Сексуальная революция Сексуальная революция Сексуальная революция
Главная страница | E-mail

Вильгельм Райх "Сексуальная революция"

Огюст Форель

 Среди социалистических исследователей половых про­блем никто, конечно, с такой силой не подчеркнул ущерб гигиенического характера от превращения сексуальной фун­кции в объект купли-продажи, как Огюст Форель. Он верно увидел все принципиальные трудности половых отношений, проистекающие из авторитарного образа жизни, не добрав­шись, правда, до более глубоких экономических корней бедственного состояния сексуальной сферы. В соответствии с этим его констатации завершаются жалобами, а не после­довательным доведением размышлений до конца, и добро­желательными советами насчет того, что следовало бы сде­лать для ликвидации недостатков, вместо познания специ­фических зависимостей убожества сексуальной сферы жизни общества от господствующей социальной структуры.

 Мировоззренческая робость — а ничего другого и не следовало от него ожидать — проявляется в противоречиво­сти его собственных взглядов. В брошюре "Сексуальная этика" форель представляет этическую точку зрения, в со­ответствии с которой "удовлетворение полового влечения как у мужчины, так и у женщины само по себе в общем и целом этически индифферентно" до тех пор, пока формули­ровки сохраняют общий характер. "Поэтому мы берем на себя смелость заявить, что каждое половое сношение, не вредящее ни одному, ни другому его участнику, ни третьему лицу, ни здоровью ребенка, который может быть зачат в результате этого... не может быть аморальным". Желание воспрепятствовать этически индифферентным оплодотворениям бесцельно. "До тех пор пока они не вредят, их следует терпеть, тем более что счастье и здоровая, радостная созида­тельная деятельность индивидов часто зависят от нормаль­ного удовлетворения влечения". Великолепные слова для времени, когда Форель писал их. После того как было еще установлено, что мужчина "большей частью имеет инстинк­тивную предрасположенность к моногамии" (Почему только мужчина? Вот двойная половая мораль, затемняющая кон­статацию фактов!), следует добрый совет:

 "Этический сексуальный идеал решительным образом пред­ставляет собой моногамный брак, покоящийся на продолжи­тельной взаимной любви и верности и благословенный несколь­кими детьми... Это дело не столь редкое, как утверждают наши современные пессимисты, но, впрочем, и не особенно частое. Для того же, чтобы этот брак был целиком тем, чем он может и должен быть, ему следует стать совершенно свободным, оба супруга должны быть абсолютно равноправ­ными и никакое другое внешнее принуждение, кроме обя­занностей перед детьми, не должно скреплять брак. Для этого необходим прежде всего раздел имущества и правиль­ная оценка любой трудовой деятельности как женщины, так и мужчины".

 Но в этом случае брак ликвидируется сам собой, так как последнее требование лишает брак его последнего основа­ния — сексуального и экономического угнетения женщины.

 На практике же имеет место следующее:

 "Полигамный конфликт: "На протяжении длительного времени мною владеет страсть к женщине, страсть, которую я напрасно пытаюсь победить. Будучи женатым мужчиной, имея чудесную супругу, с которой я прожил в мире 32 года... я, конечно, понимаю, что такая связь ни в коей мере не является оправданной или хотя бы извинительной. Тем не менее я оказываюсь вновь и вновь слишком слабым, чтобы противостоять страсти".

 "Сначала следует попытаться бороться с помощью вну­шения". "В этих случаях дорог добрый совет " (курсив мой), — говорит сам Форель. Конечно, добрый совет дорог, если каждому члену консервативного общества непрерывно вби­вают в голову, что отношения с другой женщиной или другим мужчиной "ни в коей мере не является оправданными или хотя бы извинительными".

Конец "Всемирной лиги сексуальной реформы"

 Во второй половине 20-х годов либеральный гуманист и социалист Магнус Хиршфельд придал своей исследователь­ской работе организационную форму, создав "Всемирную лигу сексуальной реформы" (ВЛСР). Она охватывала наибо­лее прогрессивных для того времени исследователей половых проблем и сторонников сексуальной реформы во всем мире. Ее программа включала следующие пункты:

 1. Политическое, экономическое и сексуальное равно­правие женщины.

 2. Освобождение брака (в особенности расторжения бра­ка) от опеки со стороны церкви и государства.

 3. Регулирование рождаемости в соответствии с принци­пами деторождения, проникнутыми сознанием ответствен­ности.

 4. Евгеническое воздействие на потомство.

 5. Защита матерей-одиночек и детей, рожденных вне брака.

 6. Правильная оценка вариантов интерсексуальных отно­шений, в особенности гомосексуальности мужчин и жен­щин.

 7. Предупреждение проституции и венерических заболе­ваний.

 8. Восприятие нарушений полового влечения не как прежде — в виде преступлений, грехов или пороков, а в качестве более или менее болезненного явления.

 9. Сексуально-уголовное право, которое делает наказуе­мым только действительное вмешательство в половую сво­боду другого лица, но не вмешивается в сами половые отношения, основывающиеся на совпадающей воле взрос­лых людей.

 10. Планомерное половое воспитание и просвещение. Датский специалист в области сексуальной политики Леунбах, который был одним из трех президентов ВЛСР, отметил ее большие заслуги, одновременно подвергнув об­стоятельной критике противоречия в ее деятельности ("Von der bugerlichen Sexualreform zur revolutionaren Sexualpolitik", Ztschr. f. pol. Psych, u. Sexok, 1935, 2). Наиболее существен­ные пункты его критики касались попыток Всемирной лиги проводить сексуальную реформу "аполитично", критиковал он и ее слишком либеральные представления о свободе, заходившие так далеко, что каждой национальной организа­ции предоставлялось право руководствоваться законами своей страны, игнорирование детской и юношеской сексу­альности, положительное отношение к институту брака и т.д.

 После смерти Хиршфельда Хэйр и Леунбах выступили со следующим заявлением:

 Сообщение для всех членов и секций Всемирной лиги сексуальной реформы

 Мы, д-р Норман Хэйр (Лондон) и д-р Леунбах (Копен­гаген), два оставшихся президента ВЛСР, вынуждены, вы­полняя печальную обязанность, сообщить о смерти нашего президента Магнуса Хиршфельда. Он умер в Ницце 15 мая 1935 г.

 Самым лучшим решением был бы, на наш взгляд, созыв конгресса, который и принял бы решение о будущем ВЛСР. В настоящее время, однако, это представляется невозмож­ным по тем же причинам, которые воспрепятствовали про­ведению нового Международного конгресса после того, как в 1932 г. в Брно состоялся последний. Политическая и экономическая ситуация в Европе сделала невозможной не только проведение международных конгрессов, но и даль­нейшую работу ВЛСР во многих странах. Французская сек­ция больше не существует, испанская с момента гибели Хильдегарт1[6] прекратила всякую деятельность, как и секции в большинстве других стран. Как нам удалось установить, английская секция — единственная, которая еще активно функционирует.

 Ввиду невозможности созвать Международный конгресс два президента считают необходимым заявить, что дальней­шее сохранение ВЛСР как международной организации не­возможно. Поэтому мы объявляем Всемирную лигу сексу­альной реформы распущенной. Национальные секции дол­жны сами решать, будут ли они продолжать действовать как самостоятельные организации или распустятся.

 Среди членов различных организаций возникли значи­тельные разногласия относительно того, в какой мере лиге следовало бы сохранять свой первоначальный неполитиче­ский характер. Некоторые считают, что невозможно добить­ся осуществления целей ВЛСР, не борясь одновременно за социалистическую революцию.

 Д-р Хэйр твердо настаивает на исключении революци­онной деятельности из программы ВЛСР. Как полагает д-р Леунбах, ВЛСР не смогла ничего достичь потому, что она не присоединилась и не может присоединиться к революцион­ному рабочему движению. Его точка зрения сформулирована в статье, опубликованной в № 1 т. 2 "Zeitschrift fiir politische Psychologie und Sexua?konomie" За 1935 г. Мнение д-ра Хэйра публикуется в № 2, в котором напечатано и это сообщение.

 Теперь, после роспуска Всемирной лиги сексуальной реформы, члены ее национальных секций могут вполне самостоятельно решать проблемы своей дальнейшей дея­тельности".


[««]   Вильгельм Райх "Сексуальная революция"   [»»]

Главная страница


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz