Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

 Эти строки были написаны примерно за два года до первой публикации, летом 1928 г. В них формулировались выводы, сделанные на основе изучения социологических взаимосвязей между брачной моралью и обращенным к молодежи требованием аскетизма. И вот осенью 1929 г. счастливый случай позволил мне найти статистические до­казательства правильности моих выводов, которые до тех пор представляли собой лишь догадки относительно этих взаи­мосвязей. Врач Московского венерологического института М. Бараш опубликовал работу "Половая жизнь московских рабочих" в "Journal of Social Hygiene" d. XII, H. 5, Mai, 1926), в которой имелось статистическое исследование соот­ношения между супружеской неверностью и временем нача­ла половой жизни до брака. 61,6% начавших половую жизнь до вступления в брак и в возрасте до 17 лет были неверны в браке, из тех, кто начал ее от 17 лет до 21 года, неверны были 47,6 %, а среди тех, которые совершили половой акт впервые только после 21 года, было всего лишь 17,2 % нарушителей супружеской верности. Автор замечает по этому поводу:

 "Чем раньше тот или иной представитель исследованной группы начинал половую жизнь, тем менее стойким оказы­вался он в браке, склоняясь к частым случайным связям Те, которые совершали первый половой акт уже в раннем воз­расте, вели позже нерегулярную половую жизнь".

 Если верно, что обращенное к молодежи требование аскетизма непосредственно определяется, как показывают результаты социологических наблюдений, институтом брака, а косвенно теми же экономическими интересами, что и официальная сексуальная реформа, если, кроме того, стати­стически доказано, что раннее начало половой жизни делает молодых способными к вступлению в брак в соответствии с требованиями принудительной морали ("один партнер на всю жизнь"), то ясно также, что требование аскетизма слу­жит созданию сексуальной структуры индивидов, призванной соответствовать строгой брачной жизни и воспитывать до­бропорядочных подданных государства.

 В дальнейшем должны быть исследованы эта сексуальная структура, ее воздействие на саму молодежь и противоречия брачной ситуации, порождаемые ею.

3. Рассмотрение проблемы половой жизни молодежи с медицинских, а не с этических позиций

 Следует иметь ясное представление о том, с какой пози­ции рассматривается вопрос. В данном случае мы снова сталкиваемся с тремя точками зрения: этической, сексуаль­но-экономической и общественной. С этической позиции к вопросу нельзя подойти и он не имеет решения. Конкретно поставленный вопрос сводится к проблеме сексуальной эко­номики индивидов и к заинтересованности общества в судь­бе своих членов.

 Как мы видели, авторитарное общество самым серьез­ным образом заинтересовано в подавлении юношеской сек­суальности. Такого подавления требуют прочность принуди­тельного брака и основанной на нем семьи, а также форми­рование психологической структуры подданного. Правда, приверженец сексуальной этики полагает, смешивая авто­ритарное общество с человеческим, что прочность человече­ского общества вообще оказалась бы под угрозой, если бы молодежь, по типичному для этих ученых выражению, "дала волю своим страстям". Но именно это и необходимо сначала исследовать. У юноши или девушки есть только три возмож­ности: воздержание, мастурбация (включая гомосексуальные отношения и гетеросексуальное возбуждение) или половое сношение. Следует конкретно поставить вопрос о том, про­тиворечат ли общественные интересы, и если да, то какие именно, сексуально-экономическим, необходимо ли нане­сти ущерб одним ради соблюдения других. Также нужно, прежде всего, принять во внимание и интересы самой моло­дежи и задаться вопросом, каковы, с точки зрения гигиены, преимущества и ущерб для молодежи, возникающие в ре­зультате воздержания, онанизма или полового акта.

Половое воздержание в пубертатный период

 Мы должны, конечно, исследовать явления полного воз­держания, так как все прочее охватывается расширенным понятием онанизма. Итак, мы имеем дело с неопровержи­мыми фактами, свидетельствующими о том, что в среднем к 14-му году жизни в результате усиленной работы аппарата внутренней секреции и созревания генитального аппарата сексуальность вступает в высшей степени активную фазу. Половое влечение, естественно, направляется на половой акт. Если же столь многие юноши и девушки не ориентиру­ются сознательно на половую близость, то это, вопреки общему ошибочному мнению, является не выражением би­ологической незрелости, а следствием воспитания, вытесня­ющего всякую мысль о сексуальном контакте. Важно кон­статировать это, если есть желание видеть вещи такими, каковы они на самом деле, а не такими, какими хотели бы их видеть авторитарное общество и церковь.

 Юноши и девушки, которые преодолели вытеснение представления о половом акте, совершенно точно знают, что он существует и что отныне они именно его и хотят. Пред­посылкой же воздержания является как раз вытеснение пред­ставлений сексуального характера, в особенности о половом акте. Существует, вероятно, и еще шире распространенная возможность, заключающаяся в том, что представления о половом акте, пусть не бессознательно, но с точки зрения сохранения душевного равновесия, до такой степени лиша­ются тайны и связываются с чем-то отвратительным и страш­ным (это типично для девушек из мелкобуржуазных семей), что утрачивают всякое практическое значение. Но для того чтобы осуществить воздержание, необходимо нечто большее, а именно: вытеснение полового возбуждения. Это на некото­рое время обеспечит покой. Преимущество такого подхода заключается в избавлении от мучительного конфликта, по­рождаемого онанизмом, и от опасной в социальном отноше­нии борьбы против своего окружения, если юношей или девушкой движет осознанное, а потому непреодолимое стремление к половому акту.

 Становясь старше, юноши и девушки большей частью демонстрируют явное изменение своего отношения к сексу­альному наслаждению. По достижении 16 — 17 лет они отрицают сексуальность гораздо резче, чем прежде. Анализ показывает, что вместо стремления к наслаждению появился страх перед ним. Это явление можно назвать боязнью наслаж­дения. Оно представляет собой нечто принципиально иное, нежели страх перед наказанием за сексуальные действия, находящий свое крайнее выражение большей частью в нео­сознанной боязни кастрации.

 В боязни наслаждения коренится все более распростра­няющийся сексуальный страх. Причины данной ситуации в том, что под постоянным воздействием сексуальных запре­тов изменился и сам процесс полового возбуждения. Клини­ческий опыт показывает, что наслаждение, не испытанное из-за препятствия, превращается в отвращение, часто даже в болезненное возбуждение половых органов. Таким образом, чувственное возбуждение, например при сексуальном удов­летворении, превращается в источник отвращения, а тем самым в истинный мотив, заставляющий молодых людей бороться против своей сексуальности и подавлять ее. Ком­петентному врачу-сексопатологу знакомо странное поведе­ние подростков и юношей, когда, например, искусственно обращаются вспять эрекции, если они становятся неприят­ными, если не наступает удовлетворение.

 Еще более выражен в период полового созревания свой­ственный девушкам страх не перед наказанием, а перед сильным возбуждением. Возбуждение ощущается как опас­ность. В этой боязни наслаждения нам и следует искать подлинную причину укоренения приобретенного извне стра­ха перед наказанием за сексуальные действия. Таким обра­зом, юноши и девушки сами часто становятся защитниками сексуальных запретов.

 Но состояние сексуального возбуждения без удовлетво­рения никогда нельзя перенести в течение длительного вре­мени. Существуют только два решения: вытеснение сексу­ального возбуждения или удовлетворение. Первое приводит обычно к нарушениям душевного здоровья, второе — в современном обществе — к социальным конфликтам.

 Следовательно, воздержание опасно и абсолютно вредно для здоровья. Отметим для начала тот факт, что подавленное сексуальное возбуждение создает различные пути выхода из этой ситуации. Очень скоро наступает нервное нарушение или молодой человек погружается в дневные сексуальные фантазии, существенно препятствующие ему в работе. Тот же, кто не хочет видеть связи между сексуальным возбужде­нием и нервозностью во всех ее формах, может без долгих размышлений заявить, что воздержание не вредит и в боль­шинстве случаев осуществимо. Такой человек только кон­статирует, что молодой человек живет в условиях воздержа­ния, то есть, очевидно, может жить таким образом. Но от взгляда людей, не ориентирующихся в проблеме, ускользает тот факт, что расплатой за воздержание будет невроз и появление других проблем. Наш оппонент полагает, напри­мер, что невроз является выражением "дегенеративной пред­расположенности" или воли к власти. Он избавляет себя от большего, чем молодой человек, а именно: от размышления о юношеской сексуальности вообще и, к тому же, о связан­ной с ней проблеме общественного строя.

 Скажут, что не все юноши и девушки, соблюдающие воздержание, сразу же заболевают. Да, конечно, но как же в этом случае принять тот факт, что невроз возникает и позже, когда от человека требуют только "законных" половых отно­шений?

 Опыт сексуально-экономических наблюдений в клини­ческих условиях показывает, что наиболее неблагоприятны случаи тех пациентов, которые никогда не отваживались заняться онанизмом. Сначала имело место вытеснение сексуальности, возможно даже успешное на протяжении неко­торого времени. Половой аппарат не приводился в действие, и если в ходе соблюдения воздержания достигался результат, которым могло быть довольно авторитарное общество, то позже аппарат не срабатывает вообще — он, так сказать, заржавел. Численное преобладание женских половых рас­стройств над импотенцией у мужчин указывает на глубокую связь, существующую между более редкой мастурбацией у женщин и вытеснением сексуальности и свойственной им позже неспособностью к сексуальным переживаниям. Гово­рить об этом молодежи остерегаются, даже если и знают, ведь иначе какие оправдания останутся для проповеди воздержа­ния?

 Когда я обсуждал проблему онанизма, в качестве возра­жения на мои доводы всегда выдвигалась возможность от­влечения от половых влечений с помощью занятий спортом. На это я, если не хотел фальсифицировать факты в угоду сексуальной морали, мог возразить только одно: хотя спорт и лучший способ снижения полового влечения, но ведь и спортсмены, которые хотят с помощью спорта полностью убить влечение, очень часто настолько хорошо реализуют этот замысел, что впоследствии не могут более распоряжать­ся своей сексуальностью. Постоянно удивляет большое чис­ло сильных, тренированных людей с сексуальными наруше­ниями. А все объясняется просто: так как эти люди не могли в течение длительного срока обратить все свое половое возбуждение на достижение высоких спортивных результа­тов, им, в конце концов, пришлось прибегнуть к помощи вытеснения со всеми последствиями, которые влечет за собой использование этого средства. Итак, хотя спорт и является способом снижения полового возбуждения, он так же непригоден для решения сексуальной проблемы молоде­жи, как и любое другое средство, направленное на умерщв­ление полового возбуждения.

 Тому, кто зная о последствиях своего поступка, все-таки решается на него, мы охотно предоставим свободу действий. Мы не хотим никого принуждать к половой жизни, прино­сящей удовлетворение, но говорим: пусть тот, кто, идя на риск душевного заболевания или уменьшения радости от результатов своего труда и жизнерадостности, хочет жить в воздержании, так и поступает. Кто этого не хочет, пусть добивается упорядоченной половой жизни, приносящей удовлетворение, коль скоро не приходится отрицать наличие полового влечения. Но существует и обязанность обращать внимание на опасную возможность "ржавения" сексуально­сти, ее отлива в детские и извращенные формы сексуальной активности и на душевные заболевания как следствия абстинентното образа жизни в юном возрасте.

 Самые трагические случаи — те, когда к нам в амбула­торию или в консультацию по половым вопросам приходят люди в возрасте 35—40 лет, даже 50—60-летние с тяжелей­шими нарушениями душевного состояния, страдающие не­врозами, угрюмые, одинокие, пресыщенные, и просят от нас помощи. Чаще всего они хвалятся тем, что никогда не жили, предаваясь "распутству", под чем подразумевается избегание онанизма и полового акта в раннем возрасте.

 Даже авторы, характеризующиеся, как правило, прони­цательностью, неверно оценивают опасности полового воз­держания, и это происходит по двум причинам. Во-первых, им не ясна связь между нарушениями в половой сфере, дающими себя знать лишь позднее, и длительным воздержа­нием, во-вторых, у них не было возможности наблюдать тесную связь между нервными нарушениями и воздержани­ем так же часто, как ее видят практикующий психотерапевт и консультант по половым вопросам.

 Фриц Брупбахер пишет в своей книге "Счастье быть родителями, предупреждение беременности и изгнание плода ", труде, превосходном со всех точек зрения, кроме подхода к воздержанию: "Во всевозможных работах рассуждают на тему вреда и пользы воздержания. Тот, кому оно нравится, может его практиковать. Оно не нанесет никакого вреда... В любом случае воздержание полезнее для здоровья, чем вене­рические заболевания".

 Как показали беседы с Брупбахером, он в дальнейшем отказался от этого взгляда. Прежде он не видел, что сама склонность к длительному аскетизму уже является симпто­мом болезни, знаком довольно полного вытеснения созна­тельного полового влечения. Воздержание всегда, раньше или позже, наносит ущерб любовной жизни и результатам в работе. Это факт, основанный на опыте.

 Рекомендовать такую позицию молодежи означает сеять семя невроза, который рано или поздно даст о себе знать, или, по меньшей мере, создавать предпосылки будущего снижения жизнерадостности и трудоспособности. Рассмат­ривая же воздержание с душевно-экономической точки зре­ния, можно было бы усомниться в том, что оно полезнее для здоровья, чем венерические заболевания. От них можно избавиться, если лечиться должным образом. Напротив, бо­лезненные изменения характера, приобретаемые в результате воздержания, устраняются полностью лишь в очень редких случаях. Кроме того, мы не располагаем количеством квали­фицированных психотерапевтов, необходимым для врачева­ния зла, которое может быть причинено длительным воздер­жанием.

 Сказанное не означает недооценки опасности венериче­ских заболеваний. Но их привыкли использовать, как пра­вило, в качестве пугала, в качестве средства, пригодного для вытеснения сексуальности. Кроме всего прочего, альтерна­тива вовсе не формулируется как "воздержание или венери­ческие заболевания". Ведь можно избежать последнего, об­щаясь не с проститутками, а только с любимым партнером, принадлежащим к своему же социальному слою.

 Мы говорим здесь о половом воздержании юношей и имеем в виду, чтобы не возникло недоразумений, 15 — 18-летних. Авторитарная сторона требует воздержания "вплоть до закрытия эпифизных пазух", то есть примерно до 24 лет. В свое время в Вене одна дама, специализирующаяся по проблемам социального попечения, выступала перед мо­лодежью с докладами, в которых это вредное "учение" вдалбливалось в голову слушателей под видом научных те­зисов. Она не сказала, однако, ничего о том, что общего имеет закрытие эпифизов с созреванием полового аппарата, которое происходит примерно к 14 годам.

 На страницах газеты "Морген" один из консультантов молодежи по проблемам психологии индивида открыл руб­рику для обмена мнениями и консультирования. 18 марта 1929 г. в ней, наряду с прочим, был помещен и такой "милый" совет читателю:

 "Ваш вопрос касается проблемы начала "сексуальной практики", нередко обсуждающейся среди биологов. Рим­ский писатель Тацит превозносит германцев, которые до 24 лет не касались женщин, и это правило должно иметь силу и у нас. Половое влечение, одно из самых мощных в жизни человека, не должно рано обретать господство над челове­ком, и вы совершенно правы, когда ищете в спорте ту разгрузку, которая вам еще не полагается в сексуальной сфере(!). Если ваши друзья, пусть даже они и моложе, действуют по-другому, это против заповедей сексуальной гигиены(!). Знаменитый специалист в области гигиены тай­ный советник профессор д-р Макс фон Грубер (sic!!) никогда не прекращал проповедовать в своей темпераментной мане­ре, что половое воздержание никому еще не причиняло вреда".

 Ссылка на Грубера и древних германцев — конечно, весомый аргумент! Тот же самый профессор Грубер утверж­дал, однако, что воздержание не только не приносит вреда, но даже полезно: неизлившееся семя вновь поглощается, что означает поступление белка.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz