального и душевного потрясения индивидуального и общественного бытия. Тот же, кто способен понять жизнь, не отчаивается. Тот, кто сыт, не крадет. Тот, кто испытывает сексуальное счастье, не нуждается ни в какой "моральной опоре" и способен на свое самое естественное "религиозное переживание". Жизнь очень проста, проста так же, как и эти факты. Она становится сложной только под действием про­никнутой страхом перед жизнью структуры человеческой психики.

 Всеобщее теоретическое и практическое возобладание простоты жизненной функции и обеспечение ее продуктив­ности называется культурной революцией. Ее основой может быть только естественная рабочая демократия. Любовь, труд и знание — естественные источники нашего бытия. Они и должны управлять им.

  

 Перевод с немецкого В. А. Брун-Цехового

 Под редакцией доктора медицинских наук В. П. Наталенко




[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz