Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

ГЛАВА V. Принудительная семья как воспитательный аппарат

 Важнейшим очагом формирования идеологической ат­мосферы консерватизма является принудительная семья. Ее основным типом является треугольник "отец, мать и ребе­нок". В то время как приверженцы консервативных воззре­ний видят в семье основу или, по словам некоторых, "ячей­ку" человеческого общества вообще, мы, учитывая ее изме­нения в ходе исторического развития и ее общественные функции в различные периоды, усматриваем в семье резуль­тат существования определенных экономических структур. Следовательно, мы рассматриваем семью не как структур­ный элемент и основу общества (матриархальная и патриар­хальная семьи, патриархат с многоженством или без него и т.д.). Если же консервативная сексуальная наука, реакци­онная сексуальная этика и правопорядок вновь и вновь говорят о семье как об основе государства и общества, то они правы лишь постольку, поскольку принудительная семья является неотъемлемой составной частью авторитарного го­сударства и авторитарного общества. Ее общественный смысл исчерпывается следующими основными свойствами:

 1. Экономическое. До капитализма и в начальный период капитализма семья была малым предприятием и еще остает­ся таковым и сегодня в крестьянском хозяйстве и мелком производстве.

 2. Социальное. В авторитарном обществе она выполняет важную функцию защиты женщины и детей, бесправных в экономическом и сексуальном отношениях.

 3. Политическое. Если во времена докапиталистической частной собственности и раннего капитализма семья имела непосредственные экономические корни в мелком семейном производстве (как еще и сегодня в мелком крестьянском хозяйстве), то с развитием производительных сил и возобладанием коллективных форм процесса труда совершилось изменение функций семьи. Ее непосредственная экономиче­ская основа утратила свое значение. Происходило это по мере все большего вовлечения женщин в производственный процесс. Потеря экономической основы заменялась появле­нием у семьи политической функции.

 4. Кардинальная задача семьи — та, из-за которой ее чаще всего и защищают консервативная наука и консерва­тивное право, — заключается в ее свойстве быть фабрикой авторитарных идеологий и консервативных структур. Она образует воспитательный аппарат, через который должен пройти едва ли не каждый член общества со своего первого вздоха. Семья оказывает на ребенка воздействие, проникну­тое консервативным мировоззрением, не только как инсти­тут авторитарного типа, но и, как мы скоро увидим, в силу характера своих собственных структур. Она представляет собой посредствующее звено между экономической структу­рой общества и его идеологической надстройкой, она про­низана консервативной духом, который с неизбежностью впитывается в сознание каждого члена общества и сохраня­ется в нем, не поддаваясь устранению. Благодаря характеру своего формирования и своему непосредственному влия­нию, она передает не только общие установки по отношению к общественному строю и консервативный способ мышле­ния, но и непосредственно воздействует в консервативном смысле на сексуальную структуру детей. Это имеет место благодаря той сексуальной структуре, порождением которой является семья и которую она воспроизводит. Не случайно положительное или отрицательное отношение молодежи к господствующему порядку в очень высокой степени пропор­ционально ее положительному или отрицательному отноше­нию к семье. Не случайно также, что консервативно и реакционно настроенная молодежь в общем и целом, за немногими исключениями, привержена семье и выступает за ее сохранение, революционно же настроенная молодежь отрицательно относится к семье, склонна поддержать ее разрушение и в более или менее полном объеме освобожда­ется из семейного сообщества. Это самым тесным образом связано с атмосферой семьи и ее структурой, враждебными сексуальности, с отношениями членов семьи друг к другу.

 В соответствии с этим нам, если мы будем анализировать воспитательное значение семьи, придется в отдельности рас­смотреть две проблемы: 1) влияние конкретных обществен­ных идеологий, к помощи которых прибегают в процессе семейного воспитания, стремясь оказать воздействие на мо­лодежь; 2) непосредственное влияние самой "треугольной структуры".

1. Влияние общественных идеологий

 Семьи крупных буржуа отличаются от мелкобуржуазных, а те, в свою очередь, от семей промышленных рабочих. Но все они подвергаются воздействию одной и той же атмосфе­ры половой морали, не ликвидирующей специфическую классовую мораль. Эта последняя частично противоречит первой, отчасти же заключает с ней компромиссы.

 Преобладающий тип семьи — мелкобуржуазный — про­стирается значительно дальше границ общественного слоя, называемого мелкой буржуазией, и встречается как среди крупной буржуазии, так и, в еще большей степени, среди индустриальных рабочих. Основой мелкобуржуазной семьи являются отношения патриархального отца к жене и детям. Он, так сказать, представляет в семье авторитет государства. Ввиду противоречия между своим положением в производ­ственном процессе (служащий) и функцией в семье (госпо­дин) отец семейства является, что типично, фельдфебель­ской натурой. Он покоряется вышестоящим, впитывает все без остатка господствующие воззрения (отсюда тенденции к подражанию в его поведении) и господствует над теми, кто ниже его. Он передает дальше воспринятые им взгляды "начальства" и содействует воплощению их в жизнь.

 Сточки зрения сексуальной идеологии, общественная иде­ология брака совпадает в мелкобуржуазной семье с представ­лением о длительном моногамном браке. Какими бы убоги­ми и безутешными, мучительными и невыносимыми ни были ситуация в браке и семейные отношения, с точки зрения идеологии, члены семьи должны защищать их как внутри семьи, так и перед окружающими. Общественная необходимость такого бытия принуждает к затушевыванию убожества семьи и брака и к превознесению их. Она порож­дает также широко распространенную семейную сентимен­тальность и штампы вроде "семейного счастья", "домашнего очага", "тихого приюта" или представления о счастье, кото­рым семья якобы является для детей. Из того факта, что в нашем обществе ситуация вне брака и семьи выглядит еще безутешнее, так как отсутствует всякая материальная, право­вая и идеологическая защита половой жизни, делается вывод о естественной необходимости института семьи. С точки зрения душевного состояния, семья также оказывается не­обходимой, чтобы завуалировать действительность от самих себя и использовать сентиментальные штампы, образующие важную часть атмосферы идеологического воздействия, ведь они помогают выстоять в семейной ситуации, которая с той же точки зрения душевного состояния неэкономична. Так объясняется тот факт, что лечение неврозов столь легко разрушает брачные и семейные связи — ведь в результате лечения ликвидируется иллюзия и ее место неумолимо за­нимает истина.

 Целью "выращивания" детей с самого начала является воспитание для брака и семьи. Воспитание для профессио­нальной деятельности прибавляется к нему лишь гораздо позже. Воспитание, отрицающее и отвергающее сексуаль­ность, диктуется не только общественной атмосферой. Оно становится необходимым вследствие вытеснения сексуаль­ности, практикуемого взрослыми. Без возможно более пол­ного отказа от сексуальности существование в семейной атмосфере невозможно.

 В типичной мелкобуржуазной семье воздействие на ап­парат половых влечений принимает определенные специфи­ческие для нее формы, которыми определяются индивиду­альные способы переживания "чувств брака и семьи". Вни­мание акцентируется на прегенитальной эротике путем усиленного подчеркивания значения функций питания и выделения, в то время как генитальные манипуляции пол­ностью пресекаются (борьба с онанизмом). Воспрепятствование генитальным манипуляциям и фиксация на прегенитальном удовлетворении обусловливают перемещение сексуального интереса в сферу садизма, сексуальная же любознательность ребенка активно подавляется. Это прихо­дит в противоречие с жилищной ситуацией, общей сексуальной нескромностью родителей и условиями жизни в семье, которым неизбежно свойственна преувеличенная сексуаль­ность, ведь дети, пусть даже искаженно и в ложной интерп­ретации, но чутко воспринимают все происходящее в семье.

 Препятствия развитию сексуальности, обусловленные идеологией и воспитанием, с одной стороны, и наблюдение над самыми интимными действиями взрослых, их сопережи­вание, с другой, уже закладывают в ребенке основу сексуаль­ного лицемерия. Это явление несколько смягчено в рабочих семьях, в которых не столь сильно подчеркиваются функции питания и пищеварения, а генитальные манипуляции, на­против, больше распространены и подвергаются менее жес­тким запретам. Поэтому там противоречия не столь остры и более свободен путь для проявления генитальной сексуаль­ности. Это сплошь да рядом обусловливается образом жизни семьи индустриального рабочего. Но если рабочий продви­гается вверх, попадая в ряды рабочей аристократии, то, соответственно, изменяется и его образ мыслей, а его дети оказываются под более сильным давлением консервативной морали.


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz